Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

Целевую модель рынка подморозили программой

РЖД-ПАРТНЕР: Правительство РФ 19 марта утвердило долгосрочную программу развития ОАО «РЖД», обсуждение которой длилось в течение 2017–2018 гг. Ее принятие означает привлечение в проекты РЖД гигантской суммы 9 трлн руб., из которых 4 трлн госкомпания сможет получить у соинвесторов, практически все из которых являются пользователями услуг железнодорожного транспорта. Документом фактически закреплен план экстенсивного развития железных дорог, при котором дальнейшая реализация реформ отодвигается на срок после 2025 года.

Босов просит у Путина приоритетный доступ к БАМу и Транссибу

ВЕДОМОСТИ: Совладелец «Сибантрацита» и «Востокугля» Дмитрий Босов 11 марта написал письмо президенту Владимиру Путину, в котором попросил предоставить группе «Сибантрацит» приоритетный доступ к БАМу и Транссибу на 25 лет для перевозки 50 млн т своих грузов в год. Взамен «Востокуголь» готов за собственные средства (без привлечения софинансирования) и за пять лет построить второй Северомуйский тоннель.

РЖД могут начать строить новый офис в Москве в 2020 г, а переезд в 2024 г

ПРАЙМ: Новый офис холдинга РЖД в Москве возле Рижского вокзала, возможность строительства которого изучает компания, будет представлять собой ряд зданий-островов этажностью не более 20 этажей и иметь общую площадь порядка 600 тысяч квадратных метров. 

Не повысишь — не поедешь

19.10.2018


Грузоотправителям пришлось согласиться на рост тарифов ОАО РЖД

Несмотря на обещания ОАО РЖД отменить с 2019 года экспортную надбавку к тарифам в размере 8%, она может быть продлена до 2025 года, и на это согласились потребители. Исключение сделано для алюминия, субсидируемого из-за санкций, и нефтепродуктов, которые нужно вернуть на железную дорогу. Позиция рынка выглядит парадоксальной, но вызвана тем, что ОАО РЖД показало в финансовой модели брешь на 2 трлн руб., которая может напрямую повлиять на интересы грузоотправителей. В итоге около 300 млрд руб. дефицита монополия намерена покрыть за счет грузовых тарифов, а ФАС, по данным “Ъ”, готова ей в этом помочь.

По данным источников “Ъ”, на заседании Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО РЖД 17 октября был принят ряд предложений по увеличению тарифов монополии. Исходно на повестку был поставлен вопрос о долгосрочной программе развития ОАО РЖД до 2025 года (ДПР), однако незадолго до заседания в монополии поставили тарифный вопрос, и мероприятие посетил лично ее глава Олег Белозеров.

В презентации ОАО РЖД говорится, рассказывает собеседник “Ъ” среди грузоотправителей, что на выполнение всех пунктов ДПР, которые уже согласованы с потребителями, не хватает около 900 млрд руб. И либо компания сократит планы по развитию и увеличению грузооборота, либо нужно найти деньги. Две трети бреши в ОАО РЖД готовы закрыть своими силами, для остального нужно повышать тарифы.

Другой собеседник “Ъ” уточняет, что на самом деле дефицит составляет около 2 трлн руб., из них 1 трлн руб. приходится на государственные решения (в том числе сокращение господдержки примерно на 300–400 млрд руб.) и рост цен, а еще около 1 трлн — на ухудшение грузовой базы и снижение кредитоспособности, вызванное уменьшением денежного потока.
На голосование было вынесено сохранение до 2025 года права ОАО РЖД на введение экспортной надбавки в размере до 8%.
Исключение сделано только для нефтепродуктов (для привлечения грузов) и для алюминия (для поддержания «Русала»).
Потребители с перевесом в полтора раза проголосовали за продление надбавки. Также они одобрили сохранение в базе тарифа до 2025 года надбавки в 1,5%, предоставленной монополии в 2018 году. В ОАО РЖД от комментариев отказались.

В контексте истории взаимоотношений ОАО РЖД с клиентами результат голосования выглядит удивительно. В 2016 году потребители согласились предоставить монополии первую целевую тарифную надбавку — 2% на капремонт инфраструктуры.

Однако в правительственном решении было четко оговорено, что уже в 2018 году надбавка должна быть изъята из базы индексации. В ноябре 2017 года в ОАО РЖД попросили потребителей поддержать сохранение надбавки в 1,9%, пообещав массу уступок, в том числе снизить экспортную надбавку в 2018 году с 10% до 8% и добиться от государства компенсации расходов, связанных с изменением законодательства (в том числе ростом акцизов, который сейчас приводят как аргумент в пользу повышения тарифов). Потребители согласились, но также потребовали обнулить экспортную надбавку с 2019 года. В конце 2017 года, сохранив надбавку в 2% в базе, монополии выдали новую надбавку на 2018 год — 1,44% на компенсацию изменений законодательства. Таким образом, вместо обещанной компенсации из бюджета затраты переложили на потребителей. Эту надбавку, срок действия которой был ограничен 2022 годом, сейчас превращают в 1,5% и устанавливают до 2025 года.

«Несмотря на соглашение в 2017 году с советом об индексации "инфляция минус" до 2025 года, перевозчик не может выполнить обязательства и обратился за дополнительным повышением»,— подчеркивает один из потребителей. Другой собеседник “Ъ” объясняет, что порядка 400 млрд руб. экономии может дать сокращение проектов развития, не вызывающих генерацию грузов, но дальше придется уже резать проекты, нужные грузоотправителям. Закрыть дефицит за счет субсидий с учетом уже состоявшегося урезания господдержки «представляется маловероятным». Объем дополнительного финансирования, которое руководство монополии пытается получить у грузоотправителей, — порядка 300 млрд руб. до 2025 года. Таким образом, клиенты ОАО РЖД были фактически приперты к стенке, говорит собеседник “Ъ”.

Параллельно обсуждение тарифов ОАО РЖД идет в ФАС. Источник “Ъ” в отрасли говорит, что за час до заседания Совета потребителей внезапно было назначено совещание в службе. Другой собеседник рассказал “Ъ”, что в проекте приказа по индексации тарифов ОАО РЖД помимо продления надбавки в 1,5% и экспортной надбавки в 8% описаны отмена схем для инновагонов, повышение на 8% тарифов на порожний пробег на длинных плечах (3,5 тыс. км и более), сокращение льгот на дальние перевозки контейнеров (с 0,47 до 0,6 для дистанций свыше 4 тыс. км), угля (с 0,4 до 0,44 на 3,5 тыс. км и более на экспорт), металлов и чугуна (с 0,45 до 0,6 на 5 тыс. км и более). В ФАС внутренние совещания не комментируют, а по содержательной части пояснили, что прорабатывают проект приказа по индексации по формуле «инфляция минус» и рассмотрят «предложения потребителей и вагонных операторов по точечному сокращению дискриминационных скидок в прейскуранте».

https://www.kommersant.ru/doc/3773670


Возврат к списку