Сеть возвращается к инвентарю

ГУДОК: Резервный парк в составе ОАО «РЖД» сможет увеличить перевозки при повышенном предъявлении грузов

В правительстве обсуждается вопрос воссоздания в составе ОАО «РЖД» инвентарного (резервного) парка вагонов для вывоза как можно большего количества грузов. Для этого предстоит ФАС и Минтрансу определиться с условиями его приобретения, содержания и ценами на перевозку.

Белозеров будет руководить РЖД еще пять лет

ВЕДОМОСТИ: Олег Белозеров назначен гендиректором – председателем правления компании, говорится в опубликованном 20 ноября распоряжении правительства. Изменения в устав РЖД нужны для приведения наименования руководителя компании «в соответствие с национальными традициями корпоративного управления в сфере железнодорожного транспорта и с европейской железнодорожной корпоративной практикой», говорится в сообщении РЖД. А увеличение срока полномочий до пяти лет «вызвано необходимостью планирования и реализации основного объема инвестдоговоров с учетом сроков проектирования и строительства по ним».

Вагоны – мелкой розницей?

04.09.2012


Наряду с известными проблемами эффективности перевозочного процесса все актуальнее становится проблема коммуникации грузоотправителей с владельцами подвижного состава и операторскими компаниями в сегменте мелкогрупповых и повагонных отправок.

Отметим, что в сегменте маршрутных или крупногрупповых отправок основные проблемы находятся в плоскости практической реализации достигнутых договоренностей, поскольку в целом игроки не только знакомы друг с другом продолжительное время, но и сам характер отправок, несмотря на пресловутый рост волатильности рынков, имеет достаточно стабильный и предсказуемый характер. При этом даже возникающие колебания как по срокам, так и по объемам, как правило, не выходят за границы определенных коридоров. Ситуация на спотовом рынке совершенно противоположная: потребность в подвижном составе определяется ситуационными факторами и плохо поддается прогнозированию. Кроме того, нередко перевозки имеют разовый характер и разрабатывать для их осуществления какие-то устойчивые логистические схемы не представляется продуктивным. Объем такого спроса, по некоторым оценкам, доходит до 25% от общей емкости рынка, соответственно, фактическое отсутствие дееспособных механизмов взаимодействия поставщиков и потребителей услуг является существенным барьером для обеспечения как стабильности системы грузовых перевозок, так и загрузки сети.

Самым логичным решением данной проблемы является создание своеобразных торговых площадок, где «покупатели» вагонов могли бы договариваться с «продавцами». Такой ресурс уже функционирует под эгидой ЦФТО с конца 2010 года, но популярность его остается достаточно низкой (порядка 600 пользователей), что несоизмеримо с объемом потенциального спроса на такую услугу. Неудивительно, что запуск альтернативного сервиса «Фабрикант рейл» вызвал активный интерес со стороны участников рынка. По данным разработчиков, в первые три недели работы площадки количество зарегистрированных пользователей дошло почти до полутора сотен, впрочем, затем темпы роста существенно замедлились, и к концу августа этот показатель составил чуть более 220. Причины этого очевидны.

Существенным недостатком нового ресурса – и это признают даже его разработчики – является то, что, используя технологию биржевой работы, полноценной биржей система пока не является. То есть достигнутые посредством сайта договоренности де-факто необязательны для участников торгов. «Возникает опасность того, что сегодня я в четкой уверенности, что нашел вагоны под погрузку, прекращаю дальнейшие поиски и жду документы, а завтра оказывается, что для потенциального контрагента это был просто подбор возможных вариантов и окончательное решение принято совсем не в мою пользу, – отмечает коммерческий директор ООО «Дальтехкомплект» Алексей Кобелев. – Строго говоря, вообще нет уверенности, что «по ту сторону сети» находится лицо, уполномоченное принимать решения». По его мнению, подобная неопределенность может негативно сказываться на организации отгрузок, поскольку логисты предприятий все равно будут вынуждены параллельно заниматься поиском альтернативных вариантов для подстраховки.

Скептиков заверяют, что решение этой проблемы будет найдено, но… позже. «Программное обеспечение будет непрерывно обновляться, – поясняет генеральный директор торгового портала «Фабрикант.ру» Сергей Габестро. – Следовательно, речь идет не только о каких-то пользовательских утилитах, но и об интеграции площадки в существующие системы электронного документооборота с освоением таких функций, как электронная цифровая подпись». В планах компании в ближайшее время внедрить в систему возможность по результатам торгов автоматически формировать и подписывать коммерческие договоры. Это позволит придать торгам юридическую силу и существенно сэкономить время участников. Кроме того, снизить риски безответственного поведения, по мнению вице-президента общественной общероссийской организации «Деловая Россия» Александра Осипова, поможет введение черных списков недобросовестных участников биржи. Однако пока не ясно, кто и как будет осуществлять контроль за «чистотой отношений».

В итоге надежность работы по старинке может оказаться предпочтительнее преимуществ широкого поиска партнеров. Сторонники площадки говорят о том, что обстоятельства, связанные с процедурами согласования с перевозчиком, можно дополнительно оговаривать в отдельных положениях договора. «Существует же понятие «форс-мажор», – отмечает А. Осипов. – И все понимают, что это действительно обстоятельства непреодолимой силы, не зависящие от участников сделки. Логично, что и решение ЦФТО можно с определенными допущениями приравнять к таковым. Главное, чтобы было документальное подтверждение факта отказа в согласовании».

Сейчас сложно прогнозировать, насколько эффективной будет такая схема, пока каких-либо форм договора пользователям не предлагается и после достижения согласия онлайн подразумевается, что партнеры должны найти друг друга «в реале».

Впрочем, несомненно, подписать договор при наличии принципиального согласия гораздо проще, чем не имея в качестве контрагента вообще никакой компании. Будем надеяться, что с окончанием отпускного сезона коммуникативная активность менеджеров возрастет и в виртуальных торговых рядах станет многолюднее.


РЖД-Партнер.ru, 4 сентября 2012 г.


Возврат к списку