Вагоны замедляют ход

КОММЕРСАНТ: Серьезное замедление оборота грузовых вагонов на железных дорогах во многом вызвано действиями их операторов, грузоотправителей и грузополучателей, считают в ОАО РЖД. При среднем сроке оборота вагона в 16 суток треть времени тратится по вине клиентов, в основном на путях необщего пользования. По словам источников “Ъ”, руководство монополии полагает, что операторы придерживают вагоны, не желая снижать ставки. Однако сами клиенты ОАО РЖД считают, что монополия просто пытается разделить ответственность, ожидая плохих результатов погрузки на фоне ухудшения конъюнктуры экспорта.

10 лет Союзу операторов железнодорожного транспорта

15 июля 2009 года - дата государственной регистрации Союза операторов железнодорожного транспорта в Министерстве юстиции Российской Федерации. Союз сегодня является одной из наиболее авторитетных площадок для ведения конструктивного диалога операторов подвижного состава с ОАО "РЖД" и регулирующими органами. В составе Союза - 30 ведущих игроков рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава.

Нефтяникам и угольщикам дадут скидку на перевозки

РЖД-ПАРТНЕР: Об изменении уровня железнодорожных тарифов на экспортные перевозки дизельного топлива, мазута и газойля говорится в выписке из протокола заседания правления ОАО «РЖД» № 33 от 1 июля 2019 года. В частности, речь идет о перевозке в собственных (арендованных) цистернах со станций Загородняя, Бензин, Новоуфимская Куйбышевской железной дороги. Согласно документу, понижающий коэффициент 0,852 устанавливается с 1 июля этого года по 31 декабря 2021-го в обмен на гарантированный объем перевозок нефтепродуктов с указанных станций – 24 млн т. А именно с 1 июля по 31 декабря этого года в размере не менее 4,8 млн т, а с 1 января по 31 декабря 2020-го в размере не менее 9,3 млн т. Отклонение от гарантированного объема, прописанного в договоре, должно быть не более 10% при безусловном выполнении суммарного гарантированного объема перевозок.

Рельсовое равноправие

19.04.2019

Операторы против подхода ОАО РЖД по приоритетному доступу
Союз операторов железнодорожного транспорта выступил против идеи ОАО РЖД дать возможность отдельным компаниям получать приоритетный доступ к железнодорожной инфраструктуре. Так монополия хочет решить проблему недостаточной пропускной способности экспортных направлений. СОЖТ предлагает сначала провести детальные расчеты возможного роста грузопотока, предупреждая, что введение take-or-pay может привести к возникновению рынка перепродаж. Аналитики называют скепсис операторов ожидаемым и в целом обоснованным.

Как стало известно “Ъ”, Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) раскритиковал предложенные ОАО РЖД поправки к железнодорожному законодательству, предлагающие пропускать вне очереди некоторые категории грузов, предоставлять приоритет по заключенным договорам take-or-pay или инвесторам в расширение пропускной способности (см. “Ъ” от 3 апреля).

В письме от 17 апреля к заместителю главы Минтранса Владимиру Токареву операторы категорически отказались поддержать принцип распределения провозных мощностей в зависимости от финансовых возможностей грузоотправителя. Они напомнили, что в других отраслях внедрение take-or-pay привело к формированию рынка перепродаж и спекулятивному повышению цены для конечного потребителя.
Подход по перекладыванию ответственности за техническое состояние и пригодность вагонов на грузоотправителя и их владельца влечет существенные риски для безопасности движения, говорится в письме СОЖТ. Кроме того, предложенные изменения «безосновательно исключают» ряд обязанностей ОАО РЖД и ответственность за их исполнение, вводят дополнительные обязательства для других участников перевозочного процесса и вносят дисбаланс в сложившуюся систему.

Нужно провести предварительные расчеты, в том числе проработать сценарии развития перевозок при принятии законопроекта и в его отсутствие, считают в СОЖТ. Операторы напоминают, что ряд мер, предложенных ОАО РЖД, обсуждался и ранее, но поддержан не был.

В Минтрансе “Ъ” сообщили, что к ним письмо пока не поступало. В ОАО РЖД уверяют, что «всегда готовы к обсуждению со всеми участниками рынка любых вопросов, направленных на повышение эффективности работы железнодорожного комплекса».

Тема приоритетного доступа к перевозкам по железной дороге вновь возникла из-за дефицита пропускной способности ОАО РЖД по ряду экспортных направлений, в частности на БАМе и Транссибе. Вариант введения приоритетного доступа для перевозок топлива на Дальний Восток поручал проработать вице-премьер Дмитрий Козак.

Свой вариант решения проблемы предложило Минэкономики — в начале недели был опубликован разработанный им проект правил установления инвестиционных железнодорожных тарифов на перевозки грузов. Как пояснили “Ъ” в министерстве, документ разработан по поручению правительства и сейчас согласуется с профильными ведомствами. Суть в том, что грузоотправитель может заказать у ОАО РЖД строительство необходимой ему для провоза дополнительных грузов инфраструктуры, если она не предусмотрена долгосрочной программой развития компании. В таком случае он будет платить ОАО РЖД персональную тарифную надбавку. Если выгодоприобретателей несколько, то величина тарифной надбавки определяется с учетом дополнительного объема, который они планируют перевезти, уточнили “Ъ” в Минэкономики. Там говорят, что не видели предложений ОАО РЖД по введению take-or-pay.

Сейчас ОАО РЖД сильно ограничено в применении скидок к транспортировке грузов первого класса (наиболее дешевых, в частности угля), поскольку скидка, особенно с учетом коэффициентов за дальность, снижающих тариф, выводит эти перевозки за рамки экономической целесообразности. В последнее время документально оформленное намерение вложить деньги в инфраструктуру поступало как раз от угольщиков («Сибантрацит» Дмитрия Босова и расширение Северомуйского тоннеля).

По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, исходно было понятно, что данные предложения «как минимум не порадуют операторов». При этом прозвучало здравое предложение к ОАО РЖД подготовить расчеты влияния законопроекта и перейти в новый раунд обсуждения, считает эксперт. Предложения монополии выглядели как идеальные для нее в условиях возможности менять нормативную базу в одностороннем порядке, чтобы перевозчику было легче работать, отмечает господин Бурмистров. По его словам, идея take-or-pay не выглядит приемлемой ни для операторов, ни для грузовладельцев. Для некоторых грузовладельцев было бы заманчиво получить возможность заключения таких договоров, так как они смогут получать под них банковское финансирование. Но, уточняет эксперт, есть «большие опасения», что сформируется вторичный рынок перепродажи мощностей.

https://www.kommersant.ru/doc/3947592


Возврат к списку