«Метафракс» заказал у ОВК 100 вагонов-цистерн для перевозки метанола

«Метафракс» заказал у ОВК 100 вагонов-цистерн для перевозки метанола Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» («НПК ОВК» или «Холдинг») (MOEX: UWGN) в рамках развития сотрудничества с крупнейшим производителем метанола ПАО «Метафракс» поставит ему 100 вагонов-цистерн нового поколения модели 15-6880. Вся партия будет направлена заказчику в срок до мая 2019 года.

Погрузка на сети ОАО «РЖД» выросла на 1,5% в ноябре

РЖД: По оперативной информации, погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» в ноябре 2018 года составила 107,3 млн тонн, что на 1,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот за ноябрь 2018 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,3% и составил 220,1 млрд тарифных тонно-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время вырос на 4,3% и составил 280,8 млрд тонно-км.

Фарид Хусаинов, кандидат экономических наук

Фарид Хусаинов, кандидат экономических наук

Ловушки для экономистов и регуляторов

Мы, экономисты, очень любим количественные показатели. Мы любим что-то измеряемое и исчисляемое и вследствие этого иногда попадаем в ловушку. Мы начинаем судить о чем-то по «хорошему» показателю, забывая о том, что любое явление – комплексное. И именно поэтому мнения экономистов и потребителей иногда расходятся. Экономисты говорят, что нечто – очень хорошо и прекрасно, поскольку показатель такой-то вырос на столько-то процентов к уровню прошлого года, а потребители иначе оценивают то же самое явление, поскольку их взгляд – более комплексный и включает много аспектов, которые не видны через окуляр одного измерителя. В еще большей степени эта слепота развивается, когда вы пытаетесь оценить работу компании на основе KPI.

В чем здесь ключевая проблема? В том, что, если вы не знаете, как формируется показатель, как построена система его учета, вы наверняка сделаете неправильный вывод. Вот пример: в качестве одного из показателей оценки работы РЖД был выбран показатель доли отправок, доставляемых с просрочкой, и целевым ориентиром стала определенная величина значения этого показателя. После того как этот показатель стал одним из тех, по которым оценивается работа РЖД, он начал внезапно и резко улучшаться: если в 2013 году с просрочкой доставлялось 22,5% всех отправок (считая и груженые, и порожние), то в 2014 г. – уже 12,9%, в 2015 г. – 7,1%, а к 2016 г. этот показатель снизился до неприличных 3,9% (в том числе 3,3% для груженых отправок и 4,3% – для порожних).

Как известно, ларчик открывался просто: грузоотправители подписывали договоры на увеличение сроков доставки грузов. Например, если у вас при сроке доставки 5 суток отправка приехала через 7 суток, то в общем случае ОАО «РЖД» должно вам выплатить (в соответствии со ст. 97 Устава железнодорожного транспорта РФ) штраф в размере 9% за каждые сутки просрочки. Но если вы «добровольно» заключили с ОАО «РЖД» договор, согласно которому разрешаете ему увеличить величину нормативного срока доставки, скажем, на 5 суток, то все отправки, пришедшие, например, на сутки или двое позже установленных норм, будут учтены не как прибывшие с просрочкой, а как прибывшие в срок. Таким образом, сама по себе просрочка не уменьшилась, но формально показатель просрочки улучшился. О том, что грузоотправители, мягко говоря, не слишком довольны этими договорами, они неоднократно говорили и на различных отраслевых конференциях, и в рамках интервью для исследования «Индекс качества» журнала «РЖД-Партнер», но это лишь слова, а если брать объективные данные – статистику, то кажется, будто ситуация улучшается. В итоге если на показатели просрочки будет смотреть не железнодорожник, а кто-то более поверхностный, например журналисты (из нетранспортных изданий, разумеется), или члены правительства, или иные люди без железнодорожного образования (то есть не изучавшие дисциплину «Статистика железнодорожного транспорта»), то они подумают: «Как улучшилась работа РЖД!». Но проблема заключается в том, что формальные показатели улучшатся, однако неудовлетворенность грузоотправителей и грузополучателей сохранится и даже, возможно, усилится.

В июньском номере журнала «РЖД-Партнер» (2018. № 11–12) опубликован материал по итогам исследования «Индекс качества». Один из экспертов проекта, первый заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», д. э. н. Дмитрий Мачерет, комментируя причины ухудшения Индекса качества, справедливо отмечает: «Нельзя не обратить внимания на неуклонное снижение оценок показателя «соблюдение сроков доставки» уже пятый квартал подряд, что диссонирует с ростом отчетной скорости доставки и высокой долей отправок, доставленных в установленный срок.

Причину позволяют понять интервью грузоотправителей. Их наибольшее недовольство вызывает расширяющаяся практика принуждения к заключению соглашений о продлении сроков доставки. Такие соглашения, безусловно, позволяют улучшить статистику доставки отправок в установленные сроки, но, как показывает практика, приводят к ухудшению оценок качества услуг клиентами. А ведь рыночный субъект должен работать не на показатель, а на клиента».

Отсюда вытекает важный урок для экономистов: недостаточно смотреть на голые цифры, необходимо, во-первых, понимать, как они формируются, а во-вторых, учитывать то, что не все, что кажется нам улучшением, на самом деле является таковым.

Автор: к.э.н. Фарид Хусаинов.
Источник: РЖД-Партнер
Дата: 24.07.2018

Возврат к списку