Ж/д операторы ответили Минтрансу про расчеты потерь по ТОР, оценив их в 23 млрд руб в год

ПРАЙМ: Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) видит в приказе Минтранса России по текущему отцепочному ремонту (ТОР) грузовых вагонов новый вид платы и оценивает потери в 23 миллиарда рублей в год, говорится в письме организации в министерство, с копией которого ознакомилось РИА Новости.

Регуляторная гильотина затупилась

31.08.2020

Правильная задумка рискует быть испорчена плохой реализацией

Когда в мае на фоне резкого карантинного охлаждения экономики представители нескольких отраслей российского бизнеса обратились к президенту с просьбой ускорить старт регуляторной гильотины, эта мера казалась не просто оправданной, но единственно правильной. Производство мер поддержки бизнеса, поставленное правительством на конвейер этой весной, было явно недостаточным, а то и вовсе номинальным. Вспомним хотя бы, как некоторые представители строительной индустрии сетовали, что вожделенное вхождение в списки системообразующих компаний скорее добавило им документарной работы, чем принесло видимую пользу.

Инициированный в мае Владимиром Путиным план восстановления экономики после мытарств в правительственных кабинетах завис в администрации президента. Там наверняка думают, как выйти из этой истории, не потеряв лица. Видимо, документ сильно утратил в актуальности. Дело не только в подоспевших данных о спаде в экономике за полугодие, но и в переоценке бюджетных трат из-за возросших внешнеполитических рисков. Не унимающийся белорусский бунт и свалившаяся, как летний снег в Омске, история с отравлением Навального могут пролиться на Россию новыми санкциями – и уже пролились ослаблением рубля к основным валютам.

На этом зыбком фундаменте регуляторная гильотина представлялась лекарством стопроцентного положительного действия. На выходе из карантина бизнес, не обремененный проверками и выполнением ненужных предписаний, должен восстанавливаться быстрее. Эта аксиома, однако, была подвергнута сомнению.

Оказалось, что скорость усекновения излишних и устаревших нормативов прямо пропорциональна введению новых правил. И далеко не всегда эти новые правила соответствовали базовому принципу реформы контрольно-надзорной деятельности – не усложнять жизнь бизнесу, но упрощать ее.

В начале августа руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко отчитался перед президентом о выполнении плана по отмене нормативно-правовых актов: 8000 из запланированных 11 000, или 73%. Приходящие на смену упраздненным нормативные акты попадают в сито рабочих групп по регуляторной гильотине. И вот тут возникла проблема: далеко не всегда федеральные органы исполнительной власти готовы мириться с новой процедурой принятия решений. Значительная часть нормативно-правовых актов пошла в обход гильотинного фильтра.

В последние недели участились скандалы вокруг ведомственных приказов, не прошедших экспертизу созданных при участии Аналитического центра при правительстве рабочих групп, но тем не менее поданных на регистрацию в Минюст.

Вот на днях президент РСПП Александр Шохин попросил Минюст отказать в регистрации приказа Минприроды об утверждении методики нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. За скучным названием – гигантские траты предприятий, находящихся в низовьях рек, и столь же большая экономия средств теми, кому посчастливилось стоять ближе к истокам.

А вот приказ Минтранса о правилах текущего отцепочного ремонта вагонов, который не решает многолетнюю проблему фиктивных браковок и, более того, лишает монополиста мотивации сохранять в исправном состоянии вагон в процессе перевозки. Все это дополнительно усугубит и без того острые проблемы с пропускной и провозной способностью сети, того же БАМа. О совокупности рисков и негативных последствий для рынка перевозок от принятия этого приказа сообщила ФАС в Минюст. Антимонопольный регулятор указал, что тариф РЖД на перевозку уже учитывает все те сборы, которые вводит Минтранс с нарушением своей компетенции. Иными словами, своим приказом Минтранс обязал клиентов РЖД заплатить монополии дважды.

Оба примера объединяет то, что ведомственные приказы не прошли рабочие группы по регуляторной гильотине. В случае с вагонами решение было согласовано только одной из двух «гильотинных» групп. Неудивительно, что именно эту группу возглавляют представители разработчика приказа и его бенефициара – Минтранса и РЖД. В случае же с вредными сбросами Минприроды и вовсе протащило приказ мимо рабочей группы вопреки процедуре. И если бы не организация Шохина и не реакция ФАС, очевидно вредные и коррупциогенные нормативные акты были бы зарегистрированы и вступили в силу.

Осенью 2019 г. правительство России сформировало четыре десятка рабочих групп по регуляторной гильотине, интегрировав в них 700 отраслевых экспертов. Такое правильное начинание призвано упредить любой волюнтаризм чиновников. Но министерские нормотворцы позволяют себе не обращать внимания на гильотинный фильтр.

«Взбесившийся принтер», который включили отдельные министерства и ведомства, затупляет регуляторную гильотину, лишая ее полезных свойств для бизнеса и экономики. Ручное вмешательство бизнес-ассоциаций и ФАС становится систематическим, что говорит о растущем масштабе проблемы.

Регуляторная гильотина все еще может стать той полезной пилюлей, которая при прочих равных условиях даст бизнесу дополнительные ресурсы пережить кризис. Для этого правильная задумка не должна быть на корню задушена такой практикой реализации.

______
Глеб Простаков, советник компании «Кесарев консалтинг»
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/08/30/838212-regulyatornaya-zatupilas



Возврат к списку