Операторы выходят на экраны

ГУДОК: Вчера АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК, дочернее предприятие ОАО «РЖД») объявило результаты деятельности на Электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП): по итогам прошлого года компания разместила на площадке 130 тыс. вагонов. Это в 2,8 раза выше показателей 2017 года. Другие крупные операторы также используют площадку как канал продаж своих услуг и разрабатывают свои решения, интегрируемые с информационными системами РЖД.

Поезда собираются в пробки

КОММЕРСАНТ: Парк вагонов приблизился к предкризисным показателям

Число вагонов в РФ в 2018 году вырос на 15,5%, до 1,112 млн единиц, что фактически нивелировало эффект массовых списаний 2015–2016 годов и создало угрозу нового профицита парка. Но теперь списать излишки сложнее: парк сильно омолодился, и срок его службы истечет нескоро. По мнению экспертов, плановый рост грузооборота потребует к 2025 году 1,4 млн вагонов, а такого количества железная дорога даже при выполнении плана по расширению инфраструктуры не сможет обработать. Придется повысить эффективность работы вагона, отмечают эксперты, чтобы вывозить растущие объемы грузов.

В цену колес заложили антидемпинг

17.10.2018

ФАС возбудила дело против ОМК и Evraz

ФАС возбудила антимонопольное дело против производителей колес для вагонов — предприятий ОМК Анатолия Седых и Evraz Романа Абрамовича и партнеров. Их подозревают в установлении монопольно высоких цен. В службе не исключают, что на фоне дефицита колес, нехватки комплектующих и кратного роста антидемпинговой пошлины в отношении украинского «Интерпайпа» российские заводы «воспользовались моментом» и существенно увеличили цены. Эксперты отмечают, что за год цены на колеса выросли вдвое и в 2019 года ситуация лишь ухудшится.

ФАС заподозрила российских производителей цельнокатаных колес (ЦКК) для железнодорожного транспорта в установлении монопольно высоких цен. Служба возбудила дело в отношении Выксунского метзавода (ВМЗ, входит в ОМК Анатолия Седых) и Нижнетагильского меткомбината (НТМК) Evraz Романа Абрамовича и партнеров. ФАС заявила, что получила информацию о дефиците ЦКК в России и существенном росте цен со второго полугодия 2017 года. При предварительном расследовании ФАС установила, что рост цен на ЦКК непропорционален изменению себестоимости у ВМЗ и НТМК.
В ведомстве напоминают, что в апреле ЕЭК повысила антидемпинговую пошлину с 4,75% до 34,22% на ЦКК украинской «Интерпайп» Виктора Пинчука по жалобам ВМЗ и НТМК в 2016 году (см. “Ъ” от 22 января). В ФАС не исключают, что участники рынка воспользовались моментом. Агрессивное ценообразование может иметь серьезные последствия для рынка перевозок, который находится в непростом положении как из-за простоя парка в ремонте по причине нехватки колес, так и из-за существенного роста цен на них и на ремонт, полагают в службе.

На вопрос “Ъ”, будет ли ФАС оспаривать решение ЕЭК по пошлинам, в службе заявили, что решения будут выработаны по результатам рассмотрения дела. В ЕЭК сообщили “Ъ”, что жалоб на увеличение стоимости колес из-за введения пошлины не было, отмена решения не рассматривалась. ЕЭК будет следить за расследованием ФАС, сообщили там, отметив, что это не влияет на целесообразность продолжения антидемпинговой меры. В ОМК пояснили “Ъ”, что документы из ФАС еще не поступали, поэтому у компании нет информации по существу претензий. «ВМЗ ведет свою деятельность в рамках законодательства»,— заявляют в компании. В Evraz не комментируют расследование.

Источник в компании—потребителе колес говорит, что сейчас на рынке острый дефицит ЦКК, а продукцию «Интерпайпа» брать невыгодно из-за пошлины. Предприятия РФ не справляются с законтрактованными объемами, говорит он, что вынуждает потребителей корректировать производственные программы. Средние и мелкие закупщики колес ищут продукцию на вторичном рынке, где наценка может достигать 100%, говорит источник “Ъ”. Другой собеседник “Ъ” утверждает, что с момента увеличения пошлины все производители подняли цены пропорционально ее росту, и Украина не сократила свои поставки в РФ. В ОМК также подтверждают, что, по их данным, после увеличения пошлины «Интерпайп» «продолжает поставки существенного объема колес в ЕАЭС на уровне, сравнимом с предыдущими годами». Но даже по столь высоким ценам наблюдается дефицит ЦКК, уверяет собеседник “Ъ” на рынке. В РФ всего два производителя ЦКК — ВМЗ и НТМК, отмечает он, у ОМК подписан контракт на поставку ЦКК с ОАО РЖД, и почти весь тираж уходит монополии. «Наверное, нет на рынке оператора, который не поддержал бы решение ФАС,— говорит источник “Ъ” в отрасли.— Служба годами игнорировала жалобы операторов на монопольное положение двух игроков. Но лучше поздно, чем никогда».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что в четвертом квартале ЦКК на рынке РФ фактически отсутствуют, хотя цены в 2018 году выросли вдвое — до 40–45 тыс. руб. Ряд вагоностроителей не может отгружать продукцию, так как они не могут купить колеса для комплектации тележек, а у многих операторов в ремонте простаивают вагоны в ожидании колес, отмечает эксперт. Чуть более доступны колесные пары СОНК (старая ось — новое колесо), цена на которые в условиях жесточайшего дефицита выросла до 100–135 тыс. руб., говорит господин Бурмистров. Ситуация может усугубиться в 2019 году с уходом «Интерпайпа» с российского рынка, добавил эксперт.

https://www.kommersant.ru/doc/3772339


Возврат к списку