Контейнеры ищут место в полувагонах

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД начало испытывать новый тип крепления контейнеров в полувагонах для международного сообщения. Зарубежные контейнеры в зарубежных полувагонах можно возить и сегодня. Но испытания пройдут на фоне бурной дискуссии о том, следует ли вернуть такую практику в России, что уже поддержал глава ОАО РЖД Олег Белозеров. Подобные перспективы вызывают недовольство контейнерных перевозчиков, которые опасаются оттока объемов, тогда как на рынке оперирования универсальным парком, напротив, предвкушают рост загрузки.

Омоложение путём утилизации

Омоложение путём утилизации ГУДОК: В минувшую среду в Издательском доме «Гудок» в формате видеоконференции прошёл круглый стол, посвящённый перспективам и тенденциям обновления парка грузовых вагонов. Участники дискуссии обсудили вопросы востребованности рынком инновационных и вагонов стандартной конструкции, экономики производства и эффективности работы операторов.

Стоп-Султан

КОММЕРСАНТ: Казахстан, уже запрещавший зимой въезд на свою железнодорожную сеть чужих вагонов, вновь вводит такое ограничение. С 15 июня в Казахстан не смогут въезжать российские порожние полувагоны, которые из-за низких ставок сегодня выигрывают конкуренцию за грузы у местных операторов. Формально Нур-Султан вводит запрет по причине перегруженности инфраструктуры, но по мнению экспертов и источников “Ъ”, причины запрета сугубо коммерческие.

Вагоны готовы бежать из России

24.10.2019

Операторы грозят уйти в другие страны из-за перехода на кассетные подшипники

Операторы и грузовладельцы, управляющие половиной вагонов в РФ, пригрозили правительству тем, что уйдут в сопредельные страны, если решение об обязательном переходе на кассетные подшипники не будет отменено. В других странах ЕАЭС дорогостоящая замена подшипников необязательна. Операторы оценивают потери бюджета от снижения налога на имущество в таком сценарии в десятки миллиардов рублей. По мнению экспертов, угроза реальна: операторы не будут, конечно, перерегистрировать весь парк, а уведут из России лишь те вагоны, для которых подойдет срок замены колес.

Главы 14 крупнейших операторских компаний (за исключением самой крупной — Федеральной грузовой, входящей в ОАО РЖД), управляющих более чем 600 тыс. вагонов, просят отменить решение о переводе всех вагонов РФ на кассетные подшипники с 2021 года. Об этом стало известно из открытого письма первому вице-премьеру Антону Силуанову и вице-премьерам Максиму Акимову и Дмитрию Козаку, которое будет опубликовано в ведущих деловых СМИ в номерах от 24 октября.

Решение о форсированном переходе на кассетные подшипники было принято на комиссиях по вагонному хозяйству и по безопасности движения Совета по железнодорожному транспорту СНГ, объединяющего железнодорожные администрации с «российской» шириной колеи 1520 мм (см. “Ъ” от 13 сентября), а 16 октября утверждено советом (см. «Ъ-Онлайн» от 16 октября). В результате на 90% российского парка придется менять роликовые подшипники на кассетные, что, по подсчетам владельцев вагонов, обойдется в 200–300 млрд руб.

Решение поддерживали ОАО РЖД и Минтранс, говоря о большей надежности кассетных подшипников относительно роликовых и необходимости импортозамещения роликовых, так как основные мощности по их выпуску находятся на территории Казахстана и Украины. Другим аргументом было то, что переход будет осуществляться поэтапно за десять лет и позволит повысить скорость движения. Резко против выступали собственники вагонов и производители роликовых подшипников, указывая на отсутствие необходимости такого перехода и достаточных мощностей, высокие затраты на него. Отдельно подчеркивалось, что все три производителя кассетных подшипников — компании из США и Швеции — несут крупные санкционные риски, особенно с учетом того, что под санкциями — владельцы 20% парка РФ.

Минтранс, в свою очередь, от лица производителей обещал стопроцентную локализацию кассетных подшипников и обеспечение всех потребностей отрасли в срок. Из российских ведомств против перехода выступили ФАС и Минэкономики. Министерство, по данным “Ъ”, считает, что переход на кассетные подшипники должен происходить при отсутствии их дефицита и достаточном уровне локализации производства на территории РФ, и предлагает поставить вступление решения в силу в зависимость от подтверждения Минпромторгом наличия нужных объемов выпуска и степени локализации, обеспечивающей экономическую безопасность России.

В своем нынешнем письме операторы говорят о систематическом игнорировании Минтрансом их позиции и напоминают, что против решения о переходе (даже при том, что оно касается только России) голосовали страны—крупнейшие владельцы подвижного состава: Казахстан, Украина, Узбекистан и Грузия.

В случае введения решения приказом Минтранса России мы будем вынуждены рассматривать в том числе варианты перерегистрации компаний и подвижного состава в другие страны ЕАЭС, где отсутствуют обязательства по переоборудованию вагонов»,— пишут операторы.

Они предупреждают, что это приведет к потерям десятков миллиардов рублей налоговых отчислений в бюджеты разных уровней, сокращению рабочих мест и росту социальной напряженности. Они просят обязать Минтранс не вводить решение и инициировать его отмену на следующем заседании совета. В Минтрансе и ОАО РЖД от комментариев отказались.

По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, перерегистрация, например, в Казахстан или Белоруссию — вполне реалистичный вариант для российских операторов. Вряд ли, полагает господин Бурмистров, они будут перерегистрировать весь парк. Однако ничто не мешает им к моменту, когда у вагона подойдет срок капитального ремонта с заменой колес (в этот момент по новым нормативам должен устанавливаться кассетный подшипник), перерегистрировать его в другую страну, ведь потом по России он будет курсировать без ограничений.

Михаил Бурмистров подчеркивает, что для России это плохо: во-первых, из-за потенциальной потери налога на имущество, а во-вторых, поскольку создает угрозу существованию российской вагоноремонтной отрасли, ведь перерегистрированные вагоны и ремонтироваться, скорее всего, будут в другой стране. По его мнению, решение о переводе на кассетные подшипники, которое подробно не обсудили с отраслью, подчеркивает отсутствие реально работающего механизма общения регуляторов с бизнесом. В итоге собственникам вагонов приходится писать в том числе непрофильным вице-премьерам, за чем могут последовать обращения к премьеру и президенту, тогда как решить эту проблему можно было на уровне профильных ведомств, считает он.

______
Наталья Скорлыгина
https://www.kommersant.ru/doc/4134871


Возврат к списку