Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

До 2030 года нужно обеспечить закупку 395 тыс. новых грузовых вагонов

РЖД-ПАРТНЕР: Обновление парка грузовых вагонов до 2030 года должно быть обеспечено в объеме 395 тыс. единиц, сообщил начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Михаил Сапетов. По его словам, в компании провели анализ суммарного выбытия вагонного парка в перспективе до 2030 года.

До 2025 года по истечению срока службы будет списано 241 тыс. вагонов. А в период с 2025 по 2030 год выбудет еще 153,6 тыс. вагонов. М. Сапетов отметил, что для обеспечения бесперебойной перевозки грузов до 2030 года необходимо обеспечить закупку грузовых вагонов в объеме 395 тыс. единиц.

Для ОАО РЖД придумывают новый тариф

КОММЕРСАНТ: Владельцы вагонов опасаются роста своих расходов

Как выяснил " Ъ", комитет Госдумы по транспорту одобрил поправки к уставу железнодорожного транспорта, которые, как считают на рынке, могут создать дополнительный источник доходов для ОАО РЖД. Речь идет о том, что операторы должны будут отдельно оплачивать отцепку и транспортировку вагонов в ремонт. Операторы опасаются, что ОАО РЖД, которое само принимает решение об отцепке и решает, кто виноват, будет перекладывать все расходы на владельцев вагонов.

До конца года планируется списать почти 8 тыс. вагонов

РЖД-ПАРТНЕР: Еще 8 тыс. грузовых вагонов планируется списать до конца года, об этом в рамках конференции, организованной газетой "Гудок", сообщил начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Михаил Сапетов.

Он напомнил, что по состоянию на 1 августа 2017 года общий парк составляет около 1,07 млн вагонов. "За 8 месяцев текущего года у вагоностроительных предприятий было приобретено и зарегистрировано 34,9 тыс. вагонов. За этот же период по сроку службы выбыло 35,7 тыс. вагонов. До конца года, согласно данным ГВЦ ОАО "РЖД", выбытию подлежат еще почти 8 тыс. вагонов", – пояснил он. Закупка нового подвижного состава, по его словам, также запланирована на уровне порядка 8 тыс. единиц, это позволит сохранить баланс.

Бюджет разгрузят по вагонам

10.07.2012

Как стало известно " Ъ", НПК "Уралвагонзавод" лоббирует запуск масштабной программы утилизации вагонов по аналогии с автомобилями. Параметры программы не утверждены, но разработчики надеются внести ее в федеральный бюджет 2013 года. Под утилизацию может попасть около 200 тыс. вагонов, для этого необходимы дотации на уровне 30-40 млрд руб. за четыре года. Одним из механизмов финансирования программы может стать взимание утилизационного сбора с импортеров вагонов.
О том, что в 2013 году в России может быть запущена программа утилизации грузовых вагонов, "Ъ" рассказали в НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ). "Корпорация вышла c этой инициативой, поскольку количество старых грузовых вагонов всех типов, срок службы которых превышает нормативный, составляет около 200 тыс. штук, то есть порядка 15% от всего парка", - сообщил "Ъ" заместитель гендиректора УВЗ по железнодорожной технике Андрей Шленский. По его словам, сейчас производители вагонов обсуждают утилизацию в рамках некоммерческих партнерств "Объединение производителей железнодорожной техники" и "Объединение вагоностроителей", кроме того, в разработке программы участвуют крупнейшие железнодорожные операторы - Первая и Вторая грузовые компании.
"После того как предложения от всех участников рынка будут сформированы, они будут направлены в профильные министерства - Минпромторг и Минтранс, принципиально они эту идею поддерживают", - пояснил господин Шленский. По его словам, согласовать параметры программы необходимо до третьего квартала года, чтобы успеть заложить ее финансирование в бюджет. Исполнительный директор "Объединения вагоностроителей" Василий Варенов уточнил "Ъ", что партнерство готовит свои предложения по программе утилизации и "в ближайшее время направит их в правительство". В Минпромторге подтвердили, что идея запуска программы "обсуждается", однако от подробных комментариев отказались.
Предполагается, что операторы за каждый утилизированный вагон получат из бюджета "утилизационный грант" на закупку нового вагона. "Операторы предлагают грант на уровне 10-15% от стоимости вагона, производители считают, что он должен быть примерно 5-10%", - рассказывает Андрей Шленский. Таким образом, средний размер гранта за один вагон может составить около 200 тыс. руб. "Будет логично, если утилизацией вагонов займутся непосредственно операторы. В этом случае они получат еще порядка 500 тыс. руб. за металл, а часть комплектующих может быть использована для вагоноремонта", - добавил топ-менеджер. В качестве одной из схем рассматривается финансирование закупок новых вагонов "государственными банками по лизинговой схеме", грант и деньги, вырученные от утилизации, станут первоначальным взносом операторов.
Источник "Ъ" на рынке рассказывает, что обсуждается и возможность введения утилизационного сбора для импортируемых вагонов. Подобный сбор с осени начнет действовать для импортеров автомобилей - он должен защитить российские автозаводы от резкого снижения пошлин на иномарки после присоединения России к ВТО (см. "Ъ" от 14 июня). Сбор на вагоны должен в первую очередь ограничить ввоз техники с Украины (в УВЗ не раз утверждали, что это необходимо сделать из-за низкого качества украинских вагонов). Импортерам придется уплачивать его при поставке вагона, тогда как российские производители будут давать лишь гарантийные обязательства утилизации вагонов по истечении их нормативного срока эксплуатации. Василий Варенов подтвердил "Ъ", что вариант введения сбора "рассматривается".
Если программа затронет весь парк полувагонов старше 22 лет, при обычном темпе списания она займет около четырех лет и потребует около 7 млрд руб. дотаций в год, рассчитал гендиректор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. В случае распространения ее на все типы вагонов сумма вырастет до 10 млрд руб. в год. В целом же утилизация обойдется государству в 30-40 млрд руб. Эта сумма сопоставима с затратами на программу утилизации автомобилей, которая завершилась в 2011 году. Основную выгоду от нее получил АвтоВАЗ.
"Главным бенефициаром программы списания вагонов станет их крупнейший производитель УВЗ", - считает Михаил Бурмистров. По его словам, сейчас спрос на полувагоны начал падать. По оценкам господина Бурмистрова, если в 2011 году в России продано 63 тыс. полувагонов, то "без жестких мер по принудительному списанию" в этом году продажи упадут до 55 тыс., а в 2013 году - до 40-45 тыс. "У операторов достаточно укомплектован парк, темпы роста грузооборота снижаются из-за кризисных явлений в экономике, а пик падения среднесетевой скорости движения вагонов уже пройден, влияние оказывает и предстоящая унификация тарифов на порожний пробег, которая негативно повлияет на доходность операторов", - поясняет эксперт. По его данным, цена на полувагон уже упала от пикового уровня начала года более чем на 10%, до 2,2 млн руб. без НДС по летним контрактам, а крупные покупатели "тестируют уровень цены в 2,1 млн руб. и ниже".
В то же время, добавляет Михаил Бурмистров, объективной необходимости в масштабном обновлении парка вагонов сейчас нет: из 498 тыс. полувагонов на сети с полуторным сроком продления эксплуатации, то есть старше 33 лет, всего 10,8 тыс., а неисправных - 15,5 тыс. С точки зрения экономики, поясняет эксперт, логично списать полувагоны, которым 33 года и выше, а также простаивающий хлам, при этом полувагоны возрастом 22 года выгоднее ремонтировать. Проблема "уставшего парка", считает господин Бурмистров, "во многом надуманна".


Газета "Коммерсант", 10 июля 2012 г.


Возврат к списку