Сеть возвращается к инвентарю

ГУДОК: Резервный парк в составе ОАО «РЖД» сможет увеличить перевозки при повышенном предъявлении грузов

В правительстве обсуждается вопрос воссоздания в составе ОАО «РЖД» инвентарного (резервного) парка вагонов для вывоза как можно большего количества грузов. Для этого предстоит ФАС и Минтрансу определиться с условиями его приобретения, содержания и ценами на перевозку.

Белозеров будет руководить РЖД еще пять лет

ВЕДОМОСТИ: Олег Белозеров назначен гендиректором – председателем правления компании, говорится в опубликованном 20 ноября распоряжении правительства. Изменения в устав РЖД нужны для приведения наименования руководителя компании «в соответствие с национальными традициями корпоративного управления в сфере железнодорожного транспорта и с европейской железнодорожной корпоративной практикой», говорится в сообщении РЖД. А увеличение срока полномочий до пяти лет «вызвано необходимостью планирования и реализации основного объема инвестдоговоров с учетом сроков проектирования и строительства по ним».

На одном крыле

01.10.2012

Впрочем, пока быстрый рост - заслуга крупнейшего игрока. Дальнейшему развитию могут помешать растущие ставки по кредитам
Формально темпы прироста рынка лизинга в первом полугодии 2012 года (34%) оказались почти вдвое выше ожиданий его участников (лизингодатели в начале года прогнозировали годовые темпы прироста менее 20%). В то же время наибольший вклад в развитие рынка внесла одна компания - "ВЭБ-лизинг", очищенные от ее влияния темпы прироста новых сделок составляют скромные 10%. Сумма заключенных лизинговых контрактов за шесть месяцев 2012 года - 712 млрд. рублей, совокупный портфель на 1 июля - 2,1 трлн. рублей.
Лизингодатели отмечают стабильный спрос на свои услуги с начала года, подпитывается он в том числе позитивными изменениями в законодательной базе. Так, положительной новостью для участников лизингового рынка в 2012 году стало исключение из документа "Основные направления налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (такой документ Минфин готовит ежегодно) предложения об отмене ускоренной амортизации предметов лизинга. Появившееся два года назад предположение о нецелесообразности ускоренной амортизации (вследствие введения других механизмов налоговой экономии при инвестициях, например амортизационных премий) было встречено резкой критикой со стороны участников рынка и обусловило пессимистические настроения большинства лизингодателей в 2010-м и 2011 годах.
Очевидно, на инвестиционный климат в стране позитивно повлияли и планы правительства отменить налог на имущество, хотя для лизинговых компаний это означает потерю одного из конкурентных преимуществ.
Основным фактором, сдерживающим рост рынка, остаются опасения второй волны кризиса, сомнения в сохранении макроэкономической стабильности и ожидания высокой волатильности курса рубля.
Кратный отрыв
Тройка лидеров рынка по объему новых сделок в первом полугодии 2012 года - "ВЭБ-лизинг", "ВТБ Лизинг" и "Сбербанк Лизинг". В сумме на эти компании пришлось 43% объема новых сделок (за первое полугодие 2011 года доля первой тройки была аналогичной, в 2010 году она составляла 34%). Крупнейшей лизинговой компанией России по сумме полученных платежей стала "ВТБ Лизинг".
Первое место на рынке по объему новых сделок (222,2 млрд. рублей) занял "ВЭБ-лизинг", в 4,5 раза превысив сумму контрактов ближайшего конкурента. Сумма сделок компании за первое полугодие оказалась выше, чем за полный 2011 год. Успех компании был обусловлен в том числе победой в тендере РЖД на поставку в 2012-2016 годах путевой техники на общую сумму 89 млрд. рублей.
Сегментом - лидером по объему заключенных сделок традиционно стала железнодорожная техника, ее доля вновь превысила половину заключенных контрактов (55%).
Во втором полугодии серьезно улучшить позиции может сегмент лизинга авиатехники, опустившийся за год с 7-го места на 8-е: в августе "ВЭБ-лизинг" и "Аэрофлот" договорились о поставке в лизинг четырех самолетов Boeing 777-300 общей каталожной стоимостью 1,26 млрд. долларов. Кроме того, основной акцент на лизинг малых воздушных судов в текущем году сделала Государственная транспортная лизинговая компания. Она заключила прямые контракты с производителями, в частности на приобретение 15 самолетов Cessna 208B Grand Caravan. Развитие местной и региональной авиации становится одним из приоритетных направлений государственной политики и получило дополнительный импульс развития за счет введения в действие постановления правительства № 1212 от 30 декабря 2011 года о государственном субсидировании лизинговых платежей.
В первой половине 2012 года в структуре заключенных новых сделок существенно увеличилась доля Москвы - с 44,3% она выросла до 55%. Тем не менее, появление такого дисбаланса довольно условно. В частности, это объясняется заключением упомянутых выше крупных сделок лизинга железнодорожной техники. Хотя формально эти суммы отнесены лизингодателями к московским сделкам (по месту расположения клиентов), на практике поставляемое оборудование будет распределяться по нескольким федеральным округам.
Ставки набирают высоту Лизинговые компании наиболее чувствительны к изменениям цены и объема фондирования, поскольку более 70% пассивов у них сформированы заемными средствами. Значимым ограничением в процессе поиска лизинговой компанией финансирования является желание найти в банках лимиты без проведения банком финансового анализа лизингополучателей. Лизингодатели также нередко отмечают длительный срок рассмотрения кредитной заявки в связи с отсутствием у многих банков механизмов работы с лизинговыми компаниями.
Ужесточение требований ЦБ вынуждает банки повышать дисконты по залогам, в то же время рост конкуренции на лизинговом рынке заставляет лизингодателей снижать размер аванса. В результате лизинговые компании вынуждены вкладывать в сделки все больше собственных средств. Несмотря на этот факт, а также на то, что достаточность капитала - важный критерий оценки надежности лизинговой компании как заемщика, менее половины лизингодателей планируют увеличение уставного капитала. Среди участников исследования (36 респондентов) только 44% позитивно оценили готовность собственников наращивать вложения в компанию в ближайший год. По оценке "Эксперт РА", в среднем по рынку доля собственных средств в пассивах лизинговых компаний на 1 января 2012 года составляла около 9%.
Нестабильность на рынках стран еврозоны и колебания мировых цен на нефть обусловили повышение стоимости заемного финансирования. В условиях неопределенности инвесторы и кредиторы выбирают консервативную политику принятия решений. Среди участников исследования 73% компаний отметили удорожание заемных средств за последний год.
"На банковском рынке есть очевидный тренд на увеличение ставок кредитования. По данным ЦБ, за последние 12 месяцев максимальная ставка по вкладам 10 крупнейших банков по объемам привлекаемых депозитов увеличилась более чем на 2,3 процента, и банки, безусловно, перекладывают эти расходы на ставки кредитования юридических лиц. Мы сдерживаем рост стоимости фондирования за счет работы с теми банками, которые являются нашими партнерами уже не первый год, а также за счет сокращения сроков кредитования до двух трех лет и привлечения ресурсов на облигационном рынке", - комментирует Олег Литовкин, генеральный директор лизинговой компании "Уралсиб".
Дополнительное давление на стоимость и объем предоставляемых российскими банками ресурсов могут оказать новые регулятивные требования Банка России. В частности, это внесенные изменения в банковскую инструкцию 110-И, влияющие на расчет норматива достаточности капитала. Кроме того, планируются изменения в Положении 254-П, определяющем правила расчета банками резервов по ссудам, которые также могут привести к повышению ставок. Некоторые лизингодатели сталкиваются и с тем, что банк отказывает в выдаче кредита, если выясняется, что его категория качества потребует создания резервов.
Часть лизингодателей в первом полугодии 2012 года не почувствовали увеличения процентных ставок - это могло произойти за счет того, что долгосрочные кредиты они привлекли ранее, а значит, такие компании столкнутся с удорожанием фондирования чуть позже.
Тем не менее опасаться значительного удорожания ресурсов и, как следствие, снижения маржи и конкурентоспособности следует не всем лизинговым компаниям. Конечно, новые регулятивные требования не ставят целью сокращение ликвидности и замораживание кредитования. Задача иная - снизить активность банков в непрозрачных сферах: инвестиционных проектах их акционеров, долгосрочном строительстве, офшорных операциях. В связи с этим под новые требования изначально не подпадают стратегические предприятия, организации оборонно-промышленного комплекса, субъекты малого бизнеса (по кредитам менее 5 млн рублей), а также наиболее информационно прозрачные заемщики, раскрывающие отчетность и информацию о конечных бенефициарах. Для кредитов остальным заемщикам (в том числе лизинговым компаниям) установлены повышенные коэффициенты риска при расчете банковских нормативов - за исключением заемщиков, имеющих рейтинг от аккредитованных рейтинговых агентств.
Новый старый инструмент
Вводя изменения в регулирование, Банк России одновременно существенно расширил применение рейтингов кредитоспособности в деятельности банков (что коррелирует с подходами, используемыми Базельским комитетом по банковскому надзору). Так, при наличии у заемщика кредитного рейтинга высокого уровня (например, по шкале "Эксперт РА" это уровень А и выше) повышенный коэффициент риска по ссудам не применяется. Таким образом, лизинговая компания, имеющая соответствующий рейтинг, будет значительно более свободна при выборе направлений реализации сделок.
Схожие требования планируется применить и в части формирования банковских резервов. Очевидно, что банки будут стараться кредитовать именно тех заемщиков, в том числе лизингодателей, работа с которыми не приведет к снижению нормативов и созданию больших резервов. Вполне вероятно, что наличие кредитного рейтинга может стать почти обязательным требованием банков уже к концу текущего года.
Кроме того, вырастет и интенсивность использования рейтингов на облигационном рынке - банки, начав применять в работе рейтинги заемщиков, будут уделять им больше внимания и при принятии решений о вложениях в облигации.
Устоявшийся клуб
Количество компаний, составляющих отчетность в соответствии с международными стандартами, по оценкам "Эксперт РА", за 2011 год не изменилось - их, как и в 2010-м, 34. При этом в предыдущие два года их число сокращалось - в 2009 году - 37, в 2008-м - 42.
Среди компаний, имеющих отчетность по МСФО, в четырех велся полноценный параллельный учет по международным стандартам, а в 30 отчетность была подготовлена путем трансформации российской бухгалтерской отчетности (в 2008 году аналогичное соотношение составляло 8 и 34). В 68% случаев трансформация отчетности была проведена сотрудниками самих лизингодателей, в 32% трансформацию провели внешние консультанты (доля компаний, привлекающих внешних консультантов, за три года увеличилась на 8 процентных пунктов). Аудит отчетности по МСФО за 2011 год проводили 70% лизинговых компаний (в 2008-м таких было 85%).
Отсутствие роста популярности МСФО, очевидно, объясняется тем, что в условиях нестабильности на международных рынках капитала большинство отечественных лизингодателей ориентируется на привлечение средств преимущественно внутри страны. В связи с этим, кстати, растет и популярность рейтингов российских рейтинговых агентств, которые используются компаниями при общении с банками, но еще редко - при общении с иностранными инвесторами. Отчетность же по международным стандартам пока мало востребована со стороны российских банков.
С надеждой на лучшее
Рынок лизинга продемонстрировал высокие темпы развития в начале текущего года (участники рынка в конце прошлого года ожидали прироста не более чем на 20% в 2012 году, фактически же за полугодие - 34%). При сохранении такой же динамики и отсутствии внешних шоков, по оценкам "Эксперт РА", темпы прироста рынка за год могут достигнуть 30%, а сумма новых сделок составит 1,7 трлн рублей.
В то же время в случае снижения активности лидера - "ВЭБ-лизинга", темпы прироста будут близки к ожиданиям участников рынка - около 20%. Динамика роста может также снизиться, если увеличение процентных ставок продолжится и обусловит сокращение спроса на лизинг. На фоне растущих сложностей привлечения фондирования и сильного доминирования государственных лизингодателей ожидать выхода на рынок новых участников, судя по всему, пока не стоит.
"Что касается сегментов рынка, то в текущем году сохранится спрос на лизинг железнодорожного транспорта, авиатехнику и автотранспорт, перспективным является направление лизинга в нефтяной отрасли", - считает Андрей Коноплев, генеральный директор "ВТБ Лизинга". Кроме того, с учетом ряда государственных проектов и направляемых в них инвестиций (Олимпиада, развитие Дальнего Востока), можно ожидать роста сделок в сегменте строительной и дорожно-строительной техники, а также энергетического оборудования.
- Какова текущая ситуация с фондированием лизинговых компаний? Ощущает ли ваша компания нехватку финансовых ресурсов?
Дмитрий Корчагов, генеральный директор ГК "Балтийский лизинг":
- У банков тревожные настроения, в частности, они ожидают дальнейшего роста кредитных ставок. Не секрет, что долгосрочная ликвидность отечественного банковского рынка в большей степени зависит от возможностей фондирования на Западе. А поскольку европейские кредитные институты последнее время были сконцентрированы на проблемах и угрозах европейской экономики, доступ к своим ресурсам для внешних игроков они ограничили. Лизинговые компании являются потребителями именно долгосрочных ресурсов, и до кризиса 2008 года основным источником фондирования для нас было длинное западное финансирование, привлекаемое через российские банки. Сейчас источников долгосрочного фондирования почти нет, оно выделяется разве что под крупные инфраструктурные объекты, реализуемые с господдержкой, либо проекты крупных госкомпаний, таких как РЖД или "Газпром". Спрогнозировать, когда ситуация с ликвидностью улучшится, никто не может. Однако говорить о полной заморозке рынка, как в 2009 году, когда банки не финансировали лизинг совсем, сейчас нельзя. Не скажу, что активность кредитных организаций в этом плане бурно растет, но кредитуют они стабильно. Мы и многие наши конкуренты достаточно спокойно открываем лимиты и в ВТБ, и в Сбербанке, и в крупных коммерческих банках.
- Как развивался лизинговый рынок в первом полугодии 2012 года? Стоит ли в текущем году ждать на рынке рекордов?
Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса ГТЛК:
- Уже в конце прошлого года эксперты сошлись во мнении, что такие феноменальные темпы роста рынка лизинга, как в прошлом году, 2012 год не покажет. Но все же первое полугодие, по крайней мере для лидеров рынка, было весьма успешным. Спрос на лизинг оставался стабильным. Если говорить о ГТЛК, то по итогам первых шести месяцев наш лизинговый портфель вырос на 40 процентов, а объем нового бизнеса компании достиг 32 миллиардов рублей. Из сегментов, показавших наибольший рост, хочу отметить лизинг воздушных судов. На этом рынке произошло важное событие. Теперь часть затрат авиакомпаний на лизинг самолетов для региональных и местных перевозок может быть субсидировано государством в рамках постановления правительства № 1212. Естественно, это государственное решение дало толчок развитию лизинга самолетов, особенно в малой авиации. В рамках постановления ГТЛК уже подписала договоры на поставку 11 воздушных судов. Тем не менее, локомотивом отечественного лизинга традиционно остается железнодорожный сегмент. Если взять портфели крупнейших российских лизингодателей, то подвижной состав занимает в них существенное место. Мы уже давно прогнозировали замедление роста в данном сегменте, и именно это мы и наблюдаем в настоящий момент: рынок универсальных вагонов все ближе к насыщению, и в ближайшее время возможна концентрация именно на замене устаревших парков; кроме того, существенно снизилась стоимость аренды подвижного состава, что сделало ее очень привлекательной для операторов рынка, а это, в свою очередь, провоцирует снижение спроса на лизинг вагонов. Можно сказать, что сегодня клиенты занимают выжидательную позицию, поэтому вряд ли стоит ожидать от второго полугодия каких-то рекордов. В лучшем случае сохранится рост на уровне первых шести месяцев.


Журнал "Эксперт", 1 октября 2012 г.


Возврат к списку