Металлурги предупредили правительство о рисках сокращения инвестпрограмм и экспорта продукции

ВЕДОМОСТИ: Ассоциация «Русская сталь» (объединяет девять российских производителей стали) направила письмо вице-премьеру Максиму Акимову с просьбой не поддерживать инициативу РЖД о сохранении в 2019 г. возможности устанавливать 8%-ную надбавку к тарифам на экспортные перевозки грузов. Письмо президента ассоциации Владимира Лисина было направлено 10 октября. 

Узкие места подорожают

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД нашло новый способ борьбы с ограничениями инфраструктуры — до четверти пропускной способности узких мест железных дорог может продаваться по повышенным тарифам. Полученные доходы в монополии обещают направить на расшивку тех самых узких мест. Однако клиенты ОАО РЖД против этой идеи, подчеркивая, что система исполнения заявок на перевозки и так непрозрачна.

Evraz может вытеснить украинские железнодорожные колеса с российского рынка

ВЕДОМОСТИ: Evraz Романа Абрамовича, Александра Абрамова и Александра Фролова начал реализацию проекта по расширению мощностей колесобандажного цеха на Нижнетагильском металлургическом комбинате на 78 000 колес в год, сообщила компания. Инвестиции составят около $60 млн, его запуск запланирован на 2021 г. 

Железные дороги рассчитались с клиентами

05.07.2012

В прошлом году ОАО РЖД заплатило рекордные 2,1 млрд руб. в качестве компенсаций по требованиям своих клиентов. Общая сумма претензий грузоотправителей из-за срывов в сроках доставки грузов выросла втрое - почти до 7,2 млрд руб. Монополия объясняет ситуацию ростом числа собственников вагонов, последние говорят, что претензии лишь подтверждают начавшееся в 2011 году ухудшение организации перевозок. Но столь резкий рост претензий могла вызвать и политика самой монополии: источники " Ъ" утверждают, что РЖД начала выставлять счета своим клиентам даже за те вещи, которые происходят не по их вине.
ОАО РЖД в 2011 году потеряло 2,1 млрд рублей из-за срывов в сроках доставки грузов и порожних вагонов под погрузку, говорится в годовом отчете монополии. Ей предъявлено больше ста тысяч претензий на сумму 7,2 млрд руб. (половина из них - по доставке порожних вагонов под погрузку), треть удовлетворена.
По сравнению с 2010 годом число претензий увеличилось втрое, также выросла сумма претензий. В ОАО РЖД ситуацию объясняют снижением пропускной способности инфраструктуры в 2011 году "в связи с ростом числа вагонов различных собственников". Это нарушило логистику перевозок и привело к увеличению перемещения пустых вагонов навстречу друг другу и, как следствие, скорости перевозок и оборота вагонов. Согласно отчету, почти каждый пятый состав в 2011 году прибывал с опозданием (рост по сравнению с 2010 годом на 5,6%), скорость отправки снизилась на 10%, до 247 км/сутки.
В 2012 году ситуация должна наладиться, считают в ОАО РЖД. Поводом для этого является принятие в конце 2011 года ряда изменений нормативно-правовой базы и тарифной системы, что позволяет заранее планировать грузопотоки и заниматься их отправкой только в случае четкого понимания, куда и зачем едет грузовой вагон. Помимо этого ОАО РЖД планирует продолжать переход на движение грузовых поездов по жесткому расписанию и снизить число опоздавших поездов до 10%.
Собеседники "Ъ" на рынке неоднократно говорили, что ситуация с железнодорожными перевозками в 2011 году радикально ухудшилась. Клиенты РЖД и транспортные компании объясняют это отсутствием эффективной модели работы с множеством частных компаний, а также нехваткой локомотивов (последнее признают и в РЖД). Но, как удалось выяснить "Ъ", трехкратное увеличение претензий со стороны грузоотправителей могла вызвать позиция самого ОАО РЖД.
"В прошлом году ОАО РЖД начало выставлять клиентам - грузоотправителям и железнодорожным операторам - счета за малейшие нарушения. Нам приходили квитанции о том, что ОАО РЖД списало десятки миллионов рублей за вынужденный простой вагонов, который случился не по нашей вине, а по вине монополии, у которой не хватает локомотивов", - рассказывает топ-менеджер одной из компаний. Часть денег удавалось вернуть назад, говорит он, но это занимало несколько месяцев судебных разбирательств. В итоге счет оказался не в пользу ОАО РЖД - согласно отчету, монополии удалось взыскать около 2,8 млрд руб., в то время как сама она заплатила 3,1 млрд руб.
Операторы пытались договориться с ОАО РЖД о том, чтобы отнестись к ситуации "с пониманием" и исключить встречные требования, но монополия на это не пошла. Это подтверждает и топ-менеджер одной из крупнейших промышленных компаний, добавляя, что ОАО РЖД "выкручивало руки, заставляя подписывать документы о продлении сроков доставки или об отказе от всяких претензий". Другой собеседник "Ъ" считает, что встречные требования означают переход отрасли "к нормальным бизнес-отношениям, разрушение мифа о непоколебимости РЖД".
Но глава агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров считает, что практика взаимных претензий ведет в тупик. Из-за этого страдают клиенты, подрывается доверие к железнодорожному транспорту, поясняет эксперт. По его мнению, декларируя свои потери ОАО РЖД, в первую очередь формирует еще один аргумент для государства в пользу роста инвестпрограммы монополии для развития инфраструктуры.


Газета "Коммерсант", 5 июля 2012 г.


Возврат к списку