Украинским колесам не покатило

Украинским колесам не покатило Как выяснил “Ъ”, несмотря на резкий взлет цен на железнодорожные колеса в последние два года, ОАО РЖД и Минтранс поддерживают антидемпинговую пошлину на колеса украинского «Интерпайпа», действие которой может возобновиться 1 июня. Операторы вагонов просят не возвращать пошлину, отмечая, что цена колес остается высокой. Участники рынка при этом считают, что даже пошлина не позволит выдавить «Интерпайп» с российского рынка. Эксперты же ожидают снижения цен, прогнозируя, что профицит колес превысит 20% в этом году.

ОАО РЖД не видит смысла в многоугольности

22.05.2020

Монополия планирует возить на восток более рентабельные грузы

ОАО РЖД, ожидая падения погрузки на сети по итогам года в 5% и грузооборота на 7%, фиксирует снижение перевозок наиболее массового груза — угля. Впрочем, эти перевозки остаются нерентабельными — в этом году они, по оценкам монополии, принесут ей не менее 54 млрд руб. убытка. На этом фоне ОАО РЖД не собирается расширять практику соглашений по фиксированным объемам поставки на восток с угольными регионами по модели Кузбасса. В монополии считают, что сейчас на рынки Азии переориентировались потоки более рентабельных грузов, которые могут претендовать на дефицитные мощности Восточного полигона.

ОАО РЖД пока придерживается сценария, предполагающего падение погрузки по итогам года на 5%, сообщил заместитель гендиректора ОАО РЖД Алексей Шило. «У нас есть несколько вариантов, как мы могли бы "упасть". Есть вариант на 11%, есть — на 15%, это будет зависеть от того, как ситуация в экономике в целом, не только у нас в стране, будет развиваться,— пояснил он.— Себе пока за базовый вариант мы берем снижение погрузки на 5% и грузооборота практически на 7%». Наибольшее снижение в мае, по словам господина Шило, показывает наиболее массовый груз на сети, уголь – более 11%. «Пока мы точно не можем определить глубину этого падения, но могу сказать, что неделя к неделе перевозки каменного угля у нас постепенно снижаются», — поясняет он.

При этом, по оценке господина Шило, скидки в 12,8%, введенные ОАО РЖД для экспорта угля на Северо-Западном и Южном направлении, работают.

В мае объем перевозок угля по этим направлениям растет на 5% и 14% соответственно, что вызвано несколькими факторами. «Первое – изменение курса рубля, — говорит господин Шило. Еще три месяца назад дефицит, который нужно было компенсировать компаниям для того, чтобы через южные порты страны ехать в страны Юго-Восточной Азии (ЮВА), был существенно выше, чем сейчас. Сейчас он нивелирован курсом. Второе – затраты на вагоны. Если еще три месяца назад цена держалась в районе 1400–1500 руб. за вагон в сутки, то сейчас средняя цена на рынке – 950 руб., а некоторые компании предлагают полувагон по цене 800 руб. И, собственно, скидка с тарифа, предоставленная ОАО РЖД».

"Пока за базовый вариант мы берем вариант снижения погрузки на 5% по году и грузооборота практически на 7%",- Алексей Шило, замгендиректора ОАО РЖД, 21 мая.

При этом компания не видит спада перевозок угля на Восток, несмотря на снижение цен на экспортных рынках Азии, и не ожидает его, говорит Алексей Шило. ОАО РЖД выполняет обязательства по мартовскому соглашению по вывозу на Восток угля из Кузбасса, сообщает он, но предлагать подобные соглашения другим угольным регионам компания не планирует: это невыгодно. «Сейчас многие экспортеры – не только угольной продукции, но и всей остальной — сориентировались по направлению на Восток», — пояснил господин Шило. Так, отметил он, в апреле компания нарастила передачу по ключевому стыку Западно-Сибирской и Красноярской железных дорог (через Мариинск и Междуреченск) на 5,3%, но основной вклад в это вносит не уголь, а другие группы грузов – черные металлы (ростом на 22,7%), грузы в контейнерах (19,9%), химикаты (17%). «Сегодня на Восток поехали те грузы, которые раньше были ориентированы на другие рынки. В этой связи брать на себя дополнительные обязательства практически невозможно», — отметил он.

Перевозки угля остаются убыточными для ОАО РЖД.

«За прошлый год наши убытки оцениваются в 54 млрд руб., думаем, что не сильно ситуация поменяется и в этом году», — отметил господин Шило. При этом ОАО РЖД возлагает большие надежды на субсидирование перевозок угля государством (см. “Ъ” от 19 марта). Глобальную задачу по созданию конкурентоспособной транспортной цепочки для географически не самым удачным образом расположенных угольных компаний одними тарифами не решить, говорит Алексей Шило: «Когда мы начинали обсуждать с угольщиками в феврале этот вопрос, при той цене угля и тех транспортных затратах мы должны были полностью обнулить свой тариф и заплатить еще $2 угольным компаниям, чтобы они поехали на Запад». Нужно, чтобы все участники транспортной цепочки «подвинулись» в части стоимости своих услуг, говорит он, но общих сил может и не хватить. Поэтому, отмечает он, субсидию нужно дальше продолжать обосновывать на уровне Минэнерго и как можно скорее предоставить.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что снижение цен на уголь на рынках Азии, хотя и не приведет к снижению экспорта угля в этом направлении, но несколько снизит ажиотажный спрос на провозные мощности со стороны угольщиков, что позволит ОАО РЖД заниматься системной работой по привлечению более доходных грузов и содействовать операторам в обеспечении обратной загрузки.

______
Наталья Скорлыгина
https://www.kommersant.ru/doc/4350630



Возврат к списку