Цели разработки нового тарифного Прейскуранта являются довольно туманными

Цели разработки нового тарифного Прейскуранта являются довольно туманными РЖД-Партнер: Текущие условия осуществления перевозок являются беспрецедентными, пожалуй, за всю историю с момента создания ОАО «РЖД». Изменения грузопотоков происходили и раньше, но все эти процессы были поступательными и прогнозируемыми, что позволяло в том числе проводить и своевременную адаптацию тарифной системы.

ОАО РЖД собирает ценные данные

ОАО РЖД собирает ценные данные Коммерсантъ: ОАО РЖД предлагает создать единую систему мониторинга ценообразования во всех звеньях транспортной цепочки и, в частности, просит регуляторно обязать операторов вагонов предоставлять ему информацию о ставках. Потребность в таком мониторинге монополия объясняет необходимостью обеспечить рентабельность поставок российских грузов на экспорт. Участники рынка против, указывая, что такую информацию уже собирает ФАС, которая также не поддерживает это предложение.

ОАО РЖД объезжает штрафы

ОАО РЖД объезжает штрафы Коммерсантъ: В Госдуме предлагают не штрафовать ОАО РЖД за просрочку доставки грузов. Там считают, что нужно поменять Устав железнодорожного транспорта так, чтобы монополия не несла ответственности за срыв сроков, если это произошло из-за военных действий, санкций или других обстоятельств. В ОАО РЖД отмечают, что уже столкнулись с повышенными затратами на пени из-за резкого роста спроса на перевозки по направлениям, альтернативным европейским. Но клиенты монополии подчеркивают, что и сами пострадали от санкций, но их никто от штрафов освобождать не собирается.

Оперативная коррекция

04.10.2012

В оценках значения и возможных последствий данной меры единства нет. Впрочем, очевидно, что ситуация на рынке предоставления подвижного состава под погрузку в итоге достаточно серьезно изменится.
Напомним, что изначально соответствующий приказ ФСТ предоставлял ОАО "РЖД" право изменения вагонной составляющей тарифа при перевозках в парке ВСП в границах от 0,7 до 1,1 от базовых ставок при условии изменения структуры этого парка или его эксплуатационных показателей. Теперь компания сможет варьировать его в рамках данного коридора дифференцированно по родам грузов, направлениям и дальности перевозок с дополнительным учетом таких критериев, как колебания конъюнктуры, в том числе с учетом сегментации товарных рынков по географическим признакам. Указанные решения смогут приниматься РЖД не чаще одного раза в месяц.
Отметим, что парк ВСП, по мнению большинства специалистов, стал главным фактором, позволившим, с одной стороны, сгладить остроту дефицита подвижного состава, а с другой - обеспечить снижение, а затем и стабилизацию тарифов на его предоставление. Уже к началу весны все больше участников перевозочного процесса стали заявлять о профиците вагонов, и, собственно, анализируя итоги лета, можно сказать, что повторения сценария 2011 года удалось избежать.
Правда, все имеет свою цену, и для компании обеспечение стабилизации на сети оказалось достаточно дорогим удовольствием. Полгода эксплуатации парка ВСП принесли ОАО "РЖД" порядка 3,6 млрд руб. убытка. Впрочем, как отмечают в компании, два оставшихся летних месяца были более позитивными, и сегодня определенные изменения к лучшему позволяют предположить, что экономическая эффективность работы с привлеченными вагонами будет возрастать. В немалой степени этому должны способствовать новые возможности, делегируемые РЖД в соответствии с новой редакцией приказа ФСТ № 444-т/4.
Тем не менее значение этого решения ФСТ гораздо масштабнее. Вопрос не в том, дорого или дешево привлекается вагон, находящийся под управлением перевозчика, а в том, что цена его предоставления является неким инструментом обеспечения баланса интересов. Как уже не раз отмечалось в наших публикациях, с технологической точки зрения парк ВСП свою задачу выполнил, но адекватного изменения рыночной среды в условиях практически замороженных тарифов для привлеченных вагонов не произошло. А это, в свою очередь, продуцирует риски деформации системы взаимоотношений между участниками перевозочного процесса, когда стимулов к поиску компромиссов у определенной части грузовладельцев и собственников подвижного состава явно недостаточно. В итоге вместо прямого взаимодействия мы периодически сталкиваемся с попытками решить экономические вопросы политическими методами.
В этой связи очевидно, что повышение гибкости в тарифной политике можно признать следующим шагом на пути построения цивилизованных рыночных отношений. При этом перед компанией определенно формируются задачи иного уровня, с которыми ее специалистам еще не приходилось сталкиваться в полной мере. Ведь теперь состояние рынка нужно будет отслеживать практически в режиме реального времени. Кроме того, возникает вопрос ответственности за принимаемые тарифные решения. Впрочем, для операторов и грузовладельцев тоже многое изменится, поскольку гибкость рынка значительно вырастет. Отметим, что отрасли в целом новации, принятые ФСТ, должны пойти на пользу.


Журнал "РЖД-Партнер", 8 октября 2012 г.


Возврат к списку