ГК РТК отложила IPO ради нового инвестора

КОММЕРСАНТ: Группа компаний РТК, владеющая крупнейшими активами в сфере железнодорожной перевозки зерна и леса, отложила IPO на Лондонской фондовой бирже на $300 млн ради реализации частной сделки. Инвестор не раскрывается, однако, по мнению экспертов, это серьезный игрок с масштабными планами на будущее.

Рельсовое равноправие

КОММЕРСАНТ: Союз операторов железнодорожного транспорта выступил против идеи ОАО РЖД дать возможность отдельным компаниям получать приоритетный доступ к железнодорожной инфраструктуре. Так монополия хочет решить проблему недостаточной пропускной способности экспортных направлений. СОЖТ предлагает сначала провести детальные расчеты возможного роста грузопотока, предупреждая, что введение take-or-pay может привести к возникновению рынка перепродаж. Аналитики называют скепсис операторов ожидаемым и в целом обоснованным.

Logbox группы Freight Village Ru договорился об обслуживании на терминалах РЖД

ИНТЕРФАКС: ОАО "Российские железные дороги" и ООО "Логбокс" (работает под брендом Logbox) договорились о развитии контейнерных перевозок и терминально-складской деятельности в РФ. Стороны подписали соответствующее соглашение, сообщила монополия.

Рынок лизинга жд-техники превзошел все ожидания

31.07.2012

Федяков Иван, генеральный директор группы компаний INFOLine

По итогам кризисного 2009 года ёмкость рынка лизинга железнодорожной техники сократилась более чем на 33%. В 2010 начался взрывной рост спроса на подвижной состав, причем дефицит крупного вагонного литья в сочетании с активной сбытовой политикой ВТБ Лизинга и повышением цен на все виды грузовых вагонов обусловили увеличение популярности услуг финансовых посредников. В 2011 году данная тенденция усилилась – около 75% закупленного в России подвижного состава было приобретено по схемам финансового и операционного лизинга, что привело к двукратному увеличению объема данного сегмента бизнеса. В марте 2012 года на рынок вернулось ОАО «РЖД», принявшее решение о заключении договора с ОАО «ВЭБ-лизинг» на поставку путевой техники для нужд компании в 2012–2016 гг. на общую сумму 89,0 млрд рублей (с НДС).

При построении рейтинга лизинговых компаний мы учитывали как показатель по количеству вагонов в собственности на 2011 год, так и изменение этого показателя по сравнению с 2010 годом в процентном отношении. В результате первые позиции в 2011 году заняли ОАО ВТБ Лизинг (данные консолидированы с ГК «ТрансКредитЛизинг»), ОАО «ВЭБ-лизинг» и ЗАО «Сбербанк Лизинг». Интересно, что по параметру изменения по отношению к 2010 году лидирует ЗАО "Газпромбанк лизинг", увеличивший объем вагонов в собственности на 224,4%. Но, при этом, активно наращивая собственный парк, компания занимает 11 место в TOP.

Совокупная величина парка грузовых вагонов, принадлежащих лизинговым компаниям, составила на начало 2012 года 310 тыс. единиц. После завершения оформления в собственность грузовых вагонов, произведенных в Украине в IV квартале 2011 года, общее количество возрастет до 316 тыс., прирост в 2011 году – примерно до 70 тыс. единиц.

Анализ рынка показывает сохранение появившейся ранее тенденции к консолидации и в 2011 году: так, ОАО ВТБ приобрело почти 75% акций ОАО «ТрансКредитБанк», после чего лизинговые активы банков были интегрированы в рамках группы ВТБ. Во втором полугодии 2011-го ГК «Альфа-Лизинг» продала почти более 40% парка, причем владельцем большей части проданного парка стала компания «ВЭБ-лизинг». Кроме региональной экспансии на рынки Украины и Казахстана, лизинговые компании инвестируют в смежные сегменты бизнеса: например, Brunswick Rail приобрел операторскую компанию «Профтранс», управляющую парком из 1650 полувагонов, и планирует формирование на ее основе отдельной бизнес-единицы.

В 2012 году мы прогнозируем сохранение сокращение объема закупок подвижного состава в России на 5–10% по сравнению с 2011-м при сохранении доли лизинговых компаний более 70%. При этом российские лизинговые компании в 2012 году будут все более активно работать на рынках других стран «пространства 1520» (в первую очередь Казахстана и Украины), а также развивать взаимоотношения с ОАО «РЖД» в части финансирования сделок по обновлению парка специальной техники и тягового состава.

На российском рынке перспективы для лизинговых компаний в 2012 году будут связаны с работой с более узкими сегментами отдельных видов специализированного подвижного состава, которые характеризуются более высоким уровнем риском, но и соответствующим уровнем доходности, который выше, чем по полувагонам и нефтеналивным цистернам.

Финам, 31 июля 2012 г.


Возврат к списку