Ж/д операторы ответили Минтрансу про расчеты потерь по ТОР, оценив их в 23 млрд руб в год

ПРАЙМ: Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) видит в приказе Минтранса России по текущему отцепочному ремонту (ТОР) грузовых вагонов новый вид платы и оценивает потери в 23 миллиарда рублей в год, говорится в письме организации в министерство, с копией которого ознакомилось РИА Новости.

Вагоны поджимают колеса

10.09.2020

Операторы забирают парк в собственность 

Рейтинг железнодорожных операторов за тяжелое для отрасли первое полугодие 2020 года не претерпел изменений, хотя расценки и грузовая база продолжают падать. В условиях, когда ставки находятся стабильно ниже лизинговых платежей в сегменте полувагонов и нефтеналивных цистерн, операторы, у которых есть свободные средства, активно выкупают подвижной состав из лизинга. В наиболее тяжелой ситуации оказались те участники рынка, у которых в лизинге находится весь парк.

Железнодорожные операторы закончили первое полугодие на фоне коронакризиса, спада погрузки на 4,5% и тревожных экономических прогнозов не так плохо, как можно было бы ожидать. Как следует из рейтинга INFOLine Rail Russia Top за первое полугодие, в общей сложности 35 крупнейших операторов перевезли 516,8 млн тонн, что лишь немногим больше прошлогодних 519,5 млн тонн, а суммарный грузооборот даже вырос на 2,9%, до 1069,5 млрд тонно-км.

Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина улучшила свои позиции, обойдя лидера рейтинга Федеральную грузовую компанию (ФГК, входит в ОАО РЖД) по грузообороту, который, согласно рейтингу, у ФГК упал на 23%, отражая сокращение объема перевозок угля, наиболее дальнего массового груза. Перевозки угля в целом по сети ОАО РЖД за первое полугодие сократились на 10,1%, опережая общий спад погрузки.

Но в целом лидеры рейтинга не изменились: ФГК по-прежнему занимает первое место, ПГК — второе, на третьем — Globaltrans.

«Пандемия коронавируса, замедление экономической активности и сокращение грузовой базы отразились на работе всех операторских компаний в первом полугодии,— говорят в ПГК.— Это видно по общему объему погрузки на железной дороге. Тем не менее сейчас ситуация на сети улучшается, так как многие отрасли восстанавливаются после снятия ограничений». В компании отмечают, что конкурируют не только с другими операторами, но и, например, с автотранспортными компаниями, речным флотом в сезон навигации.

Вместе с тем ситуация с погрузкой и профицитом парка на сети остается тревожной. В августе спад погрузки заметно замедлился, составив лишь 0,8% к августу минувшего года и 4% накопленным итогом, но в сентябре ОАО РЖД ожидает сокращения погрузки на 2%, по итогам года — все еще на 5%.

Замгендиректора монополии Алексей Шило говорил 7 сентября, что грузы, которые занимают наибольший объем в погрузке, не растут: тяжелая ситуация с нефтепродуктами (падение на 10%), с черными металлами (на 12%) и с углем. Хотя, отметил он, по углю в основном речь идет о внутрироссийских перевозках, по экспорту «уже второй месяц подряд небольшой рост на уровне 1%». Как пояснял в августе первый заместитель главы ОАО РЖД Вадим Михайлов, на уровень 2019 года погрузка, возможно, выйдет лишь после 2021 года.

Кризис и профицит парка нанесли серьезный удар по железнодорожному сегменту: по оценкам ИПЕМ, потери операторов за март—июль составили 58,4 млрд руб., монополии — 28 млрд руб.

Первое полугодие было для операторского рынка крайне сложным, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Осенью возможно некоторое улучшение, поскольку в августе погрузка перестала падать так сильно, как раньше, но финансовые ресурсы игроков ограниченны: ставки аренды и доходность оперирования полувагонами и нефтеналивными цистернами находится устойчиво ниже лизингового платежа.

В этой ситуации, говорит эксперт, игроки, имеющие финансовые ресурсы, выкупают вагоны из лизинга — так, в частности, сделали СУЭК и «Новотранс». Под наибольшим давлением оказались компании, у которых весь парк в лизинге и аренде (собственный парк в такие периоды выступает своеобразным демпфером), в первую очередь «Модум-Транс», у которого половина парка в финансовом лизинге, половина — в операционном. С этим и связаны слухи о возможной сделке по передаче парка «Модум-Транса» «Трансойлу», отмечает господин Бурмистров. “Ъ” обе стороны факт подготовки к сделке опровергли.

______
Наталья Скорлыгина
https://www.kommersant.ru/doc/4484548


Возврат к списку