Правительство адаптирует бюджетную политику к длительному кризису

Правительство адаптирует бюджетную политику к длительному кризису НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА: Кабинет министров объявил на прошлой неделе о широкой программе наращивания госрасходов, в том числе на частичное восстановление потенциала системы здравоохранения, который был ослаблен хроническим недофинансированием в последние годы.

Полувагоны толкают под контейнеры

КОММЕРСАНТ: РСПП просит правительство как можно скорее отменить запрет на перевозку контейнеров в полувагонах. Это может привести к вовлечению в оборот простаивающего универсального парка, но нарушит существующий бизнес операторов фитинговых платформ. Сторонники снятия запрета считают, что в результате снизится себестоимость перевозок, так как полувагон дешевле в аренде, нежели платформа. Противники же говорят, что перевозка в полувагонах была вынужденной мерой в условиях дефицита платформ, которого теперь уже нет.

Контейнеры ищут место в полувагонах

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД начало испытывать новый тип крепления контейнеров в полувагонах для международного сообщения. Зарубежные контейнеры в зарубежных полувагонах можно возить и сегодня. Но испытания пройдут на фоне бурной дискуссии о том, следует ли вернуть такую практику в России, что уже поддержал глава ОАО РЖД Олег Белозеров. Подобные перспективы вызывают недовольство контейнерных перевозчиков, которые опасаются оттока объемов, тогда как на рынке оперирования универсальным парком, напротив, предвкушают рост загрузки.

Тариф притормозят приказом

27.11.2019

Тарифы для ОАО «РЖД» утверждаются не ФАС, а Правительством РФ. При этом, естественно, учитываются мнения разных ведомств, в том числе и приказы ФАС. Именно правительство дало антимонопольному ведомству задание разработать долгосрочную стратегию изменения тарифов на железнодорожные перевозки. В 2017 году ведомство предложило план роста тарифов с 2019 по 2025 год, утверждённый приказом ФАС. Но не прошло и года, как его решили пересчитать. В ФАС сообщили, что пересчёт произведён в связи со снижением темпов инфляции по наблюдениям за последние два года и прогнозам на два года вперёд, а снижение темпов тарифного роста не приведёт к сокращению инвестиционных программ РЖД.

Суммарный рост тарифов до 2025 года должен был составить 25,07%. А по новому приказу – 22,37%, то есть на 2,7% меньше. Общая сумма выпадающих в этом случае за пять лет доходов примерно 41 мдрд руб.

По годам изменения выглядят так. В 2020 году индекс роста тарифов на грузоперевозки составит 3,5% вместо ранее установленных 3,6%, в 2021-м – 3,7% вместо 3,9%, в 2022-м – 3,6% (ранее планировалось 3,8%), в 2023 году рост грузового тарифа составит 3,8% (а не 3,9%). А в 2024 и 2025 годах по новому плану надбавки к тарифам останутся без изменений – 3,9%.

Логику регулятора для «Гудка» пояснил заместитель начальника Правового департамента РЖД Алексей Васильев. По его словам, согласно позиции антимонопольного органа тарифы индексируются по формуле «инфляция минус». То есть рост тарифов должен быть медленнее, чем рост инфляции. Принятые решения соответствуют этой позиции. Это сделает железнодорожные грузоперевозки более доступными.
«С мнением регулятора трудно спорить, ведь иначе тарифы могут просто разгонять инфляционные процессы. Кроме того, речь идёт только о регулируемом секторе тарифообразования. В остальных секторах не запрещено устанавливать тарифы с учётом инфляционных рисков», – сказал Алексей Васильев.

В Департаменте методологии тарифообразования, экспертизы, анализа и применения тарифов в области грузовых и пассажирских перевозок ОАО «РЖД» для «Гудка» уточнили, что реальной бесспорной величиной является только индекс роста тарифов на 2020 год – 3,5%. Индексы на последующие годы в значительной степени носят расчётный, прогнозный характер. «Есть план повышения грузовых тарифов на несколько лет. Обоснованное изменение тарифного показателя на 2020 год автоматически ведёт к перерасчёту индексов на все последующие годы», – уточнил начальник отдела экспертизы тарифных решений и совершенствования тарифов Михаил Варгунин.

Однако в случае изменения темпов инфляции индексы роста тарифов начиная с 2021 года могут быть скорректированы вновь.

Не все согласны с мнением, что сдерживание тарифов перевозчика благоприятно отразится на инфляции. Поскольку её подстегивают сейчас иные факторы, а не транспортные расходы грузовладельцев.
«Не стоит забывать, что нам ещё подняли НДС на 2%, поэтому расходы для конечного покупателя в любом случае будут расти. Общая цифра роста цен за доставку продукта получится совсем иная, более тревожная, чем озвученная ФАС», – считает директор по проектам ООО «Аврора Логистикс» Виталий Ильченко.

При этом, по словам Виталия Ильченко, «ввиду низкой платёжеспособности клиентов ставки операторов будут оставаться на пределе рентабельности».

Директор по оперативной работе и управлению собственным подвижным составом ООО «Первый промышленный оператор» Станислав Петров не считает, что решение ФАС серьёзно отразится на рынке грузоперевозок. «Изменение планов по росту тарифов на 0,1–0,2% – стандартная процедура, в ней нет ничего особенного», – сказал он.

_______

Михаил Зубов
https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1485840&archive=2019.11.27



Возврат к списку