ФАС рвется в машинисты

ГАЗЕТА.RU: Федеральная антимонопольная служба намерена вновь установить контроль над рынком железнодорожных операторов. Однако правительство проявляет взвешенную позицию к предложениям службы, оставляя бизнесу и регуляторам право на совместную проработку решений.

Точечный дефицит полувагонов, на который осенью пожаловались производители соли, хлеба, щебня, а также потребители угля, стал поводом для ряда предложений от Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Их принятие может кардинально изменить структуру рынка железнодорожных перевозок и сделать ФАС его главным регулирующим органом, чего служба добивается уже не первый год. Однако это противоречит основной функции ФАС – способствовать развитию конкуренции.

Контейнер в портфеле

РБК: Структуры Романа Абрамовича и Александра Абрамова приобрели долю "Трансконтейнера". Новыми акционерами крупнейшего российского контейнерного железнодорожного оператора стали Роман Абрамович и Александр Абрамов. Аналитики полагают, что это портфельная инвестиция и бизнесмены перепродадут свою долю.

В «Трансконтейнер» поместились еще двое

КОММЕРСАНТ: Роман Абрамович и Александр Абрамов приобрели 24,5% крупнейшего в РФ контейнерного оператора «Трансконтейнер» за 14,7 млрд руб. у близкого к ОАО РЖД НПФ «Благосостояние». На фоне обсуждений механизмов продажи принадлежащего монополии контрольного пакета «Трансконтейнера» появление новых инвесторов стало неожиданностью для рынка. Собеседники “Ъ” и эксперты разошлись во мнениях о целях данной сделки. Высказываются и версия покупки в личных интересах с возможным увеличением доли в компании, и предположение о перепродаже пакета — как с целью заработать, так и в рамках договоренностей с неизвестным пока бенефициаром.

Пенсионные деньги отойдут РЖД

12.10.2012

Министр Андрей Белоусов отправил первому вице-премьеру Игорю Шувалову перечень проектов, требующих привлечения заемного капитала в размере почти 800 млрд руб., которые можно было бы реализовать в 2013 - 2015 гг.
Президент Владимир Путин торопил специалистов с подготовкой предложения о том, как и в какие инфраструктурные проекты направить 2 трлн руб., которые образовались на накопительных счетах будущих пенсионеров. Минэкономразвития план освоения денег будущих пенсионеров написало (документ оказался в распоряжении агентства "Финмаркет").
Поделить эти деньги предлагается между остро нуждающейся в них монополией РЖД, энергетиками и коммунальщиками. Ранее Минэкономразвития представило по тому же адресу первую часть плана освоения финансов из карманов завтрашних пенсионеров. Там получателями тоже назывались РЖД плюс двое других нуждающихся - "Газпром" и "Росавтодор". Вместе два плана тянут примерно на 1,5 трлн руб. Примерно столько пенсионных денег лежит на счетах в ВЭБе (председатель наблюдательного совета - Владимир Путин), а остальные подконтрольны разным НПФ и УК. Это не мешки с деньгами, а записи в компьютерных файлах. Куда и как гоняют по сети деньги - разобраться трудно. Но время от времени ВЭБу приходится писать отчеты о своей финансовой деятельности и, что самое противное, отражать движения капиталов и по международным стандартам. Чем больше их скапливалось, тем больше и мороки с отчетами. Минтруд предлагал просто отменить накопительную часть - и концы в воду. Но президент В. Путин не любит таких топорных решений. Он еще в начале лета оговорил, что ради блага будущих пенсионеров деньги надо вкладывать в инфраструктурные проекты.
Как бы убить двух зайцев.
И что-то нужное построить или отремонтировать. И прибыль с этих инвестиций получить для Пенсионного фонда в том числе. Трезвые эксперты сомневались, что это возможно, что вкладывать окажется выгоднее не, скажем, в нефтянку (в прибыльные компании пенсионные деньги никто не пускал, не пускает и пускать не собирается).
Теперь предлагается такой механизм. ВЭБу надо разрешить приобретать так называемые инфраструктурные облигации, которые уполномоченная госструктура будет выпускать по конкретным проектами. Доходность по бумагам предлагается защитить долгосрочными тарифами, которые установит государство.
Агентство "Финмаркет" приводит краткое изложение пунктов плана Белоусова.
1. Больше всех могут получить железнодорожники. За три года они рады потратить 437 млрд руб. На 137 млрд руб. РЖД хочет построить и реконструировать несколько железнодорожных веток (в том числе на Уренгой и до Усть-Луги - границы с Эстонией), 300 млрд готовы быстро истратить на обновление 10% локомотивного парка компании.
2. На втором месте по запросам - энергетики. ФСК ЕЭС хочет получить на развитие электроэнергетики 160 млрд руб. Около 60 млрд руб. просит "РусГидро".
3. Электросетевые компании по всей стране, в том числе МОЭК в Москве и области, а также "Ленэнерго" в СанктПетербурге и Ленинградской области, готовы освоить 84 млрд руб., вложив их в реконструкцию электрических сетей.
4. В реконструкцию сетей теплоснабжения четырех городов предлагается вложить 20 млрд руб., в том числе в отопление Санкт-Петербурга - 12 млрд. По 3 млрд руб. запрашивают теплоснабжающие компании Перми и Челябинска, 2 млрд - Красноярска. Компания "Квадра" на реконструкцию теплосетей 11 городов центра России готова взять 8 млрд руб.
5. 26 млрд руб. из пенсионных накоплений предлагается пустить на реконструкцию систем водоснабжения и канализации в пяти российских областных центрах:
8 млрд руб. хочет освоить Санкт-Петербургский водоканал; по 3 млрд - для Воронежа, Твери и Тюмени просит коммерческий оператор "Росводоканал", принадлежащий "Альфа-Групп"; крайне нуждается в деньгах Калужский областной водоканал, который власти региона весной этого года выкупили у "Росводоканала". На его реконструкцию запрашивают 15 млрд руб.
Потенциальные заемщики выражают готовность взять кредиты на 20 - 35 лет под 11 - 12% годовых. Самые большие выгоды обещает проект железной дороги на Уренгой - норму доходности 21%. Дорога из Петербурга в Эстонию - 18% годовых. Эти проекты окупятся за девять и восемь лет соответственно. Минимальную доходность в 7% РЖД гарантирует по программе обновления парка локомотивов.
В письме к И. Шувалову А. Белоусов так увлекся проектом, что заговорил даже про возможность того, что новые облигации смогут заинтересовать и негосударственные пенсионные фонды. Правда, он быстро опомнился и оговорился, что на первых порах спрос на облигации может гарантировать только ВЭБ.
Это правильно. У ВЭБа есть стимул куда-то распихать деньги с накопительных счетов, чтобы в очередном финансовом отчете было, что писать. Отчетность важнее прибыльности. У НПФ чаще другая мотивация - прибыль. Но здоровый человек в России (и за ее пределами) вряд ли поверит обещаниям РЖД или коммунальщиков эту прибыль обеспечить.
Как предлагает Минэкономразвития обеспечить доходность инвестиций?
Во-первых, предоставить по новым облигациям государственные гарантии.
Это сомнительно, так как встанет на дыбы Минфин, понимая, что ему придется оплачивать из многострадального бюджета мечты Минэкономразвития (и реальные доходы конкретных исполнителей проектов).
Во-вторых, "перейти к долгосрочному регулированию тарифов" на услуги выпускающих облигации монополистов. Плата за их товары и услуги должна гарантировать "возвратность инвестиций с установленной нормой доходности (метод RAB)".
Это тоже представляется невозможным из-за той низкой покупательной способности людей, которая перестала расти. Вот пробовали РЖД в начале лета поднять плату за проезд на электричках, так народ стал перекрывать движение в знак протеста. Чем все закончилось? Казна добавила РЖД субсидий.
В общем, все прочие "технические" предложения Минэкономразвития по выпуску облигаций представляются уже несущественными, если невозможно гарантировать доходность по ним.
Эксперты говорят, что частные инвесторы в такие облигации не пойдут, ни свои, ни заграничные. Даже под государственные гарантии - потому что нет у них веры в то, что кредитоспособность нашего государства не снизится в ближайшие годы.
Глупо спорить с идеей вкладывать деньги в инфраструктуру - давно пора. Логично использовать механизм инфраструктурных облигаций. Только не стоит обещать доходность в 11 - 12% годовых, этому никто не поверит, кроме ВЭБа.
Эксперты говорят, что приемлемым (и максимальным) уровнем доходности по гарантированным государством инфраструктурным облигациям может быть примерно такой: инфляция плюс 0,25 - 1%.


Журнал "Экономика и жизнь", 12 октября 2012 г.


Возврат к списку