Совет операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

Мониторинг оборота алкоголя изменит рынок контейнерных перевозок

ГУДОК: С 2018 года меняются правила перевозки спирта железнодорожным транспортом. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, РАР) будет контролировать прохождение груза на всем пути следования. По оценкам экспертов, общие затраты на внедрение, установку и бесперебойную работу системы навигационного контроля контейнеров могут составить более 500 млн рублей

Совет потребителей ОАО «РЖД» определил направления развития тарифного регулирования

ГУДОК: Расширение периметра целевой надбавки позволит повысить надежность и производительность работы локомотивов, а через это перейти к оптимизации всего парка и сокращению инвестиционного бюджета холдинга

Совет потребителей ОАО "РЖД" обсудил предложения Федеральной антимонопольной службы РФ по внесению изменений в Постановление Правительства России от 5 августа 2009 г. № 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - Постановление), поступившие из аппарата правительства (письмо № П9-37651 от 17.07.2017г.) от заместителя директора Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ Шогенова В.М. В соответствии с мнениями участников Совета потребителей ОАО "РЖД", высказанными на заседании Комитета по вопросам тарифного регулирования, предложенные ФАС изменения были вынесены на общее голосование, которое состоялось 28-31 июля

Разгрузить, нельзя повредить

Монополия призывает стивидоров обновить оборудование, чтобы оно не повреждало вагоны при разгрузке

РЖД выявила за 2016 г. более 110 000 повреждений, нанесенных вагонам при разгрузке в портах, а за первое полугодие 2017 г. – более 50 000, 90% из них «дефицитные» полувагоны, говорится в письме Союза операторов железнодорожного транспорта в адрес компаний – членов союза. В большинстве портов для разгрузки используются грейферы – специальные ковши, которые крепятся на кран. Именно они, по версии РЖД, и повреждают вагоны. Повреждения увеличивают сроки оборота вагонов и риски их отказов в пути, уверена РЖД. Поэтому монополия планирует уговорить порты изменить технологию перевалки и сократить использование грейферов, следует из протокола совещания управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – филиала РЖД («Ведомости» ознакомились с копией документа). Порты заинтересованы в минимизации повреждений, но оборудование стоит дорого: от $1–3 млн за специальный манипулятор (их нужно 2–15 единиц) до 10 млрд руб. за комплекс с вагоноопрокидывателями, говорит один из участников Ассоциации морских торговых портов

Информационно-аналитический центр СРО Союз операторов железнодорожного транспорта создан решением Президиума СОЖТ 1 декабря 2011 года (протокол № 3/2011). 


Основной задачей Центра является формирование на базе организации единой информационно-аналитической системы, позволяющей накапливать и обобщать информацию и знания для реализации различных регулярных и разовых продуктов Союза, в том числе для PR, GR и IR целей.

В 2012 году Информационно-аналитическим центром СОЖТ был запущен проект по публикации информационно-аналитических индикаторов, отражающих состояние рынка железнодорожных перевозок. Показатели деятельности железнодорожного транспорта, регулярно публикуемые ОАО «РЖД» и Росстатом, являются ключевыми для отрасли. Однако только с их помощью невозможно оценить реальные изменения, происходящие на рынке грузовых железнодорожных перевозок. Публикуемые СОЖТ индикаторы наглядно демонстрируют, как изменения на российском и мировом товарных рынках влияют на показатели рынка грузовых железнодорожных перевозок.


Индекс средней арендной ставки на железнодорожный подвижной состав показывает изменение индекса арендной ставки подвижного состава по сравнению с другими промышленными показателями, в частности:

– динамикой изменения стоимости вагонов,

– темпом роста цен в промышленности,

– ценой нового вагона.


На основании этого индикатора можно всегда увидеть основные факторы, влияющие на стоимость предоставления подвижного состава в заданном периоде.


Следующий индикатор показывает долю и структуру транспортных затрат грузоотправителей и ее уровень в конечной цене груза. Индикатор доказывает, что ставка на предоставление вагона под перевозку составляет незначительную часть транспортных расходов и зависит в большей степени от конъюнктуры товарных рынков.


Проект показал свою эффективность: индекс средней арендной ставки на вагон и уровень транспортной составляющей в цене груза регулярно появляются во внешних источниках (СМИ, отчеты финансовых аналитиков крупных банковских структур и т.д.).


Информационно-аналитический центр является важнейшим инструментом для обобщения статистической информации рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава в условиях полного отсутствия единых информационно-аналитических баз данных, позволяющих анализировать деятельность операторов подвижного состава.


С 2014 года эксперты Центра проводят работу по сбору и анализу информации, поступающей в СОЖТ от компаний-участников в рамках реализации положений приказа Минтранса России «Об утверждении Положения о порядке мониторинга обеспечения железнодорожным подвижным составом грузовладельцев и использования железнодорожного подвижного состава участниками перевозочного процесса», и последующей реализации пунктов соответствующего приказа.


Напомним, приказ Минтранса от 5 мая 2012 года №136 «Об утверждении Положения о порядке мониторинга обеспечения железнодорожным подвижным составом грузовладельцев и использования железнодорожного подвижного состава участниками перевозочного процесса» (далее - Приказ) принят в соответствии п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. № 1051 «О порядке привлечения ОАО «РЖД» железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе».


В Приказе предусматривается предоставление через саморегулируемую организацию следующих данных:

- о предоставлении компаниями - участниками СРО грузовых вагонов для перевозок грузов по основной номенклатуре, в том числе в экспортном и внутрироссийском сообщении;

- о наличии у компаний-участников СРО парка грузовых вагонов, в том числе по родам грузовых вагонов и возрастной структуре;

- о средних затратах грузоотправителя при перевозке груза в грузовых вагонах компаний-участников СРО, включая плату за предоставление вагона под перевозку груза и плату за порожний пробег грузового вагона.


Сведения предоставляются ежеквартально за отчетный период и нарастающим итогом с начала года в течение месяца, следующего за отчетным периодом. В целях исполнения Приказа единые форматы предоставления информации были утверждены на Президиуме СОЖТ и разосланы всем его участникам. По итогам 2014 года информация была предоставлена 11 компаниями из 30-х, что составило более 43% рынка по показателю парка подвижного состава в управлении компаний.


Начиная с января 2014 года, информационно-аналитический центр СОЖТ на ежемесячной основе готовит аналитический обзор рынка железнодорожного подвижного состава. Обзор включает в себя ключевые показатели рынка, такие как: погрузка на сети ОАО «РЖД», в том числе по родам подвижного состава, данные по грузообороту, оборот вагона, ввод новых вагонов по основным родам подвижного состава, расчет профицита подвижного состава на сети ОАО «РЖД». Кроме того, обзор содержит материалы по перевозкам грузов по железным дорогам с анализом ситуации в каждом из сегментов перевозок и общеэкономические показатели.


Эксперты Информационно-аналитического центра предоставляют статистическую и аналитическую информацию для аргументации позиции Союза при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти органами исполнительной власти и другими участниками рынка. Кроме того, информационно-аналитический центр активно взаимодействует с аналитическими и маркетинговыми подразделениями операторов входящих в Союз в плане обмена информацией с целью накопления как можно большего банка данных по деятельности Российских железных дорог. Также работа экспертов Центра развивается и в рамках взаимодействия с рабочими группами Союза. Систематически готовятся презентационные материалы и статистические данные, которые позволяют защитить позицию Союза по возникающим вопросам.


В частности, в 2015 году эксперты Центра работали над аналитическими материалами в рамках следующих проектов:

- разработка Методики расчета потребного парка грузовых железнодорожных вагонов;

- анализ проблем рынка грузовых железнодорожных перевозок и мер по повышению эффективности перевозочного процесса.