Экспортеры просят выдать льгот на-гора

КОММЕРСАНТ: Угольные компании на фоне резкого падения цен на уголь в Европе собираются попросить скидку 12,8% к железнодорожному тарифу при погрузке в направлении портов Северо-Запада РФ. По данным “Ъ”, ОАО РЖД готово идти навстречу, только если скидки дадут также операторы вагонов и стивидоры. Операторы же отмечают, что в период роста цены на уголь угольщики почему-то не настаивали на повышении цены аренды вагонов. При этом, по мнению участников рынка и экспертов, даже в текущей ситуации рентабельность у угольных компаний, обладающих своей перевалкой и вагонным парком, радикально отличается от положения тех, кто им не владеет.

Evraz докатил до аварии

КОММЕРСАНТ: Вагоны со старыми колесами группы запрещены.

Ространснадзор запретил использовать вагоны с колесами, выпущенными в 2003–2006 годах одним из двух российских производителей — Нижнетагильским меткомбинатом (НТМК) Evraz. С их дефектом связывают два схода грузовых вагонов в последний год. Железнодорожники испытывают острый дефицит колес на 200–300 тыс. единиц в год. Но, по мнению участников рынка, колес НТМК, попавших под запрет, осталось не более 6 тыс. штук, то есть он ситуацию серьезно не ухудшит. В Evraz же говорят, что с 2005 года не выпускают колеса, в которых в принципе возможен выявленный дефект.

Фарид Хусаинов, кандидат экономических наук

Фарид Хусаинов, кандидат экономических наук




Каким будет долгосрочный тариф по версии ФАС?

Некоторое время назад ФАС России выпустила приказ о долгосрочном регулировании железнодорожных тарифов. Полное название его звучит так: «О внесении изменений в отдельные приказы ФСТ России и ФАС России по вопросам долгосрочного государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках»(приказ № 997/18 от 13.07.2018 г., зарегистрирован Минюстом 06.08.2018 г., регистрационный № 51791).

В этом приказе (полный текст в PDF доступен по ссылке http://docme.ru/doc/3117896/prikaz-fas-rossii-N-997-18-ot-13-07-2018--zaregistr06.08), помимо прочего содержится формула, по которой предлагается рассчитывать уровень повышения тарифов на 2019-2025 год.

Формула проста: нужно взять среднее арифметическое из четырёх показателей инфляции за четыре года – год, предшествующий году принятия решения (факт), год принятия решения (ожидаемый показатель), и прогнозы на год, в котором будет действовать тариф на год, следующий за ним. И затем, из среднего арифметического за четыре года вычесть 0,1%. Это без учёта отдельно введённых надбавок, одна из которых – «для покрытия расходов на выполнение капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования», действует до 2025 года, а вторая - «для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства» - до 2019.

При этом, в приказе отмечено, что прогнозные данные об инфляции принимаются «в соответствии с актуальным на дату принятия тарифного решения прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период, %». В прошлом году соответствующий документ был опубликован МЭР в сентябре, но в июле МЭР скорректировало прогноз по инфляции (в своём обзоре "Картина экономики" от 03.07.2018 г.).
На сегодня прогноз МЭР по инфляции выглядит так (см. рис.1).

Скорее всего в сентябре этого года будет принята новая версия «Прогноза социально-экономического развития РФ...» и прогноз из этого документа ляжет в основу расчёта тарифов.

Но пока нового прогноза нет, воспользуемся данными из июльского прогноза МЭР.

Индексация на 2019 год

Итак, в 2018 году принимается решение об уровне тарифов на 2019 год. Он будет рассчитываться примерно следующим образом: инфляция за год предшествующий принятию решения, т.е. за 2017 год составляет 2,5%, ожидаемая инфляция в 2018 году, согласно актуального на сегодня прогноза МЭР 3,1% и прогноз МЭР на 2019 и 2020 годы соответственно - 4,3% и 3,8% (эти данные приведены на рис.1).
(2,5 + 3,1 + 4,3 + 3,8) / 4 = 3,425

Из среднего арифметического этих четырёх показателей мы должны вычесть 0,1%:
3,425 - 0,1 = 3,325 %

Это расчёт в процентах, для наглядности. Для большей точности и большего числа знаков после запятой, это можно записать не в %, а в долях единицы (строго говоря, - это более корректно и правильно):
0,03425 - 0,001 = 0,03325.

Кроме того, нужно помнить, что в 2019 году надбавка для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства будет увеличена с 1,44 до 1,5 %, соответственно, общий рост еще немного увеличится на величину (1,015 / 1,0144 = 1,00059) и мы получим:
0,03325 * 1,00059 = 0,03386.

Округляя, получим, что рост тарифов в 2019 году должен составить 3,39% или, если округлять до 1/10 процента, то получаем рост тарифа 3,4%.
Помним, так же, что 2%-ная надбавка действовала и в 2018 году и в 2019), поэтому на рост в 2019 относительно роста в 2018 она не влияет (либо, есть второй вариант/способ расчёта, в котором можно учесть эту надбавку, но рост будет тогда не к прошлому году, а к базовому уровню прошлого года, т.е. к прошлогоднему уровню, очищенному от соответствующей надбавки, ранее я писал об этом в посте в блоге ; результат расчёта будет практически идентичным, разве что в 4-м знаке после запятой что-то немного изменится).

Индексация на 2020 год

В 2019 году уже будет известна фактическая инфляция за 2018, но мы условно принимаем, что она совпадёт с последним на сегодня прогнозом МЭР и составит 3,1 %. Годом принятия решения будет 2019-й, соответственно прогнозная цифра (или ожидаемая) там тоже будет другая, но мы сейчас для простоты предположим, что она совпадает с нынешним прогнозом МЭР и составит 4,3%. Прогноз на 2020-й и 2021-й годы так же, предположим не изменится и составит 3,8% и 4% соответственно.

Тогда индексацию получим следующую:
(3,1 + 4,3 + 3,8 + 4,0) / 4 = 3,8

Из среднего арифметического этих четырёх показателей мы должны вычесть 0,1%:
3,8 - 0,1 = 3,7 %

Обе надбавки, упомянутые выше, продолжают действовать, поэтому дополнительного роста (год к году) они не дают.

Индексация на 2021 год

В 2020 году уже будет известна инфляция за 2019, но мы условно принимаем, что она совпадёт с последним на сегодня прогнозом МЭР и составит 4,3 %. Годом принятия решения будет 2020-й, соответственно прогнозная цифра (или ожидаемая) по итогам 2020, предполагаем, составит 3,8 %. Прогноз на 2020-й и 2021-й годы так же, предположим не изменится и составит 4% и 4% соответственно.

Тогда индексацию получим следующую:
(4,3 + 3,8 + 4,0 + 4,0) / 4 = 4,025

Из среднего арифметического этих четырёх показателей мы должны вычесть 0,1%:

4,025 - 0,1 = 3,925 % или, округляя до одного знака после запятой, получим 3,9%.
Обе надбавки, упомянутые выше, продолжают действовать, поэтому дополнительного роста (год к году) они не дают.

Индексация на 2022 год

Здесь необходимо помнить, что в 2022 году прекращает действовать надбавка в 1,5% (во всяком случае, так предполагает ФАС, возможно, что РЖД потом добьётся продления и этой надбавки, как это было с 2%-ной надбавкой, так что тут я бы не загадывал; но пока будем пользоваться тем приказом, какой есть и исходить из того, что надбавка будет отменена).

Итак, в 2021 году уже будет известна инфляция за 2020, и мы принимаем, что она совпадёт с последним на сегодня прогнозом МЭР и составит 3,8 %. Годом принятия решения будет 2021-й, соответственно прогнозная цифра (или ожидаемая) по итогам 2020, предполагаем, составит 4,0 %. Прогноз на 2020-й и 2021-й годы так же, предположим не изменится и составит 4% и 4% соответственно.

Тогда индексацию получим следующую:
(3,8 + 4,0 + 4,0 + 4,0) / 4 = 3,95

Из среднего арифметического этих четырёх показателей мы должны вычесть 0,1%:
3,95 - 0,1 = 3,85 % или, округляя до одного знака после запятой, получим 3,9%. А теперь вспоминаем, что надбавка в 1,5% отменена (а она у нас "сидит" в базе предыдущего года) и соответственно мы должны уменьшить общий коэффициент роста на эту величину.

Что бы не ошибиться сделаем это не в %, а в долях единицы:
1,0385 / 1,015 = 1,02315 или рост в 2,3%

Индексация на 2023 год

В 2022 году уже будет известна инфляция за 2021, и мы принимаем, что она совпадёт с последним на сегодня прогнозом МЭР и составит 4,0 %. Годом принятия решения будет 2022-й, соответственно прогнозная цифра (или ожидаемая) по итогам 2022, предполагаем, составит 4,0 %. Прогноз на 2020-й и 2021-й годы так же, предположим не изменится и составит 4% и 4% соответственно.

Тогда индексацию получим следующую:
(4,0 + 4,0 + 4,0 + 4,0) / 4 = 4,0

Из среднего арифметического этих четырёх показателей мы должны вычесть 0,1%:
4,0 - 0,1 = 3,9 %.

Вместе с тем, необходимо помнить, что приведённые выше данные – не гарантированные цифры, а результаты расчётов, базирующиеся на столь ненадёжной и зыбкой основе как предположения о том, что приказ ФАС будет выполнен и не изменится под давлением РЖД и о том, что прогноз МЭР по инфляции окажется верным.

Поэтому я никому не рекомендовал бы считать эти цифры - пользуясь выражением профессора Преображенского – "окончательной бумажкой".


Возврат к списку