ИПЕМ предложил возможный механизм регулирования профицита парка грузовых вагонов

ИПЕМ предложил возможный механизм регулирования профицита парка грузовых вагонов РЖД-ПАРТНЕР: По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), наблюдаемый пик производства грузовых вагонов несет риски как для вагоностроителей, так и для железнодорожного транспорта в целом. ИПЕМ считает, что системную проблему неравномерности производства подвижного состава возможно решить долгосрочным регулированием тарифов на отстой порожних вагонов.

Биржевым товарам бронируют лучшие места

24.06.2019


ФАС предложила РЖД предоставлять приоритет на перевозку товарам, купленным на бирже, - по аналогии с транспортировкой нефти и газа. Но из-за большого количества участников торгов на рынке может начаться хаос, предупреждает эксперт.

Почему купленные на бирже товары должны получить приоритет

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила предоставить приоритетный доступ к услугам РЖД для перевозки товаров, приобретенных на бирже. Об этом говорится в докладе службы, подготовленном в рамках плана мероприятий по развитию организованных торгов (у РБК есть копия документа). Доклад был разработан по поручению первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова от 27 мая, говорит РБК источник в одном из железнодорожных операторов.

Согласно докладу, ФАС предлагает внести изменения в правила недискриминационного доступа перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре по аналогии с тем, как сейчас транспортируются торгуемые на бирже нефтепродукты и газ. Приоритетный доступ есть у "Газпрома" (при доставке природного газа, приобретенного на бирже) и "Транснефти" (при поставке нефтепродуктов). "Газпром межрегионгаз" и "Транснефть" получили статус "операторов товарных поставок". Этот статус позволяет доставлять товар покупателям в день его приобретения на бирже, и качество реализации биржевых сделок повышается, пишет ФАС. Аналогичными полномочиями ведомство предлагает наделить РЖД. Эта инициатива должна быть реализована в четвертом квартале 2019 года, говорится в документе.

"На организованные торги выводятся товары, перевозимые железнодорожным транспортом, к примеру, минеральные удобрения, продукция нефтехимии, зерно, сахар, планируются к выводу на торги рыба и мясо", - перечисляет ФАС. Объем биржевой торговли за 2018 год лесом и стройматериалами составил 192 тыс. куб. м, совершены своп-сделки с зерном на 34,8 млрд руб., а форвардные контракты с зерном заключены еще на 1,4 млрд руб., указано в докладе.

Кроме того, служба предлагает создать электронную торговую площадку по торговле услугами: предоставлению путей необщего доступа, вагонов и перевозки самих грузов "в совокупности с приобретением товаров на бирже". В марте 2017 года РЖД уже запустили электронную площадку "Грузовые перевозки", тогда госмонополия отправила 20 тыс. вагонов с более чем 1 млн т грузов для 300 клиентов, сообщала газета "Ведомости".
В пресс-службе ФАС сообщили РБК, что "позиция ведомства пока прорабатывается". В пресс-службе Минфина не ответили на запрос.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский сообщил РБК, что проблема оборачиваемости вагонов уже давно сдерживает развитие отрасли. "У нас в 2017 году был рекордный урожай, и мы тогда еще просили Минсельхоз и правительство о приоритетном доступе к перевозке зерна. Этот год тоже урожайный, но мы по-прежнему сильно ограничены в логистике", - заявил он.

Какими могут быть последствия

Другие крупные грузоотправители и эксперты, опрошенные РБК, критикуют идею ФАС.

Источник в одном из железнодорожных операторов, знакомый с содержанием доклада ФАС, сказал РБК, что ее предложения носят "дискриминационный характер по отношению к доминирующей группе грузов", обслуживаемых в рамках долгосрочных контрактов. "Доля биржевых [товаров] в погрузке незначительна и образуется на оптовом рынке. В результате конкурентоспособности железнодорожного транспорта будет нанесен ущерб, что спровоцирует отток грузов на авто- и речной транспорт", - говорит собеседник РБК.

В докладе есть "ряд противоречий", говорит источник РБК, близкий к одному из крупных грузоотправителей (небиржевого товара). "Например, кто-то купил на бирже вагон для перевозки щебня, его можно поставить в поезд, но как ему дать приоритет внутри поезда? Или нужно один вагон с лесом, купленный на бирже, отправлять отдельным поездом с локомотивом для его приоритетности?" - удивляется собеседник РБК. Торговать доступом к инфраструктуре можно, но тогда нужен развитый рынок частных перевозчиков, считает он.

Инициатива ФАС дестабилизирует работу железнодорожного транспорта, соглашается гендиректор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров. "Вся железнодорожная сеть сейчас работает в режиме недискриминационного доступа к инфраструктуре, любой вариант дискриминации формирует огромные риски снижения технологической эффективности и злоупотреблений", - говорит эксперт. Бурмистров полагает, что из-за большого количества участников торгов на бирже и непроработанности инициативы на рынке может начаться хаос.

Идею предоставления приоритетного доступа к инфраструктуре РЖД в различных формах неоднократно продвигали как сами РЖД, так и другие участники рынка. В начале марта гендиректор РЖД Олег Белозеров направил министру транспорта Eвгению Дитриху письмо, в котором предложил пропускать вне очереди некоторые категории грузов, предоставлять приоритет компаниям, инвестирующим в расширение пропускной способности сети железных дорог, а также тем, с кем заключен договор take-or-pay ("бери или плати"). В марте совладелец "Сибантрацита" Дмитрий Босов написал письмо президенту Владимиру Путину, попросив предоставить его компании приоритетный доступ к БАМу и Транссибу на 25 лет для перевозки 50 млн т грузов в год. Взамен бизнесмен пообещал за собственные средства построить второй Северомуйский тоннель. Но все эти инициативы вызывали недовольство у крупных грузоотправителей и железнодорожных операторов, а 24 апреля вице-премьер Максим Акимов, курирующий в правительстве транспорт, пообещал "не давать мигалки" грузоотправителям на железной дороге.

Автор: Мария Кокорева, при участии Светланы Бурмистровой
***
Источник в одном из железнодорожных операторов, знакомый с содержанием доклада ФАС, сказал РБК, что ее предложения носят "дискриминационный характер по отношению к доминирующей группе грузов", обслуживаемых в рамках долгосрочных контрактов
***
1289,6 млн т составил объем грузовых перевозок РЖД в 2018 году, 1261,3 млн т - годом ранее, по данным компании


Возврат к списку