Правительство адаптирует бюджетную политику к длительному кризису

Правительство адаптирует бюджетную политику к длительному кризису НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА: Кабинет министров объявил на прошлой неделе о широкой программе наращивания госрасходов, в том числе на частичное восстановление потенциала системы здравоохранения, который был ослаблен хроническим недофинансированием в последние годы.

Полувагоны толкают под контейнеры

КОММЕРСАНТ: РСПП просит правительство как можно скорее отменить запрет на перевозку контейнеров в полувагонах. Это может привести к вовлечению в оборот простаивающего универсального парка, но нарушит существующий бизнес операторов фитинговых платформ. Сторонники снятия запрета считают, что в результате снизится себестоимость перевозок, так как полувагон дешевле в аренде, нежели платформа. Противники же говорят, что перевозка в полувагонах была вынужденной мерой в условиях дефицита платформ, которого теперь уже нет.

Контейнеры ищут место в полувагонах

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД начало испытывать новый тип крепления контейнеров в полувагонах для международного сообщения. Зарубежные контейнеры в зарубежных полувагонах можно возить и сегодня. Но испытания пройдут на фоне бурной дискуссии о том, следует ли вернуть такую практику в России, что уже поддержал глава ОАО РЖД Олег Белозеров. Подобные перспективы вызывают недовольство контейнерных перевозчиков, которые опасаются оттока объемов, тогда как на рынке оперирования универсальным парком, напротив, предвкушают рост загрузки.

Вагонам выкатывают подшипники

10.09.2019

Как выяснил “Ъ”, 90% российских грузовых вагонов с 2021 года грозит обязательная смена типа подшипников — с сегодняшних роликовых на кассетные. Для новых вагонов роликовые подшипники собираются запретить уже с 2020 года. По оценкам участников отрасли, стоимость подшипников на вагон возрастет более чем втрое, до 188–208 тыс. руб., а дополнительные затраты на смену подшипников оцениваются более чем в 100 млрд руб. В отрасли также опасаются дефицита комплектующих, но производители кассетных подшипников говорят, что готовы увеличить мощности.

На заседании комиссии по вагонному хозяйству Совета СНГ 10 сентября будет рассматриваться вопрос о запрете с 2021 года использования при ремонте подшипников роликового типа, которыми сейчас оборудованы 90% вагонов в РФ. Их потребуется менять на подшипники кассетного типа, если на вагон устанавливаются новые колеса.

Сейчас кассетные подшипники предусмотрены только для инновационных вагонов.
Источник среди операторов говорит, что кассетные подшипники кратно дороже роликовых: на вагон комплект роликовых (16 штук) обходится в 56 тыс. руб., а кассетных (восемь) — в 208 тыс. руб. Другой источник называет цифры 49 тыс. и 188 тыс. руб. на вагон. При этом, по словам источника “Ъ”, всего в России три сервисных центра по их ремонту, тогда как для роликовых — более ста. Но другой источник “Ъ” говорит, что срок эксплуатации кассетных подшипников — 16 лет, а роликовых — три, так что в целом затраты на последние выше.

Роликовые подшипники в объеме 1,2 млн единиц в год выпускает предприятие Евразийской подшипниковой компании (ЕПК) в казахстанском Степногорске. Кассетные подшипники в РФ выпускают три компании (суммарно около 500 тыс. единиц в год): саратовское «ЕПК-Бренко» (СП ЕПК и американской Amsted Rail), завод шведской SKF в Твери и «Тимкен Рус Сервис Компани» — структура американской Timken. «Для решения задачи повышения эффективности грузовых перевозок сегодня актуален вопрос о выпуске 100% новых грузовых вагонов исключительно с подшипниками кассетного типа, а также внедрении программ модернизации существующего парка с ясным пониманием сроков полного отказа от цилиндрических роликоподшипников»,— говорит генеральный директор SKF в России Алексей Шулепов. Он добавил, что компания может выпускать 150 тыс. штук буксовых узлов (устройство с подшипником внутри) в год и в течение 1–1,5 года готова удвоить мощности.
По словам источника “Ъ”, производители кассетных подшипников выразили готовность увеличить выпуск до 1,2 млн подшипников к концу 2020 года, что соответствует потребностям. 
В ОАО РЖД “Ъ” сообщили, что многолетняя практика эксплуатации вагонов с кассетными подшипниками свидетельствует о том, что они в четыре раза надежнее, чем традиционные роликовые, поэтому их использование позволит снизить издержки и повысить надежность доставки грузов. Источник “Ъ” рассказывает, что рассматривается возможность с 2020 года перейти исключительно на кассетные подшипники при выпуске новых грузовых вагонов, а с 2021 года — при капремонте. «Процесс обновления буксовых узлов займет 10–12 лет и не грозит дефицитом деталей»,— уверяет он.

В России отсутствует полный цикл производства подшипников кассетного типа и их комплектующих, говорит источник “Ъ” в операторской компании: основное производство — в США, Великобритании, Швеции и Италии. Подшипники кассетного типа не предусмотрены конструкторской документацией для типовых вагонов, испытания по их применению не проводились. Налицо угрозы безопасности движения, говорит он, простоя вагонов и возникновения искусственного дефицита, как ранее с цельнокатаным колесом. «Полной локализации кассетных подшипников никогда не будет: в мире только два пресса для изготовления колец для них, оба в США»,— говорит другой собеседник “Ъ”. Другой источник “Ъ” оценивает затраты на перевод парка в 100 млрд руб. Он подчеркивает, что переход не должен быть принудительным: если кассетные подшипники выгоднее, участники рынка сами перейдут на их использование.

По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, кассетные подшипники с точки зрения эффективности — масштабный шаг вперед, но инициатива по глобальному переходу на них «несколько преждевременна и недостаточно проработана». Он полагает, что железнодорожные администрации других стран колеи 1520 отклонят это предложение. В «Белорусских железных дорогах» и «Казахстан темир жолы» не ответили на запрос “Ъ”, в «Укрзализнице» “Ъ” сообщили, что не согласовывают работу с Советом СНГ, поэтому указание комиссии для компании не является обязательным.

______

Наталья Скорлыгина

https://www.kommersant.ru/doc/4087823



Возврат к списку