Все будет нарубись

Все будет нарубись КОММЕРСАНТ: На встрече президента с губернаторами угледобывающих регионов стали известны новые параметры программы развития отрасли. К 2035 году, по оценкам Минэнерго, в РФ будут добывать 550–670 млн тонн угля, на 25–52% больше, чем фактический (и рекордный) уровень добычи в 2018 году.

В июле 2019 года коэффициент порожнего пробега грузовых вагонов составил 39,2%

В июле 2019 года коэффициент порожнего пробега грузовых вагонов составил 39,2% РЖД-ПАРТНЕР: По оперативным данным ОАО «РЖД», в июле 2019 года коэффициент порожнего пробега грузовых вагонов (отношение расстояния порожнего пробега к общему) в целом по парку составил 39,2%, что на 1% ниже показателя за аналогичный период 2018-го. Напомним, что по итогам июля 2018-го коэффициент порожнего пробега вагонов в целом по парку равнялся 39,6%.

Вагоны разгрузили на споте

Вагоны разгрузили на споте КОММЕРСАНТ: На спотовом рынке предоставления грузовых вагонов наблюдается резкое падение цен. По данным электронной торговой площадки ОАО РЖД, с января по июль ставки на полувагоны снизились на 16%. Операторы подтверждают тренд, уточняя, что ставки предоставления вагонов по долгосрочным контрактам, основному сегменту бизнеса, меняются медленнее, чем на споте.

Железные дороги ищут гаранта

19.07.2019

Минтранс предложил Кузбассу выработать механизм солидарной ответственности угольщиков за выполнение условий потенциальной «сделки» с ОАО РЖД. Речь идет о том, что компании предъявят к погрузке на запад более 51 млн тонн угля во втором полугодии в обмен на скидку к тарифу. По данным “Ъ”, такой механизм могут ввести и для Хакасии. Главный вопрос в том, кто будет нести ответственность за план погрузки и в случае его срыва компенсирует ОАО РЖД недополученные 5 млрд руб. В монополии неофициально говорят, что гарантом может выступить, например, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.

По данным источников “Ъ”, Минтранс готов принять предложение Кузбасса в адрес ОАО РЖД о гарантиях погрузки угля в обмен на скидки на его перевозку, но предлагает властям региона вместе с угольщиками разработать механизм солидарной ответственности. Компании должны предъявить к перевозке в западном направлении не менее 51,4 млн тонн угля (с возможным увеличением на 10%) в течение второго полугодия. Такие же гарантии могут быть применены в другом крупным угледобывающем регионе — Хакасии. ОАО РЖД на таких условиях готово дать угольщикам скидку, нивелирующую экспортную надбавку, как уже сделало для портов юга (вступила в силу 16 июля и действует до 14 сентября). В случае недогрузки ОАО РЖД должно получить выпадающие доходы в объеме 5 млрд руб. В ОАО РЖД и Минтрансе “Ъ” не пояснили, почему размер потерь не меняется в зависимости от объемов груза.

Цена на уголь на европейском рынке резко упала в этом году, а пропускная способность железных дорог не позволяет перенаправить все грузы в Азию, где конъюнктура лучше. Поэтому Сергей Цивилев, выступая от лица угольщиков, попросил у ОАО РЖД скидку на западном направлении в обмен на отправку свыше 51 млн тонн (см. “Ъ” от 1 июля). Монополия, не имеющая права давать скидку, если перевозка становится убыточной, пока ввела ее только в направлении южных портов.

Глава ОАО РЖД Олег Белозеров и Сергей Цивилев 16 июля провели переговоры. По их итогам в монополии заявили, в частности, что с сентября она готова «увеличивать перевозки угольной продукции в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока так, чтобы по итогам года прирост перевозок каменного угля составил более 3% по отношению к 2018 году». Следующее совещание намечено на 10 сентября.

Источник, близкий к ОАО РЖД, говорит, что перевозку 51 млн тонн может обеспечить только пул грузоотправителей, а значит, необходим консолидатор.
Им мог бы стать губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, при участии которого грузоотправители возьмут совместные обязательства, в том числе и по компенсации ОАО РЖД, пояснил собеседник “Ъ”. Он уточнил, что подобные твердые договоренности компания хотела бы иметь и с другими группами грузоотправителей, в том числе с угольщиками Хакасии.

Собеседники “Ъ” в угольных компаниях, работающих в Хакасии, комментариев о том, сколько они готовы грузить на Европу на условиях скидки, не дали. В «Русском угле» лишь уточнили, что в 2018 году поставили на экспорт в западном направлении 1,64 млн тонн угля.

По мнению одного из собеседников “Ъ” на рынке, самая действенная мера обеспечения гарантий поставок в нужном объеме — это согласование ОАО РЖД планов поставок на премиальный Восток в объеме отгрузки на Запад.

Сколько отгрузил на Запад, столько можешь и на Восток,— говорит он.— Так, ОАО РЖД сможет само подсчитать отгрузку на Запад».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что подобные соглашения и отражение их в тарифе — новое явление, механизма для него пока нет. Сегодня, отмечает он, ОАО РЖД может договориться с конкретным грузоотправителем о конкретной станции отправления, если он там один, но как только отправителей становится несколько или возникает некое консолидированное сообщество, возникают сложности. Скидку с тарифа предоставить можно, но она будет привязана либо к станции отправления, либо к маршруту. Как это транслировать — на регион в целом или на группу отправителей, непонятно, говорит эксперт: коллегиальной ответственности за предъявление объемов не будет, кроме того, есть потенциальные риски картеля.


Возврат к списку