Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

Штрафы для «РЖД» за задержку грузов могут быть снижены

ФИНМАРКЕТ: Правительство РФ поддержало законопроект, который предполагает снижение ежедневных пени за просрочку доставки грузов железнодорожным транспортом с 9% до 6% от стоимости перевозки, а также предложило установить максимальную сумму штрафа на уровне 50% от цены доставки (сейчас - 100%), пишут "Ведомости" со ссылкой на отзыв кабинета министров. Документ, одобренный на комиссии по законопроектной деятельности, датирован 18 февраля. Снизить сумму штрафов предложили несколько депутатов Государственной думы РФ, напоминает газета. В январе законопроект, который вносит изменения в Устав ж/д транспорта РФ был одобрен думским комитетом по транспорту и строительству.

Ставки растут за объёмом

Дмитрий Нарежный, главный эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ):  "С 2015 по 2018 год объём перевозок гружёных контейнеров по железным дорогам РФ вырос на 56% – более чем на 1 млн ДФЭ. Отмечающийся рост железнодорожных перевозок контейнеров вызвал рост спроса и цен предоставления на платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Развитие контейнерных перевозок является качественным преобразованием в транспортной отрасли"

Узкие места подорожают

12.10.2018

За ограничения пропускной способности железных дорог доплатят клиенты
ОАО РЖД нашло новый способ борьбы с ограничениями инфраструктуры — до четверти пропускной способности узких мест железных дорог может продаваться по повышенным тарифам. Полученные доходы в монополии обещают направить на расшивку тех самых узких мест. Однако клиенты ОАО РЖД против этой идеи, подчеркивая, что система исполнения заявок на перевозки и так непрозрачна. Эксперты согласны, что повышенные тарифы скорее стимулируют ОАО РЖД сохранять, а не расшивать узкие места, а торговля пропускной способностью создаст пространство для манипуляций и спекуляций.

Несоответствие динамики экспортных потоков и развития сети железных дорог вынудило руководство ОАО РЖД поставить вопрос о смене ценовой политики, сообщил источник “Ъ”, знакомый с планами монополии. В ОАО РЖД говорят о «парадоксальной ситуации»: грузовая база на 2019 год «находится в достаточно хорошем состоянии, объем растет очень серьезно и быстрее, чем ВВП», но запрос на перевозку есть в основном по трем направлениям — Дальний Восток, Азово-Черноморский бассейн и Северо-Запад. Сеть загружается неравномерно и на определенных направлениях создается дефицит пропускной способности, подчеркивают в ОАО РЖД. Эта ситуация не нова, проблемы с пропускной способностью обсуждаются с 2000-х годов в связи с переориентацией поставок энергоресурсов и сырья на экспорт. Но в 2018 году рост экспорта, в основном угля, обострил проблему.

Не сумев вовремя адаптировать инфраструктуру, в ОАО РЖД теперь нашли другое решение: изменить порядок пользования ее узкими местами. Сейчас грузоотправители подают заявки на перевозки, причем нередко с большим запасом. Если общий объем превышает пропускную способность, все заявки урезаются пропорционально, без учета их реалистичности. В ОАО РЖД сформулировали целый ряд нововведений в этот режим.

Было бы очень правильно заключить с компаниями соглашение, чтобы они часть денег от доходов от дополнительного экспорта угля вкладывали в регионы, через которые они будут вывозить
По данным одного из источников “Ъ”, речь идет о следующих мерах. Во-первых, о введении в законодательство понятия «ограниченная пропускная способность инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» и установлении особенностей приема и исполнения заявок на перевозку в таких условиях. Во-вторых, о сокращении сроков планирования с 45 до 30 дней, чтобы момент подачи заявки был приближен к моменту исполнения. В-третьих, о выделении доли в пропускной способности в размере 20–25%, на которую будет распространяться повышенный тариф. Возможно распределение этих объемов через механизм аукциона, хотя в ОАО РЖД его считают «слишком жестким». Полученные средства, заверяет собеседник “Ъ”, будут вложены в инфраструктуру на этом конкретном участке.

Участников рынка идеи ОАО РЖД не вдохновили. Эти инициативы не помогут исправить текущую ситуацию, а лишь приведут к дополнительным затратам операторов и грузовладельцев, подчеркивают в Первой грузовой компании. «Как только встает вопрос ограниченного ресурса, сразу встает вопрос правил его распределения,— поясняет один из источников “Ъ”.— Даже сегодня при формально "недискриминационном" доступе работают ресурсы ручного управления». Совет потребителей ОАО РЖД, говорит другой собеседник “Ъ”, всегда был против приоритетов и продажи мощности: «Это противоречит четырем федеральным законам, Конституции и множеству постановлений правительства. Вместо того чтобы нормально работать и развивать сеть, ОАО РЖД в 2018 году снизило скорость доставки на 6% и спекулирует на проблеме узких мест».

Еще один источник “Ъ” говорит, что закрепление узких мест в законодательстве — это фактически признание дефицита нормой.

«О каком опережающем развитии инфраструктуры РЖД тогда говорит? — удивляется он.— Как десять лет назад на сети было 8 тыс. км узких мест, так и сейчас, и будет в 2025 году. Разрешить брать повышенную плату за дефицит — это экономически стимулировать ОАО РЖД этот дефицит сохранять, холить и лелеять». Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров согласен, что идеи ОАО РЖД чреваты массой рисков, поскольку возникает новый инструмент повышения тарифов на сети и экономический стимул создавать или как минимум не расшивать узкие места. «А если тариф еще и будет разыгрываться по аукционному принципу, то разница между действующими тарифами и тарифами по узким местам может стать очень значительной»,— подчеркивает эксперт. Также, добавляет он, возникает риск покупки всего дополнительного объема мощности крупными грузоотправителями, что чревато либо монополизмом, либо спекуляциями и махинациями с пропускной способностью.

https://www.kommersant.ru/doc/3766830


Возврат к списку