Вагоны берут в оборот

ГУДОК: В условиях профицита подвижного состава управление парком становится ключевым фактором обеспечения скорости перевозок.На конференции «Рынок железнодорожного подвижного состава и операторских услуг», прошедшей вчера в Москве, грузоотправители и операторы обсудили сокращение простоя вагонов и увеличение скорости движения по сети. Участники выделили сразу несколько основных проблем, которые мешают ритмичному курсированию вагонов по железной дороге.

Государство выступит в тяжелом весе

КОММЕРСАНТ: ГТЛК может купить вагонные активы на 90 млрд рублей
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) предпринимает очередную попытку консолидировать рынок грузовых вагонов. Она намерена купить лизинговую Brunswick Rail Ильи Беляева и Первую тяжеловесную компанию (ПТК) Сергея Генералова в общей сложности за 90 млрд руб. В итоге ГТЛК может стать третьим по величине оператором вагонов в РФ с 77,3 тыс. вагонов. Эксперты не считают цену заоблачной, но недоумевают, зачем ГТЛК усложнять бизнес, заходя в сегмент прямого оперирования вагонами.

Ставка предоставления полувагона в ближайшие 3 года не содержит потенциала роста

РЖД-ПАРТНЕР: Как рассказал в ходе 9-й ежегодной конференции «Рынок железнодорожного подвижного состава и операторских услуг», организованной информационным сервисом «Промышленные грузы», заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук, на сеть будет поставлено больше вагонов, чем это нужно для удовлетворения спроса на перевозку. Это вызовет локальный профицит парка в районе отдельных мест погрузки и снижение ставок на определенных направлениях перевозок. Как полагает эксперт, ближе к лету на Кузбассе можно будет ожидать переизбыток порожнего парка

Фарид Хусаинов, кандидат экономических наук

Фарид Хусаинов, кандидат экономических наук




Каким будет долгосрочный тариф по версии ФАС?

Некоторое время назад ФАС России выпустила приказ о долгосрочном регулировании железнодорожных тарифов. Полное название его звучит так: «О внесении изменений в отдельные приказы ФСТ России и ФАС России по вопросам долгосрочного государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках»(приказ № 997/18 от 13.07.2018 г., зарегистрирован Минюстом 06.08.2018 г., регистрационный № 51791).

В этом приказе (полный текст в PDF доступен по ссылке http://docme.ru/doc/3117896/prikaz-fas-rossii-N-997-18-ot-13-07-2018--zaregistr06.08), помимо прочего содержится формула, по которой предлагается рассчитывать уровень повышения тарифов на 2019-2025 год.

Формула проста: нужно взять среднее арифметическое из четырёх показателей инфляции за четыре года – год, предшествующий году принятия решения (факт), год принятия решения (ожидаемый показатель), и прогнозы на год, в котором будет действовать тариф на год, следующий за ним. И затем, из среднего арифметического за четыре года вычесть 0,1%. Это без учёта отдельно введённых надбавок, одна из которых – «для покрытия расходов на выполнение капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования», действует до 2025 года, а вторая - «для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства» - до 2019.

При этом, в приказе отмечено, что прогнозные данные об инфляции принимаются «в соответствии с актуальным на дату принятия тарифного решения прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период, %». В прошлом году соответствующий документ был опубликован МЭР в сентябре, но в июле МЭР скорректировало прогноз по инфляции (в своём обзоре "Картина экономики" от 03.07.2018 г.).
На сегодня прогноз МЭР по инфляции выглядит так (см. рис.1).

Скорее всего в сентябре этого года будет принята новая версия «Прогноза социально-экономического развития РФ...» и прогноз из этого документа ляжет в основу расчёта тарифов.

Но пока нового прогноза нет, воспользуемся данными из июльского прогноза МЭР.

Индексация на 2019 год

Итак, в 2018 году принимается решение об уровне тарифов на 2019 год. Он будет рассчитываться примерно следующим образом: инфляция за год предшествующий принятию решения, т.е. за 2017 год составляет 2,5%, ожидаемая инфляция в 2018 году, согласно актуального на сегодня прогноза МЭР 3,1% и прогноз МЭР на 2019 и 2020 годы соответственно - 4,3% и 3,8% (эти данные приведены на рис.1).
(2,5 + 3,1 + 4,3 + 3,8) / 4 = 3,425

Из среднего арифметического этих четырёх показателей мы должны вычесть 0,1%:
3,425 - 0,1 = 3,325 %

Это расчёт в процентах, для наглядности. Для большей точности и большего числа знаков после запятой, это можно записать не в %, а в долях единицы (строго говоря, - это более корректно и правильно):
0,03425 - 0,001 = 0,03325.

Кроме того, нужно помнить, что в 2019 году надбавка для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства будет увеличена с 1,44 до 1,5 %, соответственно, общий рост еще немного увеличится на величину (1,015 / 1,0144 = 1,00059) и мы получим:
0,03325 * 1,00059 = 0,03386.

Округляя, получим, что рост тарифов в 2019 году должен составить 3,39% или, если округлять до 1/10 процента, то получаем рост тарифа 3,4%.
Помним, так же, что 2%-ная надбавка действовала и в 2018 году и в 2019), поэтому на рост в 2019 относительно роста в 2018 она не влияет (либо, есть второй вариант/способ расчёта, в котором можно учесть эту надбавку, но рост будет тогда не к прошлому году, а к базовому уровню прошлого года, т.е. к прошлогоднему уровню, очищенному от соответствующей надбавки, ранее я писал об этом в посте в блоге ; результат расчёта будет практически идентичным, разве что в 4-м знаке после запятой что-то немного изменится).

Индексация на 2020 год

В 2019 году уже будет известна фактическая инфляция за 2018, но мы условно принимаем, что она совпадёт с последним на сегодня прогнозом МЭР и составит 3,1 %. Годом принятия решения будет 2019-й, соответственно прогнозная цифра (или ожидаемая) там тоже будет другая, но мы сейчас для простоты предположим, что она совпадает с нынешним прогнозом МЭР и составит 4,3%. Прогноз на 2020-й и 2021-й годы так же, предположим не изменится и составит 3,8% и 4% соответственно.

Тогда индексацию получим следующую:
(3,1 + 4,3 + 3,8 + 4,0) / 4 = 3,8

Из среднего арифметического этих четырёх показателей мы должны вычесть 0,1%:
3,8 - 0,1 = 3,7 %

Обе надбавки, упомянутые выше, продолжают действовать, поэтому дополнительного роста (год к году) они не дают.

Индексация на 2021 год

В 2020 году уже будет известна инфляция за 2019, но мы условно принимаем, что она совпадёт с последним на сегодня прогнозом МЭР и составит 4,3 %. Годом принятия решения будет 2020-й, соответственно прогнозная цифра (или ожидаемая) по итогам 2020, предполагаем, составит 3,8 %. Прогноз на 2020-й и 2021-й годы так же, предположим не изменится и составит 4% и 4% соответственно.

Тогда индексацию получим следующую:
(4,3 + 3,8 + 4,0 + 4,0) / 4 = 4,025

Из среднего арифметического этих четырёх показателей мы должны вычесть 0,1%:

4,025 - 0,1 = 3,925 % или, округляя до одного знака после запятой, получим 3,9%.
Обе надбавки, упомянутые выше, продолжают действовать, поэтому дополнительного роста (год к году) они не дают.

Индексация на 2022 год

Здесь необходимо помнить, что в 2022 году прекращает действовать надбавка в 1,5% (во всяком случае, так предполагает ФАС, возможно, что РЖД потом добьётся продления и этой надбавки, как это было с 2%-ной надбавкой, так что тут я бы не загадывал; но пока будем пользоваться тем приказом, какой есть и исходить из того, что надбавка будет отменена).

Итак, в 2021 году уже будет известна инфляция за 2020, и мы принимаем, что она совпадёт с последним на сегодня прогнозом МЭР и составит 3,8 %. Годом принятия решения будет 2021-й, соответственно прогнозная цифра (или ожидаемая) по итогам 2020, предполагаем, составит 4,0 %. Прогноз на 2020-й и 2021-й годы так же, предположим не изменится и составит 4% и 4% соответственно.

Тогда индексацию получим следующую:
(3,8 + 4,0 + 4,0 + 4,0) / 4 = 3,95

Из среднего арифметического этих четырёх показателей мы должны вычесть 0,1%:
3,95 - 0,1 = 3,85 % или, округляя до одного знака после запятой, получим 3,9%. А теперь вспоминаем, что надбавка в 1,5% отменена (а она у нас "сидит" в базе предыдущего года) и соответственно мы должны уменьшить общий коэффициент роста на эту величину.

Что бы не ошибиться сделаем это не в %, а в долях единицы:
1,0385 / 1,015 = 1,02315 или рост в 2,3%

Индексация на 2023 год

В 2022 году уже будет известна инфляция за 2021, и мы принимаем, что она совпадёт с последним на сегодня прогнозом МЭР и составит 4,0 %. Годом принятия решения будет 2022-й, соответственно прогнозная цифра (или ожидаемая) по итогам 2022, предполагаем, составит 4,0 %. Прогноз на 2020-й и 2021-й годы так же, предположим не изменится и составит 4% и 4% соответственно.

Тогда индексацию получим следующую:
(4,0 + 4,0 + 4,0 + 4,0) / 4 = 4,0

Из среднего арифметического этих четырёх показателей мы должны вычесть 0,1%:
4,0 - 0,1 = 3,9 %.

Вместе с тем, необходимо помнить, что приведённые выше данные – не гарантированные цифры, а результаты расчётов, базирующиеся на столь ненадёжной и зыбкой основе как предположения о том, что приказ ФАС будет выполнен и не изменится под давлением РЖД и о том, что прогноз МЭР по инфляции окажется верным.

Поэтому я никому не рекомендовал бы считать эти цифры - пользуясь выражением профессора Преображенского – "окончательной бумажкой".


Возврат к списку