Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

Агрегаторам не нужна монополия

26.12.2018

На рынке цифровых платформ растёт конкуренция

Количество участников доставки одной небольшой бандероли из Китая заказчику в России в ряде случаев уже превысило полтора десятка компаний. Дальнейшее совершенствование услуг по перевозке груза требует существенного сокращения числа звеньев таких логистических цепочек. В будущем эту задачу должен решить формирующийся в настоящее время рынок цифровых платформ, а простой и быстрый доступ к ним обеспечат мобильные приложения.

Удачный опыт

По словам начальника Департамента цифровизации (ЦКИ) ОАО «РЖД» Инессы Яковлевой, цифровизация сейчас – это уже не просто конкурентное преимущество, а требование времени.
«В ОАО «РЖД» реализуется программа «Цифровая железная дорога», часть её проектов направлена на развитие блока грузовых перевозок. Цифровизация применяется как для повышения эффективности внутренних процессов, так и для предоставления новых сервисов. Компания уже оптимизировала деятельность Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО), сейчас оформление перевозочных документов ведётся без участия человека – эту технологию мы реализовали совместно с компанией «Интэллекс» для перевозки порожних вагонов в этом году, а в 2019 году планируем перенести эту практику и на гружёный подвижной состав», – подчеркнула Инесса Яковлева.

Рассказывая о дальнейших планах в области цифровизации, она также напомнила, что перед компанией стоит задача по увеличению объёмов перевозок, в том числе контейнерных, транзитных, а основное направление деятельности ЦКИ заключается в снижении потерь и повышении эффективности за счёт внедрения цифровых технологий.

«У компании есть определённые планы по ликвидации лимитирующих участков, по строительству инфраструктуры, но это проекты, требующие нескольких лет работы, а рост объёмов перевозок нужен уже сейчас. В 2018 году мы провели оптимизацию работы грузового двора на станции Дзержинская-Новая – этот объект задействован в перевозках грузов в направлении Европы. В следующем году мы планируем растиражировать этот опыт ещё на 66 крупных грузовых дворов», – отметила заместитель начальника ЦКИ «РЖД».

Стоит напомнить, что в этом году РЖД внедрили «личный кабинет» клиента и мобильное приложение «РЖД Груз». Его основной функционал – информационное обслуживание клиентов и справочная информация, касающаяся расчётов сроков доставки, стоимости перевозки. Здесь присутствует некоторое распределение обязанностей – аппликация и в дальнейшем продолжит выполнение функций информационного приложения, а сервисы, связанные непосредственно с заказом перевозки, клиентам предлагает исключительно Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП).

Как рассказал генеральный директор ООО «Цифровая логистика» (оператор ЭТП ГП) Александр Кочуков, в настоящее время число клиентов ЭТП ГП составляет порядка 1,2 тыс. при 16 поставщиках услуг – операторских компаний.

«На сегодняшний день ЭТП ГП способна решать задачи организации перевозок на внутреннем рынке. Компания ведёт переговоры для расширения функционала площадки, введения дополнительных сервисов, в том числе в области организации международных перевозок. Переговоры с зарубежными международными администрациями мы уже ведём и надеемся, что в 2019 году эта услуга будет предоставлена нашим клиентам. При разработке новых сервисов мы ориентируемся на потребности игроков рынка.

Начальник отдела организации транспортного обслуживания ЦФТО ОАО «РЖД» Наталья Змейкова, в свою очередь, отметила, что необходимо привлечение большего числа операторских компаний на электронную площадку.

«Однако ряд факторов, таких как дефицит полувагонов (операторам в такой ситуации выгодно работать с грузоотправителями напрямую, без участия электронной площадки как посредника), является объективной сложностью привлечения новых поставщиков услуг на ЭТП ГП», – посетовала Наталья Змейкова.
Кроме того, Инесса Яковлева, продолжая тему о планах РЖД на 2019 год, рассказала, что в январе-феврале предполагается старт эксперимента по открытию таможенного транзита в одном государстве и закрытию его в электронном виде в другом. Технология пройдёт обкатку на важнейшем транзитном направлении Наушки – Брест. По результатам эксперимента будет принято решение о тиражировании такой практики.

«Кроме того, мы участвуем в работе по созданию нового сервиса, который призван повысить качество информации, первично используемой для планирования и прогнозирования в рамках использования запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ). Таможенники провели аналогичный эксперимент на автомобильном транспорте и признали его успешным. Сейчас мы ожидаем постановления правительства, после чего доработаем информационные системы. В будущем это позволит повысить контроль сроков доставки грузов, мониторинг отклонения от маршрута следования, контроль санкционных грузов, контроль сохранности грузов, а также позволит более точно передавать информацию по дислокации вагонов», – заключила Инесса Яковлева.

Начальник отдела Департамента по электронной технике и технологиям АО «ИПК «Страж» Тимур Каримов отметил, что ЗПУ их производства летом 2018 года включены в список устройств, используемых ОАО «РЖД».

«Наши ЗПУ, уже зарекомендовавшие себя, к примеру, на автомобильном транспорте, интегрированы и с ГЛОНАСС, и с GPS», – рассказал Тимур Каримов.

Цепи надо укоротить

Надо понимать, что ЭТП ГП в силу своего функционала не может отвечать за все грузоперевозки, включая транзитные и интегрированные с альтернативными видами транспорта. Уже сейчас в отрасли появляются новые игроки – цифровые платформы, и таких платформ, уверены эксперты, будет много. Член совета Гильдии цифровой экономики и блокчейн-технологий Московской торгово-промышленной палаты Елена Шульгина считает, что предпосылки для создания и внедрения уникальных унифицированных сервисов основываются на том, что сегодня существует достаточно большая неравномерность грузоперевозок.

«Особенно это касается автомобильного транспорта – из-за высокого уровня порожнего пробега по территории РФ, это снижает маржинальность любых транспортных услуг, несёт дополнительные издержки для грузоперевозчиков и влияет на конечную стоимость товаров. Кроме этого, существует достаточно большая доля посредников – экспедиторов, и между грузоотправителем и грузополучателем формируются длинные цепочки участников рынка из различных его сегментов, каждый из которых зарабатывает и, соответственно, увеличивает итоговую стоимость груза», – отметила Елена Шульгина.

В этом с ней согласился директор логистической компании CAINIAO RUSSIA (входит в группу компаний Alibaba) Алексей Ларионов – по его словам, количество звеньев в логистической цепочке порой переваливает за полтора десятка, в итоге небольшой конверт или коробочка с товаром, заказанным на каком-либо из китайских сервисов, проходит невероятный маршрут по пути к конечному потребителю.

«В итоге мы сталкиваемся с жесточайшей необходимостью появления какой-то единой цифровой платформы, которая сократит эту цепочку до минимума. В настоящее время над этим трудятся огромные команды разработчиков как в Китае, так и в России», – подчеркнул господин Ларионов.

Сегодня активными темпами идёт трансформация рынка, появляются так называемые логистические UBER’ы, занимающие определённые ниши на рынке.

«Так или иначе, остаются потребности, начинают более активно формироваться сложные логистические цепочки в цифровом пространстве. Именно такие сложные цепочки транзакций и взаимодействия участников рынка на базе единой цифровой системы позволяют реализовать цифровые платформы. Рынок готов платить за понятный, удобный интерфейс предоставления данных о доступности всех видов транспорта, инфраструктуры, грузов. Экспедитор становится цифровым, за него эту функцию выполняют определённые алгоритмы, системы управления данными, которые сейчас достаточно активно развиваются, и мы получаем интересные возможности для рынка», – отметила Елена Шульгина.

При этом есть множество потенциальных игроков, которые пытаются зайти на рынок с разными задачами – есть отраслевые платформы, есть платформы инфраструктурные, позволяющие объединить источники данных по различным транспортным коридорам, есть прикладные платформы, которые позволяют разрабатывать конкретные инструменты для грузоперевозчиков и логистов.
«Рынок цифровых платформ в транспортной отрасли в ближайшие несколько лет ожидает стремительный рост. Также отмечу, что сравнивать «уберизацию» рынков городского такси и грузовых перевозок не вполне корректно, последний гораздо более сложен, и пока нет предпосылок к тому, что на нём появится доминирующий игрок вроде «Яндекс.Такси». Думаю, здесь всё-таки получится немного другая модель с множеством равноценных игроков, специализирующихся на разных видах транспорта», – резюмировала Елена Шульгина.

«Цифра» расширит возможности инфраструктуры

Алексей Ларионов также отметил важность развития цифровых услуг для игроков рынка электронной коммерции, особенно таких крупных, как Alibaba.

«Как пример приведу крупную ежегодную распродажу, проходившую 11 ноября, – так называемый День холостяка. В этом году количество отгруженных заказов перевалило за 1 млрд посылок, по сути, произошло 50-кратное превышение средних объёмов обработки. Эти объёмы удалось отгрузить в течение всего лишь одной недели, а это создало беспрецедентную нагрузку на логистическую инфраструктуру Китая. Привлечено более 700 тыс. кв. м складских площадей, более 100 тыс. единиц транспорта всех видов. Без мощного цифрового логистического ресурса было бы практически невозможно справиться с такими объёмами. В Китае нет UBER’ов, но есть гигантские информационные платформы, которые оперируют большими данными, базами данных перевозчиков. Одна из таких платформ – CAINIAO. При этом компания работает по модели «без активов» – у неё нет в собственности ни одной единицы транспорта и ни одного квадратного метра складских помещений, это полностью цифровая платформа на пути связи провайдера транспортных и логистических услуг и связи продавца товара», – рассказал Алексей Ларионов.

«Удобство использования ресурсов невероятное, и такие платформы сейчас появились в разрезе отношений между физическими лицами и провайдерами неких ресурсов. ОАО «РЖД» разработало приложение «Деловой проездной», которое сделало общение с системой покупки билетов невероятно удобным. Теперь будем ждать качественного аналога и для коммерческих – грузовых – перевозок», – выразил надежду директор CAINIAO RUSSIA.

Заместитель директора Департамента программ развития Министерства транспорта РФ Евгений Ткаченко сообщил, что перед Минтрансом стоит задача повысить эффективность и надёжность работы транспортного комплекса всеми доступными инструментами.

«Коллега из CAINIAO говорил о 50-кратном повышении нагрузки на инфраструктуру в определённые маркетинговые периоды. Это ведь не говорит о необходимости иметь такой запас инфраструктурных мощностей. Нужны механизмы нормативного регулирования, чтобы использование инфраструктуры было оптимальным. Когда мы говорим о требованиях к агрегаторам, перевозчикам, мы начинаем со стандартов, регламентов и правил. Если хозяйствующие субъекты, основываясь на своём опыте, выработают определённые предложения, то регулятор со своей стороны сможет учесть эти пожелания в виде изменений в действующую нормативную базу», – пообещал господин Ткаченко.

Чиновник также отметил необходимость упрощения организации мультимодальных перевозок.

«Наша задача – сделать определённую надстройку, которая позволит не задумываться о технологических особенностях перевозок – конечного потребителя всё-таки мало волнует, каким образом к нему придёт груз. Главное, чтобы он был доставлен вовремя, в целости и сохранности и по разумной цене. И для этого необходимы унифицированные стандарты оформления перевозок и управления ими. Тогда Россия сможет более полно реализовать свой транспортный потенциал и стать в итоге не автономным, а полноценным интеграционным транспортным узлом», – подчеркнул Евгений Ткаченко.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1448208&archive=2018.12.26


Возврат к списку