Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

Кабмин РФ до 30 марта ждет предложений по скидке к тарифу на ж/д поставки топлива в ДФО

ПРАЙМ: Вице-премьер РФ Дмитрий Козак поручил ФАС, Минтрансу, Минэнерго и Минэкономразвития до 30 марта представить предложения по скидке к тарифу на транспортировку железнодорожным транспортом отдельных видов нефтепродуктов на Дальний Восток, говорится в материалах на сайте кабмина.

Поручения даны по итогам совещания 7 марта по корректировке тарифов на железнодорожные перевозки нефтепродуктов.

Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года

«Дочка» РЖД закупит 30 тыс. полувагонов минимум за 84 млрд рублей

РБК: Федеральная грузовая компания решила купить 30 тыс. полувагонов в 2019–2021 годах. Их минимальная стоимость — 84 млрд руб. Но эксперты предупреждают об избытке вагонов и снижении экспорта основного товара — угля

Эксперты ожидают роста перевозок в новом году

28.02.2019


В январе 2018 г. погрузка выросла к прошлому году на 1,6% и составила 105,4 млн т, а грузооборот увеличился на 2,1% ─ до 220,0 млрд тарифных т-км.

Ключевыми драйверами роста стали: уголь (+5,2%), железная руда (+7,5%), лесные грузы (+6,0%), удобрения (+2,1%). Снизились перевозки нефти и нефтепродуктов (-0,1%), строительных грузов (-5,1%), цемента (-7,5%), цветной руды (-4,45%), лома (-10,5%) и зерна (-8,5%).

В 2019 г. погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» вырастет на 2,16% ─ до 1317,4 млн т, считают 76% респондентов, опрошенных АНО «Институт проблем естественных монополий». Анкетирование проходило в течение 2018 г. на 8 отраслевых конференциях. В исследовании приняли участие более 250 экспертов. Основную долю опрошенных составили представители операторов грузовых вагонов, грузоотправителей и логистических компаний.

Эксперты ИПЕМ, в свою очередь, считают, что рост объемов погрузки на сети ОАО «РЖД» составит всего 1,6% – 1,9%, увеличившись до 1 311 млн т. Драйверами роста, по их мнению, выступят зерно, минеральные удобрения, железная и марганцевая руды, каменный уголь и черные металлы.

Уголь: рост погрузки несмотря на инфраструктурные ограничения

Погрузка угля в январе выросла к прошлому году на +5,2% и составила 32,9 млн т, установив очередной рекорд для данного месяца. В январе перевозки выросли как на внутренних, так и на экспортных направлениях. Больше других стран импорт российского угля по сравнению с прошлым годом нарастили Германия (почти в десять раз), Украина (+30%), Белоруссия (в 5 раз) и Япония (+6%).

В Германии завершила свою работу специально созданная комиссия, которая разработала и предложила правительству вариант закрытия угольной генерации. Согласно плану, после выхода из ядерной генерации в 2022 г. (то есть после отключения от сети последней немецкой АЭС) в 2038 г. будет закрыта и последняя электростанция, работающая на угле. При этом, по решению комиссии, ускоренными темпами будет снижаться производство электроэнергии, прежде всего, на импортном каменном угле, а не на собственном буром, что снизит потребность в российском продукте. Однако, говорить о потере немецкого рынка угольщиками РФ пока не приходится ─ в 2023, 2026 и 2029 гг. независимые эксперты должны будут проверить, как воздействует отказ от угля в качестве энергоносителя на надежность энергоснабжения, тарифы на электроэнергию и занятость населения. К тому же выход из угольной генерации может оказаться слишком дорогостоящим для экономики Германии. К 2023 г. в бюджете ФРГ может возникнуть дефицит в 24,7 млрд евро, по данным министра финансов страны Олафа Шольца.

Увеличение отправок в Белоруссию обусловлено тем, что страна стала реэкспортером российского угля на Украину. По данным официального белорусского статистического органа Белстат, отгрузки угля из Белоруссии на Украину выросли с 0,6 тыс. т до 588,5 тыс. т, при этом в стране-экспортере отсутствует угольная промышленность.

По оценке экспертов, экспорт угля из России в январе мог бы быть и выше, однако вследствие непогоды, а также ремонтов вагоноопрокидывателей обработка поездов в портах задерживалась, что привело к скоплению составов и увеличению оборота вагона.

В краткосрочной перспективе на погрузку угля будет влиять не столько мировая конъюнктура, сколько пропускная способность транспортной инфраструктуры.

Нефть и нефтепродукты: предпосылки для роста отсутствуют

Погрузка нефти и нефтепродуктов в январе сократилась на 0,1% и составила 20,7 млн т.

В январе экспорт вырос в Италию (+30%), Китай (+25%) и Монголию (+60%), в то время как поставки сократились в Нидерланды (-8%) и Белоруссию (-70%).

Снижение российских поставок в Белоруссию может быть связано с затянувшимися переговорами обеих стран по компенсациям для республики потерь от налогового маневра в нефтяной отрасли РФ. Белоруссия требует от России субсидировать ее НПЗ в размере $2 млрд/год, но РФ пока не готова на такие траты.

В феврале стало известно, что ввод в эксплуатацию железнодорожного комплекса по перевалке сжиженного газа «Роспан Интернэшнл», подразделения «Роснефти», который бы способствовал росту поставок СУГ, откладывается на конец 2019 г. На железнодорожном терминале продолжаются работы по монтажу и термообработке шаровых резервуаров, обвязке оборудования на эстакаде налива. Ожидается что после запуска добыча газа вырастет до уровня более 21 млрд м3 в год и жидких углеводородов ─ более 5 млн т в год.

По сообщению Минэнерго, девять нефтеперерабатывающих предприятий, в том числе Афипский, Антипинский и Марийский НПЗ, а также «Новошахтинский НПЗ», «Орскнефтеоргсинтез», «Нефтехимсервис» и другие заключили соглашения с министерством о модернизации своих заводов. Подписавшие соглашения компании до 2026 г. должны будут инвестировать около 300 млрд руб. и ввести 13 новых установок, которые увеличат производство бензина класса «Евро-5» на 3 млн т в год.

Таким образом, в среднесрочной перспективе маловероятен рост объема перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом.

Строительные грузы и цемент: надежда на господдержку

Погрузка строительных грузов в январе снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 5,1% и составила 8,3 млн т, погрузка цемента сократилась на 7,5% ─ до 1,1 млн т.

Ввод жилья в России в январе 2019 г. снизился на 16,8% по сравнению с январем прошлого года ─ до 4,2 млн м2. Этому способствовало увеличение ипотечной ставки, а также адаптация отрасли к новым условиям работы. Вместе с тем, по словам председателя правления Банка ДОМ.РФ Артема Федорко, рост ипотечных ставок в России носит временный характер, во второй половине года ставки могут начать снижаться.
Эксперты отмечают, что процесс реформирования отрасли идет очень медленно. Застройщики к 11 февраля направили в банки лишь 275 заявок на проектное финансирование с переходом на обязательные расчеты через эскроу-счета с 1 июля текущего года.

Государство озвучило планы по оказанию дополнительных мер поддержки отрасли, в частности, семьям с детьми. Президент России Владимир Путин в рамках своего послания к Федеральному собранию сообщил о том, что считает важным снижение ставок по ипотеке до 8%. А для семей с двумя и более детьми, по его мнению, льготная ипотечная ставка в 6% должна действовать в течение всего периода кредита, вместо существующего ограничения в три и пять лет. Глава государства указал, что для семей с тремя и более детьми уже возможно предусмотреть дополнительную меру поддержки из федерального бюджета: 450 000 руб. для погашения ипотеки. По словам президента, в текущем году на такие выплаты потребуется дополнительно 26,2 млрд руб., в 2020-м ─ 28,6 млрд руб., а в 2021-м ─ 30,1 млрд руб.

Кроме того, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минтрансу, Минстрою, Минпромторгу и Минэкономразвития до 27 марта представить предложения по увеличению объемов строительства автодорог с цементобетонным покрытием с учетом оценки их экономической эффективности. По расчетам представителей «Союзцемент», в 2019 г. ожидается рост спроса на цемент на 3% к уровню 2018 г. с учетом реализации национальных проектов.

Насколько эффективными окажутся меры государственной поддержки, а также как адаптируется отрасль к новым условиям работы, станет ясно с наступлением нового строительного сезона. Пока же негативная динамика перевозок строительных грузов и цементов сохранится.

Черные металлы: прогнозируется сохранение текущего спроса

Погрузка черных металлов в январе осталась почти на уровне прошлого года и составила 6,6 млн т.

При этом рост внутренних перевозок в январе составил около 5%, тогда как экспорт сократился на 7% (к примеру, в США (-20%), Финляндию (почти до нуля)). Увеличили импорт российских металлов Италия (+30%), Мексика (+20%) и Испания (поставки не осуществлялись в прошлом году).

В конце января — первой половине февраля на мировом рынке стали начался рост, переломив тенденцию падения второй половины 2018 г., обусловленного замедлением темпов роста в мировой экономике, эскалации торговых конфликтов по направлениям США-Китай и США-Евросоюз и введением ограничений на импорт стали в США и ЕС, экономическим кризисом в Турции, а также повышением рисков для Китая. Эксперты считают, что этот всплеск цен краткосрочный и обусловлен повышением цен на металлолом на фоне подъема спроса в Турции и подорожанием железной руды из-за трагедии на руднике Vale в Бразилии. Первый фактор перестанет действовать уже скоро. Хотя экономическая ситуация в Турции несколько улучшилась, но по сравнению с концом прошлого года она еще далека от благополучия, и цены на этом рынке уже начали снижаться.

По прогнозу «Северстали», в 2019 г. ожидается сохранение слабого спроса на российскую сталь. В то же время менеджмент ММК ожидает, что на объемы продаж товарной продукции в первом квартале 2019 г. продолжат оказывать влияние факторы сезонного ослабления спроса и снижения цен на сталь на мировых рынках. Тем не менее, данные факторы будут частично компенсированы ростом доли внутренних продаж, в том числе за счет положительного влияния на спрос внутреннего рынка от сокращения объемов предложения листового проката со стороны производителей металлопродукции, а также максимальной загрузкой ряда высокомаржинальных агрегатов.

Положительно на перевозках черных металлов железнодорожным транспортом скажется реализация инфраструктурных проектов РЖД. Уже в январе погрузка новых рельсов и путевой решетки выросли к прошлому году на 20-25%.

Руда: рекорд погрузки за последние 15 лет

Погрузка руды в январе выросла относительно показателей предыдущего года на 7,5% и составила 9,9 млн т, установив рекорд перевозок для данного месяца.

В январе перевозки выросли как на внутренних, так и на экспортных направлениях. Экспорт руды увеличился в Китай (+40%), Финляндию (+80%), Италию (+25%) и Словакию (в 1,5 раза).

При этом, по оценке австралийской железорудной корпорации Fortescue Metals Group Ltd., спрос на железную руду в Китае останется высоким и поможет увеличить прибыль добывающим компаниям. Согласно мнению менеджмента компании, нет никаких признаков замедления экономического роста на китайских сталелитейных заводах, и их производство выросло в прошлом году. Значительные инвестиции стимулирует спрос на сталь и железную руду.

В конце января бразильское горнодобывающее агентство приказало крупнейшему в мире производителю железной руды Vale SA прекратить работы на его руднике Corrego do Feijao из-за прорыва плотины, что, по оценке аналитика Argonaut Securities, приведет к снижению производительности Vale на 1,5%.

В результате выведения из эксплуатации значительных мощностей в Бразилии и повышенного спроса со стороны Китая на рынке складываются благоприятные условия для российского экспорта.

Лесные грузы: переориентация с автомобильного транспорта

Погрузка лесных грузов в январе выросла к уровню предыдущего года на 6,0% и составила 3,6 млн т.

В январе погрузка выросла за счет увеличения внутренних отправок (+20%), тогда как экспорт сократился на 2%, преимущественно за счет падения поставок в Китай (-3,5%). При этом, по словам вице-президента

Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Андрея Фролова, экономических резонов для снижения объемов поставок лесных грузов в КНР сейчас нет.

По оценке аналитического центра компании «ТрансЛес», доля железнодорожного транспорта в объеме внутренних перевозок круглого леса последние годы увеличивается в первую очередь за счет перехода грузов с автомобильного транспорта. В Европейской части России из-за роста спроса наблюдается нехватка доступных лесных ресурсов, как следствие увеличивается расстояние доставки сырья на лесоперерабатывающие предприятия. В экспортных перевозках леса и пиломатериалов доля железнодорожного транспорта сохраняется на прежнем уровне: 73% и 83% соответственно.
Ожидается дальнейший рост погрузки лесных грузов железнодорожным транспортом по мере развития лесопромышленного комплекса РФ, при этом возможно увеличение экспорта продуктов лесопереработки.

Зерно и продукты перемола: прогнозируемое снижение

Погрузка зерна в январе составила 2,0 млн т (-8,5% к январю прошлого года).

В январе внутренние перевозки выросли почти на 10%, тогда как экспорт сократился на 20%, преимущественно за счет падения поставок в Египет (-25%).

По оценке руководителя аналитического центра «Русагротранс» Игоря Павенского, основной объем экспорта за этот сельскохозяйственный год (1 июля 2018 г.) уже состоялся. С начала года вывезено 31,9 млн т зерна, в том числе 26,9 млн т пшеницы. Экспортный потенциал в феврале-июне невелик. В то же время эксперт не исключил, что если перспективы урожая в этом году останутся благоприятными, то цены внутреннего рынка скорректируются, и экспорт несколько оживится. По его прогнозу, сбор зерна в этом году может составить 123,3 млн т против 112,9 млн т в прошлом.

В середине февраля глава Минсельхоза сообщил, что с учетом последних данных, полученных от регионов, урожай зерна в 2019 г. составит 118 млн т. Таким образом, возможно увеличение перевозок зерна железнодорожным транспортом со второй половины 2019 г.

Химические и минеральные удобрения: российские экспортеры уходят с китайского рынка

Погрузка удобрений в январе составила 5,3 млн т (+2,1% к январю прошлого года).

В январе внутренние перевозки удобрений выросли на 12%, тогда как экспорт сократился на 7%, преимущественно за счет падения поставок в Китай (-6%) и на Украину (-80%).

По мнению представителя РАПУ, увеличение потребления удобрений в России преимущественно вызвано тем, что аграрии стали больше инвестировать в урожай и рентабельность производства. По итогам прошлого года производство сельхозпродукции превысило уровень 2000-го почти в 2 раза.

По словам генерального директора «Еврохим», компания выведет на проектную мощность Усольский горно-обогатительный комбинат в Березниках Пермского края ориентировочно в третьем − четвертом квартале этого года. Представитель компании отметил, что в случае, если традиционные крупнейшие покупатели калия − Индия и Китай − не поднимут цены выше текущих $300 за тонну, компания будет ориентироваться на рынки Латинской Америки, где в 2016 г. «Еврохим» приобрел Fertilizantes Tocantins.

Планирует переориентироваться на более доходные рынки и «Уралкалий», который отказался от традиционного годового контракта на поставку калия в Индию по $290 за тонну (ориентир, установленный белорусской БКК), а контракт с Китаем по этой цене заключил на небольшой объем. Освободившийся калий компания направит на африканский рынок. На этом континенте цена на удобрения выше $320/т.

Из-за переориентации экспортных грузовых потоков возможно краткосрочное замедление темпов роста перевозок удобрений железнодорожным транспортом, однако в дальнейшем ожидается увеличение за счет высокого спроса на российскую продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Ставки аренды на полувагоны стабильны уж 3 месяца

Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».

Коммерчески пригодный к перевозкам парк — 1 055 тыс. ед., тогда как неисправный на начало февраля незначительно вырос, но по-прежнему остался на низком уровне — около 52,3 тыс. ед. В результате профицит парка составил 49,3 тыс. ед.

В январе реализация вагонов заводами СНГ составила 5,8 тыс. ед. (из них полувагонов ─ 3,4 тыс. ед.), что на 15% выше результатов января 2018 г. (5,1 тыс. ед.). При этом выбытие вагонов составило около 2,2 тыс. ед. (из них полувагонов ─ 0,4 тыс. ед.).

Ставки аренды на типовые полувагоны в феврале остались на уровне предыдущего месяца — до 2 000 руб./сутки, отмечается сезонный рост простаивающего парка.


Возврат к списку