УВЗ соберет конкурентов в тележку

КОММЕРСАНТ: после перехода в собственность «Ростеха» Уралвагонзавод (УВЗ) радикально пересмотрел правила работы с другими российскими вагоностроителями, что может серьезно сказаться на их работе. УВЗ, получавший крупные госгарантии и субсидии, активно распространявший свои технологии в отрасли и до недавних пор очень лояльный к партнерам, теперь тотально отзывает и перезаключает на более жестких условиях лицензии на свою инновационную тележку. Она дает право на большую скидку на порожний пробег и субсидии. Параллельно завод начал пересмотр лицензий на самую массовую тележку, на которой сейчас базируется 85% всего парка вагонов.

Путин поручил проработать возможность долгосрочных тарифов на грузовые ж/д перевозки

ТАСС: Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ представить предложения по установлению долгосрочных тарифов на железнодорожные грузоперевозки. Как сообщает сайт Кремля, такое поручение глава государства дал по итогам заседания президиума госсовета, состоявшегося 6 сентября.

Операторам показали ценовой ориентир

ГУДОК: Стоимость аренды вагонов будет учтена торговыми площадками

Электронная торговая площадка Rail Commerce на этой неделе запустит индекс стоимости полувагона, который по замыслу руководства ресурса должен помочь грузоотправителям и операторам ориентироваться в цене аренды подвижного состава. Как пояснил «Гудку» член Совета директоров Rail Commerce Сергей Горский, индекс стоимости полувагона будет рассчитываться на основе конкретных сделок по покупке услуг, совершённых на площадке.

В борьбе за эффективность

26.07.2012

Основными инструментами повышения эффективности использования железнодорожной инфраструктуры, предусмотренными в разработанном ОАО "РЖД" проекте Единого сетевого технологического процесса (ЕСТП), являются маршрутизация порожних и груженых вагонопотоков и организация движения грузовых поездов по расписанию. В этом отношении особенно полезен уже имеющийся опыт Западно-Сибирской и Октябрьской магистралей.
Дорогу маршрутам!
Для увеличения уровня маршрутизации порожних вагонопотоков, как подчеркивают в РЖД, важно достоверное планирование объемов перевозок на месяц. Кроме того, нужно тарифное стимулирование маршрутных отправок порожних вагонов взамен утвердившейся практики малых групповых отправок, которая, как известно, была введена в период спада перевозок.
Начиная с осени 2011 года на сети проведена значительная работа по маршрутизации порожних полувагонов, направляемых на Западно-Сибирскую магистраль, однако полностью данная проблема пока не решена.
Напомним, в сентябре прошлого года дорога была забита порожними полувагонами различных собственников, сортировочные станции, несмотря на работу на пределе возможностей, были не в состоянии обеспечить переработку подвижного состава в потребном количестве. Число брошенных порожних составов и разборочных поездов с порожняком на ЗСЖД составляло более 100. Ситуация потребовала вмешательства начальника дороги Александра Целько. При поддержке администрации Кемеровской области были приняты три принципиальных решения, позволивших стабилизировать ситуацию с погрузкой угля. Во-первых, количество операторских компаний, работающих с угледобывающими предприятиями Кузбасса, было сокращено с 251 до 12. Во-вторых, изменен порядок подвода порожних полувагонов на углепогрузочные станции за счет формирования технических маршрутов по ст. Входная и регулирования адресного назначения приватных вагонов. В-третьих, совершен переход от распределения вагонов ОАО "ПГК" системой АС ДРПВ к балансовому методу под управлением Центральной дирекции управления движением (ЦД). Реализация данных мер дала заметные результаты.
В настоящее время маршрутизация входящего в Кузбасс порожнего подвижного состава с учетом формирования технических маршрутов из порожних полувагонов на ряде сортировочных станций сети составляет 70-75%. Значительную роль в этом процессе играет ст. Входная, где производится адресное формирование технических маршрутов из порожняка конкретных операторов на определенные станции.
Если говорить обо всех входящих на ЗСЖД порожних полувагонах, то с дорог Западного полигона приходят маршрутизированными лишь 42%, Восточного - 39%. Правда, в июне текущего года по сравнению с маем увеличили маршрутизацию такие компании, как ОАО "ПГК" (с 55 до 65%) и ОАО "НТК" (с 68 до 83%). Уровень поступления парка ВСП маршрутами составляет 71%. Между тем крайне низок уровень маршрутизации у ЗАО "НТС" (8%), ООО "СУМТ" (10%), ООО "РГ-Транс" (5%), ООО "ЗСТС" (8%), совсем не маршрутизирован входящий вагонопоток у ОАО "СУЭК", ООО "Трансгрупп АС" и ООО "РВД-Сервис".
Для своевременного обеспечения порожняком углепогрузочных предприятий Кузбасского региона назрела необходимость нормирования входа порожних собственных полувагонов по конкретным операторам. "Мы сегодня видим, на сколько вагонов, в каком парке и по каким станциям приняты заявки на перевозку угля на месяц, какой задан норматив входа порожних полувагонов на магистраль по всем стыковым пунктам, а также сколько полувагонов образовано после выгрузки на ЗСЖД. Эти данные позволяют определить среднесуточную потребность входа на дорогу порожних полувагонов конкретных операторов. Следующий этап упорядочения структуры рынка - оптимизация количества операторов по каждой конкретной углепогрузочной станции. Необходимой для нас является готовность собственников работать в любом направлении со всеми грузоотправителями, то есть по принципу обезличенного парка", - говорит первый заместитель начальника ЗСЖД Виктор Голомолзин.
По мнению начальника ЦД Павла Иванова, с помощью технологии взаимодействия ЗСЖД с операторами в Кузбасском регионе возможно достичь максимальной универсализации полувагонов всех собственников и повысить уровень отправительской маршрутизации после выгрузки.
Руководство дороги, в свою очередь, считает необходимым и возможным повысить маршрутизацию входящих в Кузбасс порожних полувагонов, в том числе парка ВСП, до уровня не менее 80% и использовать при этом сортировочные мощности не только ЗСЖД, но и других станций сети.
Точно по расписанию
В графике движения проектом ЕСТП предусмотрена организация грузовых поездов по расписанию, в том числе в интересах крупнейших грузоотправителей. В ряду новых продуктов прорабатываются вопросы организации регулярных поездов по расписанию с фиксированной датой отправления, грузовых экспрессов (фиксированных маршрутов на определенную дату), регулярных контейнерных поездов, а также расширение сферы применения специализированных расписаний по запросам операторов.
По полигону ОЖД по расписанию сегодня следует более 20 грузовых поездов в сутки. В проект вовлечены крупнейшие грузоотправители региона, в том числе ЗАО "Северсталь-Групп", ОАО "ЕвроХим" и др. "Таким образом, около 40% от ежесуточной погрузки дороги транспортируется по согласованному расписанию на основании календарного планирования поездов на конкретные нитки графика с соответствующей подвязкой локомотивов и бригад. При этом зачастую комбинаты пересматривают свои технологические процессы, с тем чтобы синхронизировать работу с железной дорогой и выставлять поезда четко на нитку графика", - отмечает начальник ОЖД Виктор Степов.
К примеру, с октября 2011 года технология движения по твердым ниткам графика применяется при перевозке бумаги в контейнерных поездах со ст. Нигозеро в Санкт-Петербургский узел. Данная схема предполагает установление жесткого контроля за отправлением и следованием контейнерных поездов по расписанию. Последнее разработано с учетом минимального влияния "окон" с определением погрузки по дням недели для каждого собственника. На фоне общей тенденции снижения маршрутной скорости контейнерных поездов с начала текущего года применение указанной технологии на участке Нигозеро - Санкт-Петербург позволило сократить среднее время хода поездов с 16,5 ч. в сентябре 2011 года до 13,7 ч. в мае 2012-го и с 24 до 12,5 ч. при возврате в порожнем состоянии. В перспективе планируется распространить данный опыт и на другие направления.
Организация движения грузовых поездов по расписанию позволила сформировать на полигоне дороги линейку новых транспортных продуктов с конкретными потребительскими характеристиками, которые могут быть как адресованы конечному потребителю, так и служить частью крупных логистических маршрутов. Помимо регулярных поездов по расписанию и грузовых экспрессов, это блок-трейны (регулярные контейнерные поезда между портом Санкт-Петербург и тыловыми контейнерными терминалами). В проработке находятся также интермодальные перевозки.
В частности, в Мурманском транспортном узле организована интермодальная перевозка фанштейна по маршруту Мурманск - Мончегорск (заложена одна нитка графика). В целях улучшения технологии перевозочного процесса и исключения срыва в работе ОАО "Норильский никель", которое является на данном направлении владельцем груза, вагонов и производственных мощностей, работа ведется на основе совместных логистистических схем "Норникеля" и ОАО "РЖД". Реализация проекта позволила повысить маршрутную скорость на 176 км/сут и обеспечить бесперебойное снабжение предприятий сырьем. Одновременно внедрено движение маршрутов из полувагонов с железорудным концентратом по твердым ниткам графика на направлении Ковдор - Мурманск (заложено пять ниток графика), что также положительно отразилось на маршрутной скорости (повысилась на 152 км/сут). За счет организации маршрутов по расписанию с удобрениями на участке Ковдор - Сала (заложена одна нитка графика) протяженностью 1408 км в условиях работы консолидированным парком по закольцованной схеме удалось повысить маршрутную скорость на 127,6 км/сут.
Надо заметить, что реализация программы организации движения по расписанию в условиях полностью приватного парка стала возможной только после выработки эффективных механизмов управления движением собственного вагона. Сегодня на полигоне ОЖД отработаны и реализованы две типовые схемы обезличивания приватного подвижного состава.
Первая предполагает консолидацию парка различных собственников под управлением одного из операторов, обеспечившего дороге стабильное предъявление груза к перевозке по календарному расписанию. Это дало возможность проложить нитки графика движения и обеспечить оптимальную подвязку локомотивов и бригад как по станции отправления, так и по станциям смены. В результате произошло повышение эффективности работы подвижного состава в целом на маршруте и, как следствие, сокращение его общего количества для вывоза имеющихся объемов груза.
Вторая схема разработана для станций и фронтов погрузки-выгрузки, имеющих достаточное развитие и мощности для формирования маршрутов с подбором подвижного состава по операторам. Однако проследование данных поездов осуществляется по участкам с ограниченной пропускной способностью, что для реализации маршрутной скорости требует планирования отправления маршрутов различных операторов с нескольких станций на одну нитку графика.
Безусловно, увеличение уровня маршрутизации и отправки грузовых поездов по расписанию напрямую зависит от оптимизации работы важнейших станций, эффективного управления тяговыми ресурсами и взаимодействия всех участников перевозочного процесса. Именно на это сегодня должны быть направлены усилия сторон.


Журнал "РЖд-Партнер". 26 июля 2012 г.


Возврат к списку