«Холодный экспресс» отправляется

ГУДОК: В ОАО «РЖД» на завершающей стадии находится разработка технологии нового сервиса – «Холодный экспресс». Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) как инициатор проекта для формирования нового транспортного продукта создал рабочую группу из представителей различных структур компании. В группу вошли учёные ВНИИЖТ, ИЭРТ, а также ИУИТ РУТ (МИИТ) как непосредственные разработчики технических и технологических решений проекта.

Порожняком за угольком

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД предлагает снизить тариф на порожний пробег полувагонов на расстояниях до 2,4 тыс. км на 12%, но повысить на 15% на более дальних перевозках. По оценкам операторов, это даст монополии порядка 5 млрд руб. дополнительных доходов, часть из которых пойдет на предоставление скидки в 5% на порожний пробег для участников электронной торговой площадки (ЭТП) ОАО РЖД. Участники рынка выступают жестко против предлагаемых мер, подчеркивая, в частности, что они ударят по угольщикам, у которых и так заметно ухудшилась конъюнктура.

Вагоны запустят в долгосрочную продажу

21.05.2019

Их можно будет заказать на бирже без привязки к перевозке

На электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) могут ввести возможность заключения долгосрочных контрактов. Ранее это было невозможно, что давало аргумент операторам в споре с ведомствами, пытающимися директивно обязать их увеличивать долю работы через ЭТП. По мнению аналитиков, внедрение долгосрочных контрактов — хороший шаг, однако теперь нужно работать над механизмами взаимной ответственности грузоотправителя и оператора, которые нечетко прописаны даже в традиционных контрактах.

ООО «Цифровая логистика», управляющая электронной торговой площадкой ОАО РЖД (ЭТП ГП), собирается ввести на ней функционал, позволяющий заключать долгосрочные договоры. Как сообщила компания, она планирует запустить новый сервис, позволяющий продавать вагоны лотами.

Это будет реализовано через аукцион, для участия в нем будут приниматься обеспеченные заявки от клиентов. Начальную цену лота, размер и величину обеспечения будет устанавливать поставщик вагонов.
На площадке будет реализована возможность размещать как спотовое, так и долгосрочное предложение поставщика, сообщает компания.

Отход ЭТП ГП от чисто спотовых торгов важен потому, что ведомства активно стимулируют рост доли электронных торгов в операторских контрактах и часто не ограничиваются просто пожеланиями. Так, ФАС еще в 2017 году предписала Федеральной грузовой компании продавать через ЭТП 50% своих вагонов, а в ранних итерациях «дорожной карты» по развитию конкуренции предусматривался вывод на ЭТП 20% всех российских вагонов к 2020 году. Но в отрасли отмечали, что ЭТП в принципе не может претендовать на сколь-либо существенную долю торгов между грузоотправителями и операторами, прежде всего потому, что наибольшие объемы грузов перевозятся по долгосрочным (годичным и более) контрактам, тогда как торги на ЭТП привязаны к заявке на перевозку, что предполагает максимальную длительность контракта 45 дней.

Как пояснил “Ъ” гендиректор «Цифровой логистики» Александр Кочуков, возможность долгосрочного планирования реализуется с помощью функционала ЭТП ПС, который позволяет клиенту заказать необходимое количество вагонов в конкретную дату и в конкретном месте. «Этот функционал не привязан непосредственно к перевозке — он означает только обязательство предоставить вагоны,— рассказывает господин Кочуков.— В этой услуге заявка на перевозку не формируется, поэтому и срок поставки вагонов может превышать 45 суток».

Оператор может разместить предложение на поставку вагонов и через полгода, и через год. Далее клиент (грузовладелец или экспедитор) сам определит, как он будет распоряжаться предоставленными вагонами.
«Здесь возможны различные варианты — в том числе и с использованием ЭТП ГП, только с помощью другой ее функции — перевозка. Этот выбор остается за нашим клиентом,— говорит топ-менеджер.— По мере развития этого сервиса мы будем иметь информацию о потребностях в вагонах в разное время и в разных местах, у нас появятся новые возможности в повышении эффективности логистики и оптимизации порожнего пробега, в частности».

Вопрос об оптимизации порожнего пробега для участников ЭТП ГП вновь был поднят на встрече операторов с главой ОАО РЖД Олегом Белозеровым 16 мая, рассказывает собеседник “Ъ”, знакомый с его ходом. Этому предложению много лет, еще в 2017 году (см. “Ъ” от 14 июля 2017 года) рассматривалась возможность давать за участие в электронных торгах тарифные скидки, снижать плату за порожний пробег и не взимать плату за простой. А в декабре того же года премьер поручил рассмотреть альтернативную возможность — повышать плату за порожний пробег вагонов, заключение договоров на предоставление которых проходило за пределами ЭТП. В этот раз на совещании говорили о скидке 5%, рассказывает собеседник “Ъ” (она, отметим, почти полностью нейтрализовала бы введенную с этого года надбавку к тарифу на порожний пробег в 6%), однако участники совещания указали на возможность получить эту скидку без дополнительных усилий, переведя на ЭТП действующие контракты.

То, что оператор ЭТП работает над долгосрочными контрактами, — очень хорошо, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Теперь нужно работать над механизмами ответственности оператора и грузовладельца, а практика показывает, полагает эксперт, что этот вопрос не решен и в рамках более традиционных долгосрочных контрактов. Он приводит в пример ситуацию с «Транссинергией», у которой был долгосрочный контракт с «РН-Трансом», но после продажи парка цистерн она не смогла выполнить обязательства по нему и разорвала контракт. При этом клиенты ЭТП относительно сторон долгосрочных контрактов находятся в менее выгодном положении, и есть риск, что, если конъюнктура изменится или случится форс-мажор, их заявки будут обеспечиваться в последнюю очередь, полагает господин Бурмистров.

https://www.kommersant.ru/doc/3974964


Возврат к списку