Локомотивы тянут со списанием

Локомотивы тянут со списанием КОММЕРСАНТ: Бизнес просит разрешить ему не списывать тысячи промышленных локомотивов, которые работают на путях предприятий. Сейчас, по техрегламенту Таможенного союза, компании должны либо списать старый локомотив, либо модернизировать его, что может обойтись минимум в 75 млрд руб. на весь парк.

Правительство адаптирует бюджетную политику к длительному кризису

Правительство адаптирует бюджетную политику к длительному кризису НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА: Кабинет министров объявил на прошлой неделе о широкой программе наращивания госрасходов, в том числе на частичное восстановление потенциала системы здравоохранения, который был ослаблен хроническим недофинансированием в последние годы.

Полувагоны толкают под контейнеры

КОММЕРСАНТ: РСПП просит правительство как можно скорее отменить запрет на перевозку контейнеров в полувагонах. Это может привести к вовлечению в оборот простаивающего универсального парка, но нарушит существующий бизнес операторов фитинговых платформ. Сторонники снятия запрета считают, что в результате снизится себестоимость перевозок, так как полувагон дешевле в аренде, нежели платформа. Противники же говорят, что перевозка в полувагонах была вынужденной мерой в условиях дефицита платформ, которого теперь уже нет.

Профицит повлиял на цены

09.12.2019

Избыток полувагонов и платформ снизил их арендную ставку в 2019 году

Российские вагоностроители прогнозируют спрос на фитинговые платформы и хопперы в 2020 году. Оценки операторов совпадают с этим прогнозом. Компании связывают спрос на эти виды подвижного состава с увеличением объёмов грузов, перевозимых в контейнерах как внутри страны, так и на экспорт, а также с потенциалом экспорта зерна и удобрений.

Как сообщил «Гудку» исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семёнов, в настоящее время ситуация со списанием подвижного состава на российском рынке изменилась в лучшую сторону. Большинство операторов обновило свой парк.

«Списание подвижного состава с 2017 года значительно уменьшилось: за 10 месяцев 2019 года списано порядка 18 тыс. грузовых вагонов, а в целом ожидается 26 тыс. единиц. Как правило, это устаревший вагонный парк с истекшим сроком службы», – пояснил «Гудку» господин Семёнов. Из-за такой тенденции на российской сети появился избыток некоторых видов подвижного состава. Но вагоностроители прогнозируют в 2020 году спрос на определённые виды подвижного состава, исходя из оценок грузовой базы.

Как объяснил Евгений Семёнов, по прогнозу ОАО «РЖД», погрузка на сети в 2020 году увеличится на 1,8% к уровню 2019 года. В следующем году спрос с учётом списанных вагонов, по оценкам союза «Объединение вагоностроителей», на полувагоны снизится до 9 тыс., на цистерны – до 1,5–1,7 тыс.

«Прогнозируем удержание спроса на платформы и хопперы на уровне 8–10 тыс. Общий выпуск вагонов в 2020 году российскими предприятиями оцениваем в 35–36 тыс. В том числе надеемся на увеличение экспортных поставок, а это ещё около 4–5 тыс. грузовых вагонов. Сокращения грузовой базы подвижного состава не ожидается, в 2019 году выпуск вагонов будет на уровне 75,8 тыс. (+10,1 % к 2018 году)», – объясняет господин Семёнов.

«Рост грузовой базы будет зависеть от мировых цен на сырьё. Однако возможна дальнейшая переориентация грузопотоков угля на восток, что увеличит плечо перевозки и потребует дополнительного парка полувагонов», – говорит «Гудку» директор по маркетингу ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединённая вагонная компания» Нина Борисенко.

Как отмечается в сентябрьском исследовании Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), массовое списание полувагонов начнётся только с 2029 года, а в ближайшей перспективе на сети ожидается профицит такого типа подвижного состава. Ранее ИПЕМ уже оценивал производство платформ и хопперов в текущем году. По итогам шести месяцев 2019 года объём производства фитинговых платформ превысил 5 тыс. вагонов, в то время как за аналогичный период прошлого года их было произведено 3,9 тыс. На рост объёмов влияет значительное увеличение грузовой базы в контейнерах. «В первом полугодии во всех видах сообщения было перевезено 2,38 млн контейнеров ДФЭ, что на 14,7% выше аналогичного периода прошлого года. При этом отправки в контейнерах увеличиваются не первый год. В 2018 году рост составил +14,3%, в 2017 году +18,9%», – говорится в исследовании института.

Нина Борисенко считает, что наиболее перспективным вагоном с точки зрения спроса может стать фитинговая платформа, а также хоппер-минераловоз.
«Основа спроса – укрепление тренда на контейнеризацию перевозок. Во-первых, реализуется транзитный потенциал России. Во-вторых, новые фитинговые платформы необходимы для выполнения планов по экспорту зерна в контейнерах в страны Юго-Восточной Азии, в первую очередь в Китай. Продолжается рост перевозок нефтехимических грузов в танк-контейнерах, а также стимулируется отрасль деревообработки, продукция которой также перевозится на фитинговых платформах и в крытых вагонах.

Оптимизм вызывает и отрасль минеральных удобрений. Крупнейшие производители удобрений увеличивают текущие производственные мощности, открывают новые заводы, что даёт основания предполагать, что устойчивый спрос на новые хопперы-минераловозы сохранится в среднесрочной перспективе», – сообщила «Гудку» Нина Борисенко.

Как ранее сообщал «Гудку» заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМа Александр Поликарпов, ставки на некоторые виды подвижного состава в 2019 году снизились из-за профицита подвижного состава на сети. Новое исследование о прогнозе стоимости аренды на подвижной состав на ближайшую перспективу 2020 года представители ИПЕМа на момент сдачи номера «Гудку» не предоставили. Однако аналитики операторской компании ABC-RAIL провели собственное исследование, где отражено снижение ставок на полувагоны и фитинговые платформы из-за профицита данного типа подвижного состава, а также сокращения грузовой базы. По прогнозу ABC-RAIL, в следующем году ожидается увеличение арендных ставок за счёт повышения спроса на эти вагоны.

Как отмечается в документе, снижение ставок по всем типам подвижного состава наблюдается начиная с сентября 2019 года. Так, например, уже в ноябре средняя цена аренды полувагона составляла 1600 руб. в сутки, что на 5,9% ниже уровня октября и в целом начала 2018 года. Ставка на фитинговые платформы в ноябре составила 1850 руб. в сутки, что на 5,3% меньше, чем в октябре. Согласно исследованию, средняя ставка суточной аренды хоппера-зерновоза сейчас составляет 2360 руб., что на 4,4% выше уровня октября и на 7% выше уровня начала года. Неизменной остаётся ставка на универсальные платформы и нефтеналивные цистерны. Так, стоимость аренды цистерн составляет 990 руб. в сутки, как и в начале 2019 года.

В исследовании ABC-RAIL сообщается, что единственным видом подвижного состава, на который по-прежнему растут арендные ставки, остаются хопперы – зерновозы и минераловозы.

Как сообщил «Гудку» генеральный директор ABC-RAIL Артур Нурмухамедов, на общее снижение ставок повлияли два фактора: избыток грузовых вагонов (и особенно полувагонов) на сети и общее сокращение грузовой базы.
«На сегодняшний день парк грузового подвижного состава в стране оценивается в 1 млн 165 тыс. единиц. О профиците подвижного состава не раз говорили представители ОАО «РЖД» и операторского сообщества. В этом году объём выпуска новых грузовых вагонов должен превысить 75 тыс. единиц, что станет рекордным показателем за всю историю российского вагоностроения. Однако производители признают, что уже в следующем году спрос на новый подвижной состав может сократиться до 40 тыс. единиц», – полагает господин Нурмухамедов.

По оценкам вагоностроителей, стоимость аренды будет зависеть от ситуации в промышленном секторе страны, а также от условий на мировых рынках сбыта отечественной продукции. Нина Борисенко рассказала, что в настоящий момент отмечается спад промышленного производства России.
«Это приводит к уменьшению грузовой базы и, соответственно, высвобождению от загрузки части парка вагонов. Так, в 2019 году появился профицит полувагонов, в то время как в прошлом году отмечался дефицит в этом сегменте. Изменение состояния парка полувагонов отразилось и на ставке аренды, которая снизилась с начала года на 20%», – сообщила «Гудку» госпожа Борисенко.

По прогнозам аналитиков ABC-RAIL, с учётом этих двух факторов (избыток вагонов на сети и снижение грузовой базы) ценовая ситуация на рынке аренды вагонов сохранится как минимум до конца года. Как отмечается в документе, ставки на полувагоны продолжат снижаться, а ставки на хопперы могут сохранить тенденцию к росту.
«Отчасти рост ставок на хопперы связан с планами экспорта зерна. По данным Минсельхоза, прогноз валового сбора в этом году составляет 120 млн тонн зерновых, что на 6% больше, чем в прошлом году. Экспортный потенциал, по оценкам министерства, составляет 45 млн тонн зерна, в том числе 36 млн тонн пшеницы. За счёт высокого урожая и хорошей мировой конъюнктуры на российское зерно спрос на перевозку продукции в хопперах остаётся стабильно высоким, что делает данный тип вагонов весьма привлекательным активом для операторов», – резюмировал Артур Нурмухамедов.

______
Надежда Проскура
https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1487207&archive=2019.12.09


Возврат к списку