РЖД, несмотря на профицит вагонов, оценивают баланс парка как "равновесное состояние"

ИНТЕРФАКС: "Ситуация января говорит, что даже с учетом роста погрузки был лишний подвижной состав", - заявил замглавы РЖД Алексей Шило на брифинге во вторник.

В то же время, по его мнению, "достигнуто более-менее равновесное состояние парка и перевозок". Общее количество вагонов на сети составляет 1,112 млн единиц, сообщил топ-менеджер. "С точки зрения оценки грузоотправителей, основным вопросом будет рациональное использование вагонов по адекватной цене. Это можно сделать совместными усилиями ... с Союзом операторов железнодорожного транспорта", - отметил А.Шило.

«Восток1520» диверсифицировал направления внутрироссийских перевозок

Железнодорожный оператор «Восток1520» (входит в «Первую Тяжеловесную Компанию») по итогам 2018 года в 1,6 раза увеличил отправки угля в адрес предприятий энергетики и ЖКХ (по сравнению с 2017-м). Отправлено 5,8 млн тонн.

Уголь больше не грузить

КОММЕРСАНТ: Железная дорога близка к пределу возможностей

ОАО РЖД в этом году сможет увеличить отправку угля на экспорт по ключевым направлениям лишь на 1–2% и просит участников рынка задуматься об альтернативных маршрутах — через порты Грузии, Турции или Калининград. По мнению аналитиков и производителей, хотя цены на уголь «продолжают стимулировать экспорт», для переориентации потоков понадобятся тарифные стимулы и наиболее вероятен рост сухопутных отгрузок в Китай через погранпереходы.

Монополии промышляют инфляцией

09.10.2018

ОАО РЖД не хочет считать тариф по потребительским ценам

Инфраструктурные монополии ищут способ поднять свои долгосрочные тарифы, для которых ФАС применяет формулу «инфляция минус 0,1%». ОАО РЖД предложило заменить в формуле индекс потребительских цен (ИПЦ) индексом цен в промышленности. Это, считают в компании, лучше отражает реальную структуру ее затрат. Но промышленная инфляция обычно выше, и, например, в 2019 году тариф поднялся бы еще на 2,87 процентного пункта — примерно на 40 млрд руб. У ОАО РЖД уже появились союзники: инициативу поддержала «Транснефть».

ОАО РЖД, которому в декабре 2017 года установили десятилетний тариф с индексацией по принципу «инфляция минус 0,1%», начало обсуждать с ФАС возможность изменить формулу так, чтобы в ней учитывалась не потребительская инфляция, а рост цен в промышленности. Об этом сообщил первый замгендиректора монополии Вадим Михайлов, пояснив, что ИПЦ относится к продукции народного потребления, а ОАО РЖД покупает металл, электроэнергию и т. д.: «Если посмотреть прогноз Минэкономики по этим позициям и какой по факту рост в этом году, вы увидите "небольшую" разницу». Компания считает нужным рассмотреть учет в тарифе продукции, потребляемой ОАО РЖД, подчеркнул топ-менеджер. По данным монополии, расхождение между ИПЦ и индексом цен в промышленности составляет в 2018 году более 5 процентных пунктов (п.п.).

Формула тарифа ОАО РЖД на 2019 год — среднеарифметический ИПЦ за 2017–2020 годы минус 0,1%. Если ИПЦ заменить на индекс цен в промышленности, расхождение составит 2,87 п. п.— 6,37% против 3,5%. 1 п. п. индексации тарифа ОАО РЖД обходится потребителям примерно в 14 млрд руб., отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, 2,87 п. п.— это порядка 40 млрд руб. Впрочем, признал господин Михайлов, маловероятно, что изменения могут произойти в 2019 году: они «должны быть обсуждены с советом потребителей ОАО РЖД, с рынком, с экспертами».

В долгосрочной программе развития (ДПР) ОАО РЖД указано, что в 2017 году при ИПЦ 3,7% индекс цен в промышленности составил 7,6%, рост цен на электроэнергию — 7,7%, рост цен на топливо — 14,3%. В этом году — 10,7%, 6,5% и 24% соответственно при ИПЦ 2,7%. Но в 2020–2025 годах в ДПР на базе социально-экономического прогноза Минэкономики предусмотрено резкое замедление темпов роста цен в промышленности, энерготарифов и топливных цен и сближение их с ИПЦ (а зачастую и отставание от него). Так, в 2025 году при ИПЦ 4% индекс цен в промышленности должен составить 4,3%, рост тарифов на электроэнергию — 3,5%, цен на топливо — 3%. Таким образом, замена в формуле на 2024 год ИПЦ на промышленную инфляцию дает разрыв лишь в 0,1 п. п.

Вместе с тем эти показатели все равно будут расти выше ИПЦ. Из данных ДПР следует, что если потребительские цены вырастут в 2025 году к 2017 году на 35%, то промышленные — на 45%, цены на электроэнергию — на 47%, а на топливо — на 69%. С учетом роста объемов закупок в 2025 году компания будет тратить на топливо в 2,22 раза больше, чем в 2017 году, на продукцию черной металлургии (без учета вагонов) — на 71% больше, на электроэнергию — на 84% больше.

В Минфине “Ъ” перенаправили в Минтранс, Минэкономики и ФАС, в Минтрансе от комментариев воздержались, в Минэкономики не ответили. Заместитель главы ФАС Александр Редько сообщил “Ъ”, что ОАО РЖД уведомило службу о повышении рыночных цен на ряд закупаемых материалов и топлива, в том числе из-за роста мировых биржевых цен, и необходимости балансирования долгосрочной финмодели. «Проводятся консультации с целью определения механизма компенсации неподконтрольных ОАО РЖД затрат, увеличение которых связано с объективным ростом рыночных котировок»,— пояснил чиновник.

По словам главы экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, вопрос, какую инфляцию закладывать в формулу, обсуждается несколько месяцев. «Сама схема пересмотру в ближайшее время не подлежит,— говорит он.— Но в рамках роста числа объектов развития и сокращения бюджетных ассигнований неизбежно начало поисков путей “тарифной экспроприации” доходов грузовладельцев. Заявление Вадима Михайлова открывает дискуссию». Учитывая опыт последних лет, добавляет господин Иванкин, скорее всего, предложение будет поддержано.

У ОАО РЖД уже обнаружились единомышленники среди монополий, чье тарифообразование ФАС хочет строить по той же формуле. Советник президента «Транснефти» Игорь Демин заявил “Ъ”, что компания «абсолютно разделяет крайне справедливый подход» в исчислении тарифов, предложенный ОАО РЖД. «Мы так же, как и ОАО РЖД, не можем купить в магазине эти товары, ведь на них инфляция за последние годы не опускалась ниже 9%»,— добавил он. Источник в другой инфраструктурной монополии согласен, что подход правильный. «Потребительская инфляция (то есть рост цен на колбасу) не учитывает реальные прогнозные темпы роста издержек,— поясняет он.— В составе расходов компаний электросетевого комплекса номенклатура затрат никак не привязана к изменению цен на продовольственные товары, правильнее было бы определять инфляционный индекс для отрасли через индекс цен производителей (ИЦП или PPI) с учетом товаров и услуг, характерных для электросетевого комплекса».

https://www.kommersant.ru/doc/3764942


Возврат к списку