Операторы выходят на экраны

ГУДОК: Вчера АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК, дочернее предприятие ОАО «РЖД») объявило результаты деятельности на Электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП): по итогам прошлого года компания разместила на площадке 130 тыс. вагонов. Это в 2,8 раза выше показателей 2017 года. Другие крупные операторы также используют площадку как канал продаж своих услуг и разрабатывают свои решения, интегрируемые с информационными системами РЖД.

Поезда собираются в пробки

КОММЕРСАНТ: Парк вагонов приблизился к предкризисным показателям

Число вагонов в РФ в 2018 году вырос на 15,5%, до 1,112 млн единиц, что фактически нивелировало эффект массовых списаний 2015–2016 годов и создало угрозу нового профицита парка. Но теперь списать излишки сложнее: парк сильно омолодился, и срок его службы истечет нескоро. По мнению экспертов, плановый рост грузооборота потребует к 2025 году 1,4 млн вагонов, а такого количества железная дорога даже при выполнении плана по расширению инфраструктуры не сможет обработать. Придется повысить эффективность работы вагона, отмечают эксперты, чтобы вывозить растущие объемы грузов.

«Сибур» нашел покупателя на свои вагоны

31.10.2018


Компания получила от структуры ВТБ около 10 млрд рублей за 4200 цистерн
«Сибур» передал парк цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ) Нефтехимической транспортной компании (НХТК), которой владеет на паритетной основе вместе железнодорожным оператором «СГ-транс», сообщили «Ведомостям» три собеседника, знающие о сделке. «Цена сделки составила около 10 млрд рублей, посредником выступила одна из лизинговых компаний», — знают двое из них.

В середине сентября договор с НХТК о передаче такого же количества цистерн для перевозки СУГ в аренду сроком на 10 лет заключило ООО «Финансбизнесгрупп» (структура ВТБ), сообщал «Интерфакс» со ссылкой на данные «СПАРК». «Речь об одном и том же парке вагонов, — подтверждает собеседник "Ведомостей". — Фактическим покупателем выступила именно лизинговая компания».
Представители «Сибура», «СГ-транса» и «ВТБ лизинга» от комментариев отказались.

Цистерны, ставшие предметом сделки, находились под управлением «Сибур-Транса», дочерней компании нефтехимического холдинга. Но «Сибур» уже давно рассматривал их как непрофильный актив и планировал продажу «третьей стороне на рыночных условиях», сообщалось в материалах компании. В 2013 г. конкурс на покупку этих вагонов выиграла Rail Garant но компания не успела закрыть сделку в срок (до 31 мая) и потеряла эксклюзивное право выкупа. Переговоры с «СГ-трансом» начались в 2014 г., сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.

Ситуация, когда крупные компании стремились иметь свои вагоны, чтобы застраховать себя от риска невывоза продукции, уже в прошлом, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «В сегменте полувагонов и нефтеналивных цистерн период активной продажи таких активов уже прошел, — говорит Бурмистров. – У "Сибура" специализированный парк вагонов, но компания, видимо, пришла к выводу, что формат аренды для нее предпочтительнее».

«Кроме того, что это был непрофильный актив, оптимизация управления парком и организация перевозок естественно не самая сильная сторона «Сибура», — объясняет один из собеседников «Ведомостей». – Компания сосредоточена на развитии нефтехимии, а железнодорожные перевозки давно хотела отдать на аутсорсинг». Найдя покупателя на вагоны, компания решила обе задачи, считает он, а формат паритетного СП даст ей качественный логистический сервис, организованный одним из крупнейших перевозчиков. Кроме того, в штат НТХК видимо перейдет часть сотрудников «Сибур-транса», допускает он.

Для «Сибур-транса» это очень хорошая сделка, соглашается Бурмистров. «Компания получила привлекательную цену — почти 2,4 млн руб. за вагон, это всего на 10-15% меньше, чем стоили новые цистерны два года назад», — говорит Бурмистров. Формат сделки гарантирует «Сибуру» вывоз его продукции без рисков, связанных с владением активами и конъюнктурой рынка перевозок, считает эксперт. «Продажа же парка без формирования совместного предприятия и заключения долгосрочного контракта, наоборот, поставила бы бизнес "Сибура" в зависимость от СГ-Транса и могла привести к росту расходов», — добавляет Бурмистров.

Это типичная сделка по возвратному лизингу, отмечает Бурмистров. При средней ставке аренды цистерны для долгосрочного договора на уровне не ниже 1400 руб./сутки, общая сумма платежей НТХК по договору со структурой ВТБ за 10 лет превысит 21 млрд руб, посчитал он. «Но в СП эти вагоны могут приносить дополнительный доход, если не будут заняты грузами "Сибура", а компания может направить полученные от продажи средства на финансирование проектов с более высокой доходностью.

https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/10/30/785181-sibur-nashel-pokupatelya


Возврат к списку