Правительство адаптирует бюджетную политику к длительному кризису

Правительство адаптирует бюджетную политику к длительному кризису НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА: Кабинет министров объявил на прошлой неделе о широкой программе наращивания госрасходов, в том числе на частичное восстановление потенциала системы здравоохранения, который был ослаблен хроническим недофинансированием в последние годы.

Полувагоны толкают под контейнеры

КОММЕРСАНТ: РСПП просит правительство как можно скорее отменить запрет на перевозку контейнеров в полувагонах. Это может привести к вовлечению в оборот простаивающего универсального парка, но нарушит существующий бизнес операторов фитинговых платформ. Сторонники снятия запрета считают, что в результате снизится себестоимость перевозок, так как полувагон дешевле в аренде, нежели платформа. Противники же говорят, что перевозка в полувагонах была вынужденной мерой в условиях дефицита платформ, которого теперь уже нет.

Контейнеры ищут место в полувагонах

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД начало испытывать новый тип крепления контейнеров в полувагонах для международного сообщения. Зарубежные контейнеры в зарубежных полувагонах можно возить и сегодня. Но испытания пройдут на фоне бурной дискуссии о том, следует ли вернуть такую практику в России, что уже поддержал глава ОАО РЖД Олег Белозеров. Подобные перспективы вызывают недовольство контейнерных перевозчиков, которые опасаются оттока объемов, тогда как на рынке оперирования универсальным парком, напротив, предвкушают рост загрузки.

Угольщиков поманили скидкой

11.09.2019

ОАО РЖД может распространить ее на порты Северо-Запада

ОАО РЖД и угольщики Кузбасса близки к заключению договоренности о новой скидке — на экспортные поставки в направлении портов Северо-Запада. Монополия готова предоставить ее под гарантию отправки 45 млн тонн угля до конца года. По мнению аналитиков, достичь такого объема будет непросто, особенно с учетом ухудшения конъюнктуры мировых рынков, сделавшего неэффективными поставки из северо-западных портов в Азию.

В Кемерово 10 сентября прошло ежеквартальное совещание по вопросам перевозок угля железнодорожным транспортом. Представители ОАО РЖД предложили угольщикам Кузбасса использовать недозагруженные направления, «например, в сторону портов Северо-Запада», объявив, что при наличии гарантированных объемов отправки до 45 млн тонн до конца 2019 года готовы рассмотреть возможность «предоставления экономически обоснованной скидки».

Летом ОАО РЖД уже ввело скидку, нивелирующую экспортную надбавку в 8%, на поставки в направлении портов Азово-Черноморского бассейна (см. “Ъ” от 31 июля): она заработала с 16 июля и, по данным ОАО РЖД, увеличила погрузку на эти порты по итогам июля на 8%. По данным монополии, отправление угля в направлении припортовых станций Северного Кавказа за два месяца выросло на 30%. Исходно скидку вводили до 14 сентября, но 2 сентября правление монополии продлило ее до конца года (см. “Ъ” от 2 сентября).

Льгот для погрузки на порты Северо-Запада угольщики просили с весны, когда проявилось резкое ухудшение конъюнктуры угля на европейских рынках.

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, претендуя на скидку в 12,8%, гарантировал поставки в западном направлении из Кузбасса 51,4 млн тонн во втором полугодии с возможностью увеличения на 10% (см. “Ъ” от 1 июля). Нынешняя цифра в 45 млн тонн предполагает более плотный график погрузки, однако сейчас заканчиваются летние ремонты, и ожидается, что движение будет менее напряженным. В ОАО РЖД не уточняют размер скидки, однако ранее говорили о 8%, нивелирующих экспортную надбавку (см. “Ъ” от 3 июля).

Максим Худалов из АКРА отмечает, что отгрузить 45 млн тонн до конца года в западном направлении будет трудно, особенно с учетом конъюнктуры, которая продолжает ухудшаться: «Если раньше был арбитраж в сторону Азии и можно было грузить из Мурманска на Циндао, перевозить за $20 и получать нормальную цену, то при сегодняшней конъюнктуре уже образуется убыток». Впрочем, отмечает он, ослабление рубля позитивно сказалось на себестоимости добычи и транспортировки.

Несмотря на скидки, наиболее популярным у угольщиков Кузбасса остается дальневосточное направление. В конце 2018 года ОАО РЖД, предвидя нехватку пропускной способности на наиболее загруженных направлениях, предупреждало, что сможет перевезти в восточном направлении лишь на 1,2% больше угля, чем в 2017 году, и просило угольщиков искать альтернативные направления поставок — внутрироссийские, в сторону погранпереходов,— чтобы избежать затоваривания складов (см. “Ъ” от 23 января). Фактически затоваривание было, в первом квартале угольные компании массово снижали производство из-за обширных складских запасов (см. “Ъ” от 24 июня), а спрос на перевозки в восточном направлении только рос по мере ухудшения конъюнктуры на европейских рынках.

На совещании замгендиректора ОАО РЖД Алексей Шило сообщил, что по итогам года монополия планирует увеличить погрузку кузбасского угля в направлении портов Дальнего Востока на 3%, хотя за восемь месяцев прирост составил только 0,8%. Растущий спрос на перевозки на восток уже привел к нехватке локомотивов и локомотивных бригад на Восточном полигоне и росту программы закупок тягового подвижного состава ОАО РЖД (см. “Ъ” от 3 сентября).

______

Наталья Скорлыгина

https://www.kommersant.ru/doc/4088360



Возврат к списку