Совет государственных связей

ГУДОК: Вчера в Москве началось 69-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Традиционно основными темами рабочей встречи стали итоги работы объединённой сети, пассажирское сообщение, а также вопросы взаиморасчётов между железнодорожными администрациями.

Не повысишь — не поедешь

КОММЕРСАНТ: Грузоотправителям пришлось согласиться на рост тарифов ОАО РЖД

Несмотря на обещания ОАО РЖД отменить с 2019 года экспортную надбавку к тарифам в размере 8%, она может быть продлена до 2025 года, и на это согласились потребители. Исключение сделано для алюминия, субсидируемого из-за санкций, и нефтепродуктов, которые нужно вернуть на железную дорогу. Позиция рынка выглядит парадоксальной, но вызвана тем, что ОАО РЖД показало в финансовой модели брешь на 2 трлн руб., которая может напрямую повлиять на интересы грузоотправителей. В итоге около 300 млрд руб. дефицита монополия намерена покрыть за счет грузовых тарифов, а ФАС, по данным “Ъ”, готова ей в этом помочь.

Оперативная коррекция

04.10.2012

В оценках значения и возможных последствий данной меры единства нет. Впрочем, очевидно, что ситуация на рынке предоставления подвижного состава под погрузку в итоге достаточно серьезно изменится.
Напомним, что изначально соответствующий приказ ФСТ предоставлял ОАО "РЖД" право изменения вагонной составляющей тарифа при перевозках в парке ВСП в границах от 0,7 до 1,1 от базовых ставок при условии изменения структуры этого парка или его эксплуатационных показателей. Теперь компания сможет варьировать его в рамках данного коридора дифференцированно по родам грузов, направлениям и дальности перевозок с дополнительным учетом таких критериев, как колебания конъюнктуры, в том числе с учетом сегментации товарных рынков по географическим признакам. Указанные решения смогут приниматься РЖД не чаще одного раза в месяц.
Отметим, что парк ВСП, по мнению большинства специалистов, стал главным фактором, позволившим, с одной стороны, сгладить остроту дефицита подвижного состава, а с другой - обеспечить снижение, а затем и стабилизацию тарифов на его предоставление. Уже к началу весны все больше участников перевозочного процесса стали заявлять о профиците вагонов, и, собственно, анализируя итоги лета, можно сказать, что повторения сценария 2011 года удалось избежать.
Правда, все имеет свою цену, и для компании обеспечение стабилизации на сети оказалось достаточно дорогим удовольствием. Полгода эксплуатации парка ВСП принесли ОАО "РЖД" порядка 3,6 млрд руб. убытка. Впрочем, как отмечают в компании, два оставшихся летних месяца были более позитивными, и сегодня определенные изменения к лучшему позволяют предположить, что экономическая эффективность работы с привлеченными вагонами будет возрастать. В немалой степени этому должны способствовать новые возможности, делегируемые РЖД в соответствии с новой редакцией приказа ФСТ № 444-т/4.
Тем не менее значение этого решения ФСТ гораздо масштабнее. Вопрос не в том, дорого или дешево привлекается вагон, находящийся под управлением перевозчика, а в том, что цена его предоставления является неким инструментом обеспечения баланса интересов. Как уже не раз отмечалось в наших публикациях, с технологической точки зрения парк ВСП свою задачу выполнил, но адекватного изменения рыночной среды в условиях практически замороженных тарифов для привлеченных вагонов не произошло. А это, в свою очередь, продуцирует риски деформации системы взаимоотношений между участниками перевозочного процесса, когда стимулов к поиску компромиссов у определенной части грузовладельцев и собственников подвижного состава явно недостаточно. В итоге вместо прямого взаимодействия мы периодически сталкиваемся с попытками решить экономические вопросы политическими методами.
В этой связи очевидно, что повышение гибкости в тарифной политике можно признать следующим шагом на пути построения цивилизованных рыночных отношений. При этом перед компанией определенно формируются задачи иного уровня, с которыми ее специалистам еще не приходилось сталкиваться в полной мере. Ведь теперь состояние рынка нужно будет отслеживать практически в режиме реального времени. Кроме того, возникает вопрос ответственности за принимаемые тарифные решения. Впрочем, для операторов и грузовладельцев тоже многое изменится, поскольку гибкость рынка значительно вырастет. Отметим, что отрасли в целом новации, принятые ФСТ, должны пойти на пользу.


Журнал "РЖД-Партнер", 8 октября 2012 г.


Возврат к списку