Операторы выходят на экраны

ГУДОК: Вчера АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК, дочернее предприятие ОАО «РЖД») объявило результаты деятельности на Электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП): по итогам прошлого года компания разместила на площадке 130 тыс. вагонов. Это в 2,8 раза выше показателей 2017 года. Другие крупные операторы также используют площадку как канал продаж своих услуг и разрабатывают свои решения, интегрируемые с информационными системами РЖД.

Поезда собираются в пробки

КОММЕРСАНТ: Парк вагонов приблизился к предкризисным показателям

Число вагонов в РФ в 2018 году вырос на 15,5%, до 1,112 млн единиц, что фактически нивелировало эффект массовых списаний 2015–2016 годов и создало угрозу нового профицита парка. Но теперь списать излишки сложнее: парк сильно омолодился, и срок его службы истечет нескоро. По мнению экспертов, плановый рост грузооборота потребует к 2025 году 1,4 млн вагонов, а такого количества железная дорога даже при выполнении плана по расширению инфраструктуры не сможет обработать. Придется повысить эффективность работы вагона, отмечают эксперты, чтобы вывозить растущие объемы грузов.

В инвестпрограмму РЖД подкинут угля

31.10.2018


Глава РСПП Александр Шохин предложил вместо продления тарифной надбавки РЖД для экспортеров привлечь их к финансированию инвестпрограммы монополии. Угольщики на это согласны, говорят источники РБК.

На совещании под председательством премьера Дмитрия Медведева, посвященном долгосрочной инвестпрограмме РЖД, которое состоялось 29 октября на станции Бекасово-Сортировочное, глава РСПП Александр Шохин предложил вместо продления экспортной надбавки к тарифам РЖД (8%) до 2024 года привлечь экспортеров к финансированию этой инвестпрограммы. Об этом Шохин рассказал РБК.

"На совещании не все предложения участников совпадали.

Но мы сошлись на том, что долгосрочные тарифы - это достижение последних лет и нельзя допустить, чтобы транспортная составляющая в цене товара возросла. Мы договорились в течение месяца прийти к решению", - сказал Шохин. Консенсус должен быть достигнут до утверждения проекта долгосрочной программы развития РЖД (ее объем составит около 10 трлн руб. на ближайшие семь лет). Будут рассмотрены предложения РЖД по надбавкам и альтернатива им, пояснил глава РСПП. В качестве альтернативы он назвал участие экспортеров в инвестпрограмме РЖД.
Пока не обсуждались конкретные проекты, к финансированию которых могут привлечь экспортеров, но в целом с идеей Шохина согласны основные грузоотправители, сообщил РБК источник, близкий к крупной угольной компании.

На уголь приходится более трети грузооборота РЖД, и угольщики отчаянно сопротивлялись предложению монополии продлить экспортную надбавку до 2024 года (сейчас она действует до конца 2018 года). Иначе компаниям придется резко сократить инвестиции, рассказал собеседник РБК.

В конце августа на президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу обсуждалось, что угольщики и РЖД должны инвестировать в добычу и инфраструктуру 1,5-2 трлн руб. в течение шести лет для увеличения экспорта. А вице-премьер Дмитрий Козак предложил привлечь президента ассоциации предприятий черной металлургии "Русская сталь", совладельца НЛМК Владимира Лисина к подготовке предложений "по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования в целях синхронизации инвестиционной программы РЖД с инвестиционными программами металлургических компаний". Но Лисин тогда сказал, что РЖД должны сами оплатить расширение инфраструктуры, необходимое металлургам.

Глава "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров считает идею привлечь экспортеров к финансированию инвестпроектов РЖД, которые обеспечивают повышение качества их транспортного обслуживания, здравой, однако он сомневается в ее скором воплощении в жизнь из-за отсутствия нормативной базы. К тому же она подходит не для всех крупных грузоотправителей, оговаривается эксперт. "Это, по сути, логичное продолжение плана помощника президента Андрея Белоусова: для многих грузоотправителей расширение железнодорожной инфраструктуры для увеличения отгрузки - насущный вопрос. Но пока нет четких механизмов возврата вложенных средств через тариф, возможностей предоставить приоритетный доступ к инфраструктуре и контроля за расходами", - отмечает Бурмистров.

"Пока угольщики технически справятся с надбавками, потому что цены на уголь высокие. Но это не навсегда, отрасль цикличная. А повышать сейчас тарифы, ориентируясь на хорошую конъюнктуру, - это опасная тенденция, учитывая хотя бы, что тарифы портов не дешевеют и привязаны к доллару", - предупреждает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. При этом, напоминает он, угольщики - это 30% грузовой базы РЖД, и в случае кризиса на рынке угля удар придется и по РЖД, взвинтившим тарифы".

ФАС, которая устанавливает тарифы, не получала предложения РСПП, но прорабатываются механизмы финансирования инвестпроектов, не покрываемых среднесетевым тарифом - договорной инвестиционный тариф на определенный строящийся или реконструируемый участок железнодорожной инфраструктуры, передал РБК через пресс-службу замруководителя службы Александр Редько. Кроме того, прорабатывается вариант поэтапной отмены скидок, которые предоставлялись в годы незагруженной инфраструктуры, на дальние расстояния - по мере осуществления инвестиций в расширение инфраструктуры под растущие объемы экспортных перевозок, добавил он.

Представитель РЖД отказался от комментариев.

Министр энергетики Александр Новак на прошлой неделе написал письмо вице-премьеру Максиму Акимову, в котором раскритиковал инициативу РЖД продлить действие экспортной надбавки (у РБК есть копия письма). Он предупредил о рисках для выполнения уже запущенных или запланированных инвестпроектов экспортеров. Сохранение такой надбавки снизит возможности компаний по привлечению средств на финансовом рынке, которые и так уже ограничены из-за западных санкций.

Приказ ФАС от 13 июля 2018 года отменил экспортную надбавку РЖД с 2019 года и установил надбавки на капремонт (2% до 2025 года) и на компенсацию расходов РЖД, связанных с корректировкой налогового законодательства (1,5% до 2021 года). Но в начале октября гендиректор РЖД Олег Белозеров заявил, что монополия предлагает продлить надбавку в 8% на экспортные перевозки. Как сообщала газета "Коммерсантъ", РЖД обнаружили в финансовой модели брешь на 2 трлн руб., и около 300 млрд руб. дефицита монополия решила покрыть за счет грузовых тарифов.

В новом проекте тарифного приказа надбавку планируется сохранить, обнулив ее лишь для алюминия и нефтепродуктов. Крупнейшему клиенту РЖД-угольной компании СУЭК Андрея Мельниченко (в 2017 году объем перевозок составил 84 млн т) - экспортная надбавка в 8% грозит дополнительными затратами в 27 млрд руб. в 2019-2024 годах, писал "Коммерсантъ". Представитель СУЭК отказался от комментариев.

Угольщики - это 30% грузовой базы РЖД, и в случае кризиса на рынке угля удар придется и по РЖД, взвинтившим тарифы, уверяет эксперт.

https://www.rbc.ru/business/30/10/2018/5bd738d09a794768d2727ffc


Возврат к списку