Вагончик не тронется

Вагончик не тронется КОММЕРСАНТ: Рост производства вагонов, неблагоприятная конъюнктура на экспортных рынках и загруженность Восточного полигона привели к рекордному количеству брошенных поездов. Число составов, временно оставленных диспетчерами ОАО РЖД без движения, достигло исторического максимума в 1800 поездов в сутки. Это уже сказывается на движении: срок оборота вагона вырос более чем на пять суток. Между тем выпуск вагонов продолжает расти, хотя уже в 2019 году размер парка приблизился к критическому. Производство вагонов упадет, говорят эксперты, лишь если государство не будет стимулировать их закупку.

Рельсы встали поперек пути

Рельсы встали поперек пути КОММЕРСАНТ: Перечень ускоренных работ на БАМе и Транссибе, который должен был быть представлен в правительство 1 февраля, до сих пор не согласован даже на уровне ОАО РЖД. Причина, по данным “Ъ”, в разногласиях по срокам исполнения: если сам список работ согласован и грузоотправителями, и блоком движения ОАО РЖД, и Минэнерго, то сроки не устраивают строительный блок монополии.

Железные дороги разгрузят от дивидендов

Железные дороги разгрузят от дивидендов КОММЕРСАНТ: Первый вице-премьер Андрей Белоусов готов в индивидуальном порядке решать вопрос о дивидендах курируемого им теперь ОАО РЖД, вопрос рассмотрят на закрытом совещании у премьера Михаила Мишустина. Финплан монополии сверстан из расчета отказа от дивидендов по обыкновенным акциям, но Минфин настаивает на 50% чистой прибыли по МСФО.

Белый дом покрутит подшипники

30.10.2019

Вице-премьеры оценят целесообразность их замены на всех грузовых вагонах

Вице-премьеры Максим Акимов и Дмитрий Козак, по информации “Ъ”, могут выступить против перевода грузовых вагонов на кассетные подшипники на совещании 31 октября. Тем временем работа по переходу уже ведется. Так, Минпромторг готовится к заключению специнвестконтрактов с зарубежными производителями кассетных подшипников с целью локализации производства. По мнению отраслевых ассоциаций, это все же не гарантирует стопроцентной обеспеченности кассетными подшипниками всей отрасли к 2021 году.

Как стало известно “Ъ”, вице-премьер Максим Акимов намерен настаивать на пересмотре решения о форсированном переводе всего грузового парка РФ на кассетные подшипники с 2021 года. На 31 октября намечено совещание у вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака по вопросу перехода на кассетные подшипники. На него приглашены Минпромторг, Минтранс, Росжелдор, Ассоциация производителей подшипников, Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) и другие ассоциации. Источник, знакомый с позицией вице-премьера Максима Акимова, сообщил, что по итогам совещания решение о переходе может быть пересмотрено.

«Имея в активе статистически несущественное число технических неполадок по роликовым подшипникам — 6–7% от общего массива, непонимание операторов грузового подвижного состава в необходимости принудительной замены, отсутствие диалога с бизнесом при проталкивании решения на Совете по железнодорожному транспорту государств—участников Содружества, необходимость ревизии принятого решения об обязательном переходе на кассетные подшипники с 2021 года очевидна»,— сказал он.

В аппарате Максима Акимова “Ъ” подтвердили факт готовящегося совещания, от других комментариев отказались. Не стали комментировать вопрос и в аппарате Дмитрия Козака, хотя, по словам двух источников “Ъ”, его позиция не противоречит мнению Максима Акимова.

Вместе с тем к внедрению кассетных подшипников уже началась активная подготовка. Так, Минпромторг собирается заключить специнвестконтракт (СПИК; соглашение, гарантирующее неизменность условий ведения бизнеса) с производителями кассетных подшипников с целью локализации их основных компонентов. Это следует из протокола совещания 22 октября у замглавы Минпромторга Александра Морозова (есть у “Ъ”). По итогам совещания департаменту сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга поручено к 15 ноября создать рабочую группу по подготовке СПИК. В Минпромторге “Ъ” сообщили, что вопрос обсуждается, нормативно-правовой базы пока нет.

Как следует из протокола, производители подшипников — ООО «ЕПК-Бренко» (СП Евразийской подшипниковой компании и американской Brenco), ООО СКФ (завод шведской SKF в Твери) и ООО «Тимкен ОВК» (производство американской Timken и Объединенной вагонной компании в Ленобласти) — выразили готовность «к заключению СПИК 2.0 с локализацией наружных и внутренних колец, сепараторов и роликов». Также при заключении СПИК 2.0 они готовы довести производство (с нынешних 510 тыс. единиц) до 1,5 млн единиц совокупно, сообщает Минпромторг. Вместе с тем министерство обращает внимание на необходимость параллельного развития взаимосвязанных комплектующих (адаптеров, блокираторов и т. д.) при переводе вагонов на кассетные подшипники, для чего Минтранс должен подготовить предложения по внедрению разработанных адаптеров в старые тележки, а Минпромторг потом на его основе проработает вопрос организации производства необходимого количества адаптеров на предприятиях РФ. По данным ОАО РЖД, сегодняшняя степень локализации — 85% у Brenco и SKF и 40% у Timken.

В протоколе отмечается согласие Ассоциации производителей подшипников, ранее выступавшей категорически против перевода всего парка на кассетные подшипники, с этим переходом «с учетом заключения СПИК 2.0 и локализации производства». В документе также говорится о том, что «Русская сталь» и Совет потребителей ОАО РЖД, которые выступали против перехода, согласились, что заключение СПИК и планы по локализации снимают риски, связанные с санкционной политикой и отсутствием производственных мощностей.

При этом СОЖТ выразил протест против протокола, говорится в письме союза господину Морозову от 29 октября. Там говорится, что текст не согласован с участниками совещания и не отражает изложенных там позиций — не только СОЖТ, но и «Русской стали», Российской ассоциации производителей удобрений и Совета потребителей ОАО РЖД. В протесте отмечается, что в протоколе не учтены замечания о том, что не получен окончательный ответ о целях перевода парка на кассетные подшипники, а конкретное техническое решение этого перехода — наиболее дорогостоящее из всех возможных. Также отмечается, что одно лишь заключение СПИК 2.0 не снижает санкционного давления, поскольку сам факт заключения не гарантирует стопроцентной локализации на территории РФ в принципе и к 2021 году в частности. В Ассоциации производителей подшипников говорят, что указанное в протоколе мнение исходило от СП с западными компаниями, а официальная позиция ассоциации в том, что сегодня предприятия РФ могут производить подшипники, превосходящие зарубежные по надежности, стоимости и качеству.

______
Наталья Скорлыгина
https://www.kommersant.ru/doc/4142058


Возврат к списку