УВЗ соберет конкурентов в тележку

КОММЕРСАНТ: после перехода в собственность «Ростеха» Уралвагонзавод (УВЗ) радикально пересмотрел правила работы с другими российскими вагоностроителями, что может серьезно сказаться на их работе. УВЗ, получавший крупные госгарантии и субсидии, активно распространявший свои технологии в отрасли и до недавних пор очень лояльный к партнерам, теперь тотально отзывает и перезаключает на более жестких условиях лицензии на свою инновационную тележку. Она дает право на большую скидку на порожний пробег и субсидии. Параллельно завод начал пересмотр лицензий на самую массовую тележку, на которой сейчас базируется 85% всего парка вагонов.

Путин поручил проработать возможность долгосрочных тарифов на грузовые ж/д перевозки

ТАСС: Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ представить предложения по установлению долгосрочных тарифов на железнодорожные грузоперевозки. Как сообщает сайт Кремля, такое поручение глава государства дал по итогам заседания президиума госсовета, состоявшегося 6 сентября.

Операторам показали ценовой ориентир

ГУДОК: Стоимость аренды вагонов будет учтена торговыми площадками

Электронная торговая площадка Rail Commerce на этой неделе запустит индекс стоимости полувагона, который по замыслу руководства ресурса должен помочь грузоотправителям и операторам ориентироваться в цене аренды подвижного состава. Как пояснил «Гудку» член Совета директоров Rail Commerce Сергей Горский, индекс стоимости полувагона будет рассчитываться на основе конкретных сделок по покупке услуг, совершённых на площадке.

Не просто сменить - улучшить

15.10.2012

К декабрьскому заседанию правления ОАО "РЖД" руководителям региональных центров корпоративного управления (РЦКУ) предстоит сформулировать амбициозные планы повышения эффективности работы дорог.
Такая задача была поставлена первым вице-президентом ОАО "РЖД" Вадимом Морозовым по итогам выездного совещания первых заместителей начальников дорог во Владивостоке, Чите и Иркутске, посвященного организации и эффективности системы управления на сети. По его словам, у компании больше нет времени мечтать о длительных периодах решения актуальных задач. Демонстрировать реальную работу придется уже в первые месяцы 2013 года.
В ходе совещания члены правления ОАО "РЖД" и представители центральных дирекций говорили о том, что сформированные в начале октября РЦКУ не просто пришли на смену дорогам, модернизировав прежние схемы управления. Они обязаны существенно улучшить эксплуатационные показатели.
Что особенно актуально в условиях непростой обстановки, сложившейся на сети сегодня. "Чтобы получить положительный результат от реформы, в регионах предстоит реально вникнуть в ее основные принципы и возможности, как следует освоить непростую науку управления", - отметил первый вице-президент компании.
Как уже сообщал "Гудок", пилотная работа Октябрьской дороги по новым методам управления доказала свою эффективность, ее опыт будет тиражирован на всю сеть. Однако не все еще научились работать в формате РЦКУ. Это как раз и продемонстрировало выездное совещание.
Все три дня, разбитые тематически на несколько групп, первые заместители начальников дорог - РЦКУ выступали с докладами. Говорили они и о возможностях повышения результативности своей работы, расширенных новых полномочиях. При этом они касались и функционирования центров управления инфраструктурой, тягой, созданных совсем недавно. Возможно, именно недолгий срок работы таких вертикалей не позволяет уже сегодня реализовывать их плановую эффективность.
В первые два дня выездного совещания на повестку дня ставились в основном вопросы совершенствования взаимодействия РЦКУ с самыми разными субъектами - начиная от региональных дирекций ОАО "РЖД" и заканчивая региональными властями и крупными представителями бизнеса. Например, дальневосточными портами.
В случае с портовиками главной темой дискуссии стало повышение эффективности перевозок в условиях инфраструктурных ограничений. Начальник Дальневосточной дороги - РЦКУ Михаил Заиченко рассказал, что самая восточная магистраль сети еще до октября имела наработки по увязке портовой и железнодорожной инфраструктуры. Кроме того, в планах было и развитие ванинского направления, создание информационной системы транспортного обслуживания компании, оптимизирующей работу с портами.
Как скоро все это будет реализовано в формате РЦКУ, судить рано. Однако руководству ДВЖД это не мешает ставить очередные задачи - специализации портов, равномерности погрузки, что облегчило бы наиболее загруженные участки. Правда, для их решения могут потребоваться значительные инвестиции, которых у дороги нет. Дополнительные средства необходимы и для развития станции Смоляниново. В сутки здесь заложено до 40 "ниток" графика, но уже сегодня приходится пропускать 43-44.
Во Владивостоке выяснилось, что вопросы, связанные с деятельностью портов Дальнего Востока, во многом уже звучали в Геленджике, где в сентябре прошел Научно-технический совет ОАО "РЖД". "Многое из того, что там наработали, полностью соответствует проблемам и задачам Дальневосточного региона", -отметил Вадим Морозов. Например, в Минтранс уже отправлено предложение по созданию информационно-логистического центра в форме автономной некоммерческой организации, обеспечивающей совершенствование взаимодействия портов и дороги в Южном регионе. Эта идея во многом созвучна с тем, что говорили руководители Дальневосточной.
Кроме того, до 1 марта 2013 года специалисты Северо-Кавказской собираются направить в Минтранс проект нормативноправового акта, определяющего порядок взаимодействия участников перевозок на всех его этапах в рамках создаваемого центра. Это поможет регулировать логистику если не законом, то хотя бы подзаконным актом. Как отметил Вадим Морозов, Дальневосточному РЦКУ нужно использовать идеи Северо-Кавказской. Этот опыт окажется полезным и для Октябрьской.
Заседание в Чите посвящалось в основном выстраиванию взаимодействия с вновь образующимися региональными дирекциями.
В том числе с полностью сформированной к 1 октября Центральной дирекцией инфраструктуры. Также обсуждалось формирование наряд-заказов, внедрение на уровне компании механизмов взаимной финансовой ответственности между филиалами, дирекциями, ДЗО за выполнение основных показателей.
При этом было отмечено, что эксплуатационная работа на Забайкальской организуется сегодня не лучшим образом. И что многие проблемы может разрешить как раз более активное участие в них первого заместителя начальника дороги. По словам начальника Зав ЖД Сергея Иванова, к 1 января здесь ожидают около 1000 км просроченных капремонтом путей, из которых 300 км - на железобетоне, отлежавшем порядка шести лет. Недорабатывает Забайкальская и по показателям безопасности.
Впрочем, как удалось выяснить по итогам поездки на все три восточные дороги, эта проблема свойственна и Дальневосточной, и даже Восточно-Сибирской. Увеличение количества событий к прошлому году составило примерно 20-22%. В такой ситуации как раз и может помочь выстраиваемое взаимодействие между РЦКУ и дирекциями инфраструктуры. Однако делать это нужно, что называется, с умом: не стоит бросаться на задачу с закрытыми глазами и создавать все новые и новые регламенты взаимодействия.
Прежде всего стоит обратиться к уже существующим. Например, к распоряжению президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина от 31 октября 2011 года, в котором утверждается единая целевая модель железной дороги как регионального центра корпоративного управления.
"Здесь подробно расписаны все необходимые положения: кто во взаимоотношениях между дирекциями и РЦКУ за что отвечает, каковы при этом роль, функции и задачи магистрали и т.д. Другое дело, если есть необходимость в уточнении отдельных элементов взаимоотношений", - отметил Вадим Морозов.
В Иркутске большое внимание уделили опыту работы центров управления содержанием инфраструктуры (ЦУСИ), центров управления тяговыми ресурсами (ЦУТР) и дорожных центров управления перевозками (ДЦУП), а также перспективам и сложностям их взаимодействия с РЦКУ. Предпосылками создания этих структур стали известная потеря должной управляемости при образовании новых вертикалей и отсутствие мотивации региональных дирекций в достижении наилучших результатов в масштабах всей компании
Представители Восточно-Сибирской продемонстрировали гостям с других магистралей работу своих ЦУСИ и ЦУТРа. Подобные структуры существуют не на всех дорогах, поэтому делегаты с большим интересом изучали их опыт, задавали вопросы.
При этом сидевшие в окружении многочисленных мониторов сотрудники не всегда могли ответить на поставленный вопрос. Как выяснилось, не все еще научились работать с такой техникой. Кому-то по-прежнему привычнее пока трудиться по старинке, с бумажками, непросто менять годами наработанные навыки. В то же время один из представителей отраслевой науки предположил в беседе с корреспондентом "Гудка", что дело может быть и в другом - не совсем удобно пользоваться новинкой и сегодня необходимо особое внимание уделить удобству разрабатываемого программного обеспечения.
В помещение Центра управления тяговыми ресурсами Восточного полигона участники совещания попали сразу, как оставили ЦУСИ: оба центра в одном здании.
Как рассказал его начальник Артем Власенский, переломным моментом при повышении эффективности управления стало для ЦУТРа 1 сентября. Именно тогда здесь перешли на полигонную зону ответственности диспетчерского аппарата. И уже сегодня максимально стерты грани междорожных стыков, а участки работы обусловлены прежде всего технологией работы локомотивов. Результат есть. Если сравнить с 2011 годом, сходы с кольца в границах полигона сократились на 24%, в том числе по причине отцепки на неплановый ремонт на 75% и на 60% из-за нарушений межремонтных нормативов.
Сократилось количество отцепок грузовых электровозов с перепробегом на 82%. Более чем вдвое уменьшилось и содержание на внеплановом ремонте. Этого удалось добиться за счет перераспределения машин между ремонтными депо в зависимости от их загрузки, устранения неисправностей по месту их возникновения, а также увеличения горизонта планирования отцепок до трех суток. Как отметил Артем Власенский, среднесуточная производительность электровоза в границах полигона в конце сентября оказалась выше того, что требовало задание, на 54 тыс. ткм брутто. Средний вес поезда тоже значительно увеличен.
В числе недостатков технологии Артем Власенский назвал остановку транзитных поездов назначением на Китай для смены локомотива по станции Иркутск.
"С электрификацией линии до станции Борзя предлагаем выполнять техобслуживание на ней. Для этого предстоит обеспечить ее необходимыми запчастями и оборудованием", - отметил он. В таком случае станции Карымская и Иркутск-сортировочный поезда будут проследовать без смены локомотива, что упросит на сегодня непростое по ним движение.
Но оказалось, что это не единственный недостаток. Например, чуть ли не на 6 км снизились за год участковая и техническая скорости. Да и простой на станциях не обнадеживает. Начальнику Центра управления тяговыми ресурсами Восточного полигона посоветовали пригласить представителей отраслевой науки и прилагать больше усилий в устранении просчетов.
Первый вице-президент ОАО "РЖД" отметил, что полученный эффект снивелирован основными показателями. Он подчеркнул важность темы несоответствия результата от экономии, бережливого производства и тех дополнительных затрат (штрафов за тот же простой вагонов), которые случаются из-за ошибок железнодорожников.
Вадим Морозов напомнил, что на поддержку отдельных проектов компания тратит просто баснословные суммы, а в отчетности не видит их возврата.
"Нам нужны не эффектные доклады, а эффективная работа", - подчеркнул Вадим Морозов.
Первый вице-президент отметил, что на БАМе в сторону Ванина стоит шесть десятков "брошенных" поездов. Причина - в нехватке тяге. А тягу координирует ЦУТР Восточного полигона.
И не случайно, что на прошедшем одновременно Координационном совете начальников железных дорог при президенте ОАО "РЖД" остро поднимался как раз кадровый вопрос - о личной подготовке и переподготовке руководящих работников.
Ведь новая система управления и другие вызовы времени требуют адекватного мышления и способностей.


Газета "Гудок", 15 октября 2012 г.


Возврат к списку