Контейнеры ищут место в полувагонах

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД начало испытывать новый тип крепления контейнеров в полувагонах для международного сообщения. Зарубежные контейнеры в зарубежных полувагонах можно возить и сегодня. Но испытания пройдут на фоне бурной дискуссии о том, следует ли вернуть такую практику в России, что уже поддержал глава ОАО РЖД Олег Белозеров. Подобные перспективы вызывают недовольство контейнерных перевозчиков, которые опасаются оттока объемов, тогда как на рынке оперирования универсальным парком, напротив, предвкушают рост загрузки.

Омоложение путём утилизации

Омоложение путём утилизации ГУДОК: В минувшую среду в Издательском доме «Гудок» в формате видеоконференции прошёл круглый стол, посвящённый перспективам и тенденциям обновления парка грузовых вагонов. Участники дискуссии обсудили вопросы востребованности рынком инновационных и вагонов стандартной конструкции, экономики производства и эффективности работы операторов.

Стоп-Султан

КОММЕРСАНТ: Казахстан, уже запрещавший зимой въезд на свою железнодорожную сеть чужих вагонов, вновь вводит такое ограничение. С 15 июня в Казахстан не смогут въезжать российские порожние полувагоны, которые из-за низких ставок сегодня выигрывают конкуренцию за грузы у местных операторов. Формально Нур-Султан вводит запрет по причине перегруженности инфраструктуры, но по мнению экспертов и источников “Ъ”, причины запрета сугубо коммерческие.

Угольщики не могут выполнить поручение правительства

04.03.2020

В Европе падает спрос, а вывезти его в Азию не хватает пропускной способности

Замминистра энергетики Анатолий Яновский 4 марта проведет с производителями угля и профильными ведомствами совещание о методике распределения доступа к перевозкам грузов в условиях ограничения пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры. Об этом рассказали «Ведомостям» три человека, близких к участникам совещания, и подтвердил топ-менеджер крупной угольной компании. Разработать методику до 20 марта поручил Минтрансу первый вице-премьер Андрей Белоусов по итогам совещания 25 февраля (текст протокола есть у «Ведомостей», его содержание подтвердили четыре человека, близких к разным участникам). Белоусов также поручил профильным министерствам до 20 марта оценить финансовый результат РЖД от перевозок угля и рентабельность экспорта угля. Минэнерго и Минтранс не ответили на запросы. РЖД переадресовала вопросы в Минэнерго.

Задачу увеличивать экспорт угля в Азию поставил в августе 2018 г. на президентской комиссии по ТЭКу министр энергетики Александр Новак. На европейском рынке российский энергетический уголь занимает около 40%, на азиатском – меньше 10%, приводил он данные. К 2025 г. его долю планируется довести до 20%. Для этого потребуется около 1 трлн руб. частных инвестиций в добычу. Но уголь перевозится преимущественно по железной дороге. Доля угля в структуре погрузки РЖД в 2019 г. составляла почти 30% – 372 млн т. В структуре выручки РЖД на перевозку угля приходится 20,8% – 233,6 млрд руб. (данные «Infoline-аналитики»).
Сейчас на Азию приходится 25% российского экспорта энергетического угля – 99,4 млн т в 2018 г., на долю Европы – 27% (104 млн т), приводит данные Институт проблем естественных монополий. Увеличение поставок в Азию становится особенно актуальным в условиях ужесточения экологического регулирования в Европе. 64,5% экспорта российского угля в европейском направлении приходится на страны Евросоюза. А ЕС сокращает импорт угля с 2012 г., цены на энергетический уголь в Европе падают: только за 2019 г. – на 25–37% до $50–60 за 1 т.

В Азии ситуация пока обратная: плата за выбросы парниковых газов низкая или отсутствует, а СПГ дорог. Но и тут российские угольщики могут столкнуться с трудностями, предостерегают эксперты: замедление роста азиатских экономик, инфраструктурные ограничения, рост конкуренции.

Закрытие угольной генерации в ЕС лишает рынка сбыта не только российских угольщиков, что приведет к появлению дополнительных конкурентов на азиатских рынках и избыточному предложению в регионе, говорит старший директор АКРА Максим Худалов. В таких условиях подземную добычу придется сокращать, констатирует эксперт. По его оценкам, до 25% угольной отрасли, или $4 млрд доходов от экспорта угля, может пострадать в сложившейся конъюнктуре.

РЖД по итогам 2019 г. отчиталась о перевыполнении плана по увеличению провозной способности Восточного полигона на 55 млн т к уровню 2012 г. (фактические перевозки экспортных грузов за семь лет выросли с 58,1 млн до 114 млн т в 2019 г.), а в 2020 г. заявила о готовности перевезти на Дальний Восток 124,9 млн т грузов, напоминает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но эти показатели были достигнуты за счет технологических мер. Планы реконструкции БАМа и Транссиба РЖД полностью выполнить не смогла, подчеркивает эксперт. Угольные компании, по сути, оказались в ситуации, когда на Запад везти невыгодно, а нарастить отгрузки на Восток не позволяет инфраструктура, говорит Бурмистров. В условиях ограниченных провозных способностей у производителей логично возникают вопросы, какую часть их заявок удовлетворяет РЖД. В этих условиях механизм одобрения заявок становится менее прозрачным для компаний, рассуждает он, это приводит грузовладельцев к мысли, что процент удовлетворенных заявок может зависеть от лоббистских возможностей, поэтому желание сделать механизм выполнения заявок более понятным и прозрачным логично. Представитель РЖД подчеркнул, что лоббизм в этом вопросе невозможен: все заявки распределяются между грузоотправителями пропорционально.

______
Полина Трифонова, Артур Топорков
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/03/03/824384-ugolschiki-vipolnit


Возврат к списку