Совет государственных связей

ГУДОК: Вчера в Москве началось 69-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Традиционно основными темами рабочей встречи стали итоги работы объединённой сети, пассажирское сообщение, а также вопросы взаиморасчётов между железнодорожными администрациями.

Не повысишь — не поедешь

КОММЕРСАНТ: Грузоотправителям пришлось согласиться на рост тарифов ОАО РЖД

Несмотря на обещания ОАО РЖД отменить с 2019 года экспортную надбавку к тарифам в размере 8%, она может быть продлена до 2025 года, и на это согласились потребители. Исключение сделано для алюминия, субсидируемого из-за санкций, и нефтепродуктов, которые нужно вернуть на железную дорогу. Позиция рынка выглядит парадоксальной, но вызвана тем, что ОАО РЖД показало в финансовой модели брешь на 2 трлн руб., которая может напрямую повлиять на интересы грузоотправителей. В итоге около 300 млрд руб. дефицита монополия намерена покрыть за счет грузовых тарифов, а ФАС, по данным “Ъ”, готова ей в этом помочь.

Фарид Хусаинов, кандидат экономических наук

Фарид Хусаинов, кандидат экономических наук

Комментарий к "Индексу качества" за 2 квартал 2018 года

– Показатель, характеризующий удовлетворенность сроками доставки, оказался самым провальным в отчете за II квартал 2018 года [имеется в виду снижение на 8 баллов - с 68 баллов во 2 кв. 2017 г. до 60 баллов во 2 кв.2018 г.; это самое большое снижение показателя к прошлому году]. В связи с организацией чемпионата мира по футболу и запуском множества дополнительных пассажирских поездов, по оценкам участников рынка, в мае – июне резко упала скорость доставки грузов и выросло количество брошенных поездов, особенно на Северо-Кавказской, Октябрьской и Дальневосточной магистралях.

Вместе с тем здесь наблюдается любопытный парадокс: притом что грузоотправители массово говорят о снижении скорости доставки, особенно в июне 2018 года, формально этот показатель не просто вырос, а совершил аномальный скачок. Если в апреле и мае 2018 г. он составлял, по данным ОАО «РЖД», соответственно 356 и 342 км/сут., то в июне 2018 г. он вырос до 386 км/сут., что на 13% выше мая 2018 г. и на 9% выше июня предыдущего года.

Такое радикальное расхождение между тем, что видят участники рынка и тем, что показывают официальные статистические отчёты РЖД имеет объяснение. О причинах этого расхождения можно догадаться внимательно изучая распоряжения РЖД № 1764р и 2827р и сопоставляя статистику брошенных поездов с динамикой роста общей скорости доставки на фоне снижения участковой и технической скоростей. Подсказка для любознательных: если поезд при «бросании» отнесён на ответственность не РЖД, а грузополучателя (код 01) , то это – формально – уменьшает вагоночасы в знаменателе при расчёте скорости доставки. И она – формально – немного увеличивается. Разумеется, это увеличение происходит в отчётности, а не в реальности.

Еще одна проблема, которой нужно здесь коснуться, – это дефицит подвижного состава. В I полугодии вагонов закуплено больше, чем списано, поэтому дефицит должен постепенно уменьшаться. Общий парк вагонов, по данным ОАО «РЖД», вырос с 1070,2 тыс. ед. в июне 2017 года до 1089,99 тыс. ед. в июне 2018 г. (т.е. на 1,8%), а рабочий парк – с 917,1 тыс. ед. в июне 2017-го до 948,4 тыс. ед. в июне 2018 г. (на 3,4%).

Но масштабное списание вагонов в 2015–2016 гг. не проходит бесследно. До сих пор грузоотправители массово отмечают нехватку подвижного состава.

Различные респонденты по-разному оценивают величину дефицита, в основном эти оценки находятся в диапазоне от 15 до 30% от потребности в обеспечении вагонами.

Пока парк грузовых вагонов составлял 1,2 млн ед., дефицита не ощущалось (за исключением отдельных узких сегментов). Как только парк достиг баланса – так грузоотправители хором заговорили о дефиците.

Результаты этих опросов свидетельствуют о важной особенности рынка: расчетные величины, полученные на основании каких-то утвержденных либо согласованных методик или моделей, имеют не очень много смысла на меняющемся рынке. И это важный аспект, на который необходимо обратить внимание регуляторов: слишком опасно пытаться регулировать то, что мы даже не можем корректно измерить.

Источник: РЖД-Партнер, № 18, 2018 г. С.68.

Возврат к списку