Вагончик не тронется

Вагончик не тронется КОММЕРСАНТ: Рост производства вагонов, неблагоприятная конъюнктура на экспортных рынках и загруженность Восточного полигона привели к рекордному количеству брошенных поездов. Число составов, временно оставленных диспетчерами ОАО РЖД без движения, достигло исторического максимума в 1800 поездов в сутки. Это уже сказывается на движении: срок оборота вагона вырос более чем на пять суток. Между тем выпуск вагонов продолжает расти, хотя уже в 2019 году размер парка приблизился к критическому. Производство вагонов упадет, говорят эксперты, лишь если государство не будет стимулировать их закупку.

Рельсы встали поперек пути

Рельсы встали поперек пути КОММЕРСАНТ: Перечень ускоренных работ на БАМе и Транссибе, который должен был быть представлен в правительство 1 февраля, до сих пор не согласован даже на уровне ОАО РЖД. Причина, по данным “Ъ”, в разногласиях по срокам исполнения: если сам список работ согласован и грузоотправителями, и блоком движения ОАО РЖД, и Минэнерго, то сроки не устраивают строительный блок монополии.

Железные дороги разгрузят от дивидендов

Железные дороги разгрузят от дивидендов КОММЕРСАНТ: Первый вице-премьер Андрей Белоусов готов в индивидуальном порядке решать вопрос о дивидендах курируемого им теперь ОАО РЖД, вопрос рассмотрят на закрытом совещании у премьера Михаила Мишустина. Финплан монополии сверстан из расчета отказа от дивидендов по обыкновенным акциям, но Минфин настаивает на 50% чистой прибыли по МСФО.

РЖД помогут первому вице-премьеру найти баланс между собираемостью и расходованием бюджетных средств

27.01.2020

Курировать транспортный блок нового правительства будет первый заместитель председателя Андрей Белоусов, который также сосредоточит в своих руках контроль над его экономическим и финансовым блоками. О значении этого решения для транспортной отрасли мы разговариваем с председателем Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павлом Иванкиным.

– Павел Анатольевич, мы видим, что сфера ответственности нового первого вице-премьера довольно широка. Тут Минтранс, Минфин, Минэкономразвития, налоговая, таможенная службы и так далее. Какие задачи внутри деятельности правительства должно решать такое распределение полномочий?

– Есть позитивный момент в том случае, когда в одних руках концентрируется большая власть. Например, все прекрасно понимают, что есть решения, которые требуют длительного согласования в правительстве. Когда есть единый куратор, который может оперативно их согласовать, – это неплохо.

В последние несколько лет аппарат правительства уделял очень много времени согласованию нормативно-правовых актов между ведомствами. Это очень сложный процесс. Тем более когда его курируют несколько вице-премьеров. Ситуация была патовая, и аппарат правительства должен был принимать жесткие административные меры для согласования. Когда этот процесс будет в одних руках, под кураторством одного вице-премьера, то вполне возможно, что это обеспечит прохождение необходимых для правительства решений более быстро.

Тем более что блоки, которые подчиняются А. Белоусову, по большей части ключевые для национальных проектов, связанных с транспортом. В рамках нацпроекта по развитию инфраструктуры нахождение в одних руках всех необходимых ведомств позволяет решать многие вопросы более оперативно в рамках согласительного совещания у первого вице-премьера. Думаю, его аппаратного веса вполне хватит для того, чтобы примирить возможные разногласия и принять необходимые меры для решения конкретных вопросов.

– Можно ли ожидать назначения А. Белоусова председателем совета директоров ОАО «РЖД»?

– Это очень интересный вопрос, возможные решения которого представляют собой развилку. Совет директоров монополии могут возглавить как Андрей Белоусов, так и министр транспорта Евгений Дитрих.
Если председателем становится А. Белоусов, то он вынужден будет отстаивать интересы госкомпании. При принятии решений его позиция будет, так сказать, предвзятой. Конечно, для самого ОАО «РЖД» иметь такого председателя совета директоров очень неплохо. Это касается и вопроса индексации тарифов, и реализации инфраструктурных проектов в рамках РЖД.

Но при этом его пост первого вице-премьера, курирующего экономический блок, может заставить его в каких-то случаях возвышаться над существующей общностью позиций между монополией и Минтрансом. Полагаю, по логике вещей он будет вынужден поступать в противовес имеющейся связке между ними. Потому что руководство Минэкономразвития сумеет воспользоваться административным ресурсом, при котором курирующий министерство вице-премьер еще и является председателем совета директоров ОАО «РЖД». А позиции Минэкономразвития и позиции ОАО «РЖД» и Минтранса часто находятся по разные стороны баррикад.

Должность председателя совета директоров может быть интересной и для реализации экономических планов самого А. Белоусова. В частности, для изъятия сверхприбылей промышленности в пользу бюджета страны.

– Разве проблема наполняемости бюджета сегодня стоит настолько остро? Скорее у нас наблюдается проблема с освоением выделенных средств.

– Дело не в этом. По характеру своей прежней работы А. Белоусов отвечал именно за наполняемость бюджета, а не за освоение средств. Помните его позицию, озвученную несколько лет назад, во время работы в администрации президента, о том, что он считает правильным найти инструменты, которые позволят изымать дополнительную прибыль, полученную промышленными компаниями России, как это сделано через налоговый маневр в нефтяной отрасли? Есть некий «справедливый» объем прибыли, например 3%, а если прибыль становится слишком высокой, то она должна быть изъята в пользу государства. Сегодня он может получить возможность реализовывать эти идеи через деятельность ОАО «РЖД». Например, через ввод дополнительных тарифных коэффициентов для определенных отраслей промышленности. А уже потом в виде дивидендов забрать эти деньги в бюджет государства.

– То есть Вы считаете, что данное назначение вызвано стратегией по увеличению наполняемости бюджета и контролю государства за доходами буквально всех отраслей промышленности?

– Да, именно так. Хотя реализация может быть разной. Можно выводить деньги в бюджет и возвращать их в ОАО «РЖД» в виде инвестиционных программ, а можно обосновать освоение этих денег внутри монополии. Но то, что ОАО «РЖД» может стать эффективным механизмом сбора денег с промышленности страны, это очевидно. И то, что А. Белоусов решил оставить транспорт в своих руках, косвенно подтверждает эту идею.

Что касается освоения выделенных из бюджета средств на национальные проекты, то ситуация 2019 года была просто ужасающей. В бюджете осталось огромное количество нераскассированных средств. Полагаю, что первый вице-премьер будет искать баланс между сбором и освоением средств. Потому что ответственность за реализацию национальных проектов тоже легла на его плечи.

– А если совет директоров возглавляет министр транспорта?

Полагаю, для рынка, да и для правительства это более невыгодная ситуация. В таком случае все решения на уровне ОАО «РЖД» – совет директоров – Минтранс будут принимать единогласно, а министерство станет откровенным лоббистом инициатив руководства госкомпании. Оспорить их решения можно будет только на уровне правительства, того же А. Белоусова, который становится арбитром между бизнес-сообществом и сложившимся триумвиратом. Это будет создавать дополнительные точки напряжения, которые можно было бы решить еще на уровне совета директоров (в случае если его председателем является А. Белоусов) и не выводить конфликт в публичное поле.

– Когда может пройти процедура назначения нового председателя совета директоров ОАО «РЖД»?

– Есть два варианта. Это может быть сделано оперативно, в течение недели. Для этого нужно распоряжение правительства о том, что из совета директоров уходит Максим Акимов, а назначается, например, Андрей Белоусов. Если говорить о плановой ротации, то она должна пройти в июне.

______
Алексей Лебедев
https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/interview/rzhd-pomogut-pervomu-vitse-premeru-nayti-balans-mezhdu-sobiraemostyu-i-raskhodovaniem-byudzhetnykh-s/



Возврат к списку