Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

Правительство до конца января оценит целесообразность долгосрочных грузовых ж/д тарифов после 2025 года

10.01.2019

Правительство РФ до 31 января должно проработать вопрос о возможности и целесообразности долгосрочного тарифного регулирования в сфере грузовых железнодорожных перевозок после 2025 года.

Соответствующая информация содержится в протоколе президентской комиссии по ТЭК, подготовленном по итогам заседания, состоявшегося 27 августа в Кемерово и посвященного развитию в стране угольной отрасли ("Интерфакс" ознакомился с копией документа, датированного серединой декабря).

Проработку вопроса предписано провести с "заинтересованными хозяйствующими субъектами". Доклад о применении долгосрочных и предсказуемых ж/д тарифов должен представляться ежегодно.

В конце 2018 г. в соответствии с решениями правительства Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ издала приказ об индексации грузовых железнодорожных тарифов до 2025 г. по формуле "инфляция минус". Величина повышения ставок рассчитывается как среднее арифметическое фактических индексов потребительских цен за предшествующие два года и прогнозных - на следующие два года - за вычетом 0,1 процентного пункта.

В 2019 г., по текущим оценкам Минэкономразвития, индексация грузовых тарифов составит 3,5%, в 2020 г. - 3,6%, в 2021 г. - 3,9%, в 2022 г. - 3,8%, в 2023 и 2024 гг. - по 3,9%. При этом еще год назад был установлен ряд долгосрочных надбавок. В частности, на 2019-2025 гг. в базе тарифа сохранена целевая 2-процентная наценка, которая вводилась на 2017 г. для дополнительного финансирования капремонта пути: фактически из базы расчета тарифов ее было решено не исключать. Кроме того, была введена 1,5-процентная (коэффициент 1,44), надбавка, призванная компенсировать РЖД расходы, связанные с корректировкой налогового законодательства (первоначально предполагалось, что она будет действовать до 2022 г., но в долгосрочном прогнозе срок ее действия не указан.).

Кроме того, ФАС (также в соответствии с решениями правительства) перенесла в тарифный прейскурант 8-процентные экспортные надбавки к текущим тарифам. До 1 января право вводить наценки в пределах 8% в рамках "тарифного коридора" имело ОАО "Российские железные дороги". Компания установила ее по верхней границе на все виды экспортируемых грузов кроме каменного угля. При этом предполагалось, что с 2019 г. монополия лишится такой опции. В связи с этим ФАС перенесла надбавку в тариф, опустив "верх" "коридора" до нуля. У РЖД же осталось только право давать скидки в пределах до 50%, период их действия увеличен до 10 лет.

Для ряда грузов при этом сделано исключение. В частности, экспортные надбавки не будут применяться к нефти и нефтепродуктам, алюминию и его "первичных сплавов в болванках, слитках, чушках и подобных формах", алюминиевого порошка. Кроме того, в список исключений попали газовый конденсат, его дистилляты и стабильный газовый бензин. Также из "тарифного коридора" в прейскурант перенесена 8-процентная надбавка на импорт грузов из Украины в Центральную Россию через ряд пограничных переходов.

Одновременно в прейскуранте установлен повышающий коэффициент 1,06 (6-процентная надбавка) на порожний пробег полувагонов. Такое решение призвано стимулировать сокращение порожнего пробега такого подвижного состава и нерациональной загрузки железнодорожной сети, отмечал регулятор. Фактически и "экспортная", и "порожняя", и "украинская" надбавки теперь не имеют сроков действия.

При этом осенью правительство уже утвердило "более длинный" макропрогноз, в котором в период 2025-2030 гг. заложен рост грузовых железнодорожных тарифов в пределах 3-3,9% ежегодно, в 2031-2037 гг. - в пределах 2-3,9%.

http://www.finmarket.ru/news/4919753


Возврат к списку