Наиболее высокие скорости продвижения групповых и повагонных отправок в мае 2019 г. отмечались при перевозках в направлении Дальневосточной и Западно-Сибирской железных дорог

Актуализированы правила перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом

РЖД-ПАРТНЕР: Соответствующий приказ, утверждающий актуализированные правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, зарегистрирован Минюстом России 10 июня. Об этом во вторник, 11 июня, сообщает официальный сайт Минтранса России.

В приказе отражены структурные изменения, произошедшие в железнодорожной отрасли с 2003 года, а также учтены особенности перевозки отдельных видов продукции. Требования к температурному режиму перевозки скоропортящихся грузов приведены в соответствие с техническим регламентом Евразийского экономического союза.

Общие грузовые интересы

ГУДОК: При формировании генеральной схемы развития сети возможен выбор двух мест для строительства транспортно-логистических центров ТЛЦ в одном регионе. Сергей Дягилев, заместитель начальника Департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра при Правительстве РФ комментирует тему корреспонденту газеты "Гудок" Елене Кудрявцевой.

Химия на колёсах

19.03.2019


У российских экспортёров минеральных удобрений добавится конкурентов

В прошлом году погрузка минеральных и химических удобрений на сети ОАО «РЖД» стала рекордной. Однако в 2019 году зарубежные экспортёры, как и их российские коллеги, увеличивают производство данного вида груза. Эксперты предсказывают, что конкурентная борьба на этом рынке может отразиться на объёмах перевозок российских производителей.

Спрос остаётся высоким

Согласно обзору железнодорожного рынка, представленному Объединённой вагонной компанией (ОВК), в 2018 году погрузка минеральных и химических удобрений стала рекордной за всю историю страны. Как пояснила «Гудку» заместитель директора по аналитическим исследованиям ОВК Лейсана Коробейникова, всего в 2018 году по железной дороге отправили почти 59,2 млн тонн удобрений, что на 3,7% выше показателя 2017 года.

Начальник управления маркетинга Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Лариса Ломашкевич привела такие же данные. Тенденция роста перевозок данного груза отмечалась не только на экспорт, но и во внутрироссийском сообщении.

«В основном рост экспортных перевозок обусловлен благоприятной конъюнктурой рынка удобрений. В частности, в фосфорном сегменте средняя цена на условиях FOB Балтийское море (Free on board, франко борт, обозначение условий поставки груза и определения стороны, на которую возлагаются расходы по транспортировке, и/или определения точки передачи ответственности за груз от продавца к покупателю. – Ред.) в 2018 году находилась выше уровня 2017 года (+$63,7 за тонну, или +18,4% для фосфорных удобрений диаммонийфосфат и аммонийфосфат)», – объяснила госпожа Ломашкевич.

В 2018 году перевозки на внутренних направлениях выросли на 8%. Наибольший прирост экспортных поставок произошёл в Бразилию (+1 млн тонн) и США (+0,8 млн тонн), наибольшее падение было в адрес Украины (–2 млн тонн) и Китая (–0,4 млн тонн).

По словам руководителя управления аналитики компании «Уралхим» Георгия Елисеева, такие данные обусловлены тем, что в Китай экспортируются только калийные удобрения и NPK (комплексные минеральные удобрения, включающие азот (N), фосфор (P) и калий (K).

«Украина в 2018 году практически закрыла свои рынки удобрений для поставок из России. В 2019 году переговоры о новом контракте на поставку калия в Китай ещё не завершены, так что пока говорить о росте экспорта калия в Китай рано. Возобновление поставок на Украину в настоящее время не ожидается», – отметил господин Елисеев.

Лейсана Коробейникова отметила, что введённые на Украине антидемпинговые пошлины на российскую продукцию не исключают возможный реэкспорт через другие страны.
«Что касается Китая, то падение перевозок связано с переориентацией российской продукции некоторых производителей на более доходные рынки. Так, «Уралкалий» предпочёл направить свои удобрения в страны Африки, в то время как «Еврохим» подписал 10-летний рамочный контракт на поставку калия в Китай», – рассказала Лейсана Коробейникова.

По её словам, в целом рост экспорта обусловлен увеличением глобального спроса на удобрения. Мировой рынок удобрений будет расти на 1,4% в год до 2022 года.

«Российская отрасль минеральных удобрений сохраняет конкурентоспособность, несмотря на усиление конкуренции в условиях перепроизводства и избытка предложения удобрений на мировом рынке. В 2018 году практически прекратился экспорт удобрений на Украину из-за того, что эта страна ввела запрет на поставку большей части удобрений из России. Так, рост экспорта жидкой КАС (карбамидно-аммиачная смесь. – Ред.) компанией «Акрон» в 2018 году связан с переориентацией, вызванной закрытием рынка Украины (вместо экспорта селитры на Украину – экспорт КАС в дальнее зарубежье). В то же время рост экспорта удобрений из России ограничивается увеличением потребностей внутреннего рынка, обеспечение которого является приоритетным для производителей в России», – рассказал господин Елисеев.

У конкурентов свои преимущества

Поскольку рост мировых мощностей опережает рост мирового спроса на удобрения, цены на карбамид, аммиачную селитру, фосфаты и NPK в настоящее время снижаются, несмотря на сезон внесения удобрений на основных рынках. По оценке топ-менеджера, в 2019 году цены в среднем будут ниже, чем в 2018-м. Текущий год ожидается тяжёлым на основных рынках удобрений. Как отметил Георгий Елисеев, дело в том, что во многих странах, например на Ближнем Востоке, в Северной Африке, США, Индонезии, Нигерии, Индии, вошли в строй и набрали полную мощность новые производства аммиака/карбамида. Они обладают конкурентными преимуществами: низкой ценой на сырьё и расположением на берегу моря, вблизи экспортных портов.

«Эти производства вытесняют с премиальных рынков традиционных экспортёров, включая производителей из России, которые не могут конкурировать с этими производствами из-за высоких расходов на транспорт до экспортных портов», – объяснил топ-менеджер.

В Бразилии вводятся новые ограничения на оборот нитратных удобрений, что может отразиться на снижении импорта аммиачной селитры в эту страну. Бразилия является крупнейшим импортёром аммиачной селитры. Турция, которая была вторым импортёром этого вида удобрений, полностью прекратила их импорт ещё в 2017 году. Как отметил Георгий Елисеев, на рынке фосфатных удобрений высокие новые мощности введены в Марокко и Саудовской Аравии, в результате чего цены на аммофос и диаммофос в настоящее время снижаются, а возможности поставок этих удобрений из России на многие рынки под вопросом.

По словам генерального директора компании «ФосАгро» Андрея Гурьева, объём инвестиционной программы компании в 2019 году составит порядка 33–34 млрд руб., а рост производства по году ожидается на уровне 6–10%. В 2018 году «ФосАгро» произвела 9,1 млн тонн всех удобрений, включая кормовые. Ожидается, что I квартал 2019 года будет одним из лучших, учитывая, что производство уже выросло на 10% в валовом объёме.

Как отмечается в опубликованном обзоре, «Уралхим» по итогам 2018 года увеличил общий объём продаж на российский рынок и в страны СНГ на 20%, до 2,6 млн тонн, по сравнению с показателем 2017 года. При этом объём продаж минеральных удобрений на российском рынке вырос на 50%, превысив 1 млн тонн. Самый существенный рост показателя отмечен в западных регионах России, а также в секторе продаж крупным агрохолдингам.

По словам Ларисы Ломашкевич, в 2019 году погрузка химических и минеральных удобрений может достичь уровня 63,0 млн тонн с приростом к 2018 году +6,3%. Такие достаточно оптимистичные планы сформированы с учётом прогноза Минэкономразвития России, предусматривающего рост производства химической продукции в стране в 2019 году на +3,7% к уровню прошлого года.
«Так, основной рост как объёмов производства, так и погрузки на железнодорожный транспорт в 2019 году будет обеспечен благодаря новым и модернизируемым производствам. В частности, в 2019 году запланированы плановое увеличение выпуска продукции ООО «Еврохим – Усольский калийный комбинат» после запуска предприятия в мае 2018 года и модернизация производства на Кирово-Чепецком химкомбинате (филиал компании «Уралхим»), АО НАК «Азот», ПАО «Акрон» и АО «Апатит». Вместе с тем рост перевозок ожидается в условиях сохранения государственной поддержки сельского хозяйства, а также реализации плана мероприятий (дорожная карта) по развитию производства минеральных удобрений на период до 2025 года. Документ утверждён Правительством РФ (распоряжение № 532-р от 29 марта 2018 года), в рамках которого планируется также наращивание потребления удобрений российскими аграриями», – отмечает представитель ЦФТО

https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1456888&archive=2019.03.19


Возврат к списку