Долги или плати

Долги или плати Комерсантъ: Борьба вокруг введения на железной дороге договоров «вези или плати» обостряется. Предложенный Минтрансом формат, который должен стать предметом обсуждения на президиуме правкомиссии по транспорту 26 марта, раскритиковали не только грузоотправители, но также Минэнерго и ФАС. Они указывают на несоблюдение баланса интересов сторон и ущемление грузоотправителей.

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД  РБК: Предоставление приоритета по вывозу груза в обмен на предоплату в адрес РЖД нарушает антимонопольное законодательство, считает ФАС. Эта идея Минтранса, по версии регулятора, ущемляет права в том числе малого и среднего бизнеса

Хочешь ехать в первом классе

Хочешь ехать в первом классе Комерсантъ: Правительство поменяет порядок вывоза грузов на восток. Собеседники “Ъ” в отрасли восприняли документ традиционно плохо. В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) рассказали, что считают предлагаемые Минтрансом изменения «искажающими принципы равнодоступности, публичности и недискриминационности перевозки».

Проездной для груза

23.03.2021

Проездной для груза

На сети РЖД расширят применение унифицированной накладной ЦИМ/СМГС

Министерство транспорта России предложило распространить действие Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) на несколько участков Калининградской и Октябрьской железных дорог, включая пути до Калининградского морского торгового порта и приграничные станции с Финляндией. Если решение будет принято, то при международных отправках здесь можно будет использовать единый перевозочный документ.
Результатом, как рассчитывают в Минтрансе, станет увеличение объемов перевозок в направлении Балтийского бассейна и открытие новых маршрутов Китай – Европа через Калининград. Законопроект, подготовленный Минтрансом, опубликован на федеральном портале нормативно-правовых актов regulation.gov.ru, его общественное обсуждение продлится до 2 апреля. Как следует из документа, КОТИФ предполагается распространить сразу на несколько участков Калининградской железной дороги: от станции Мамоново до станции Дзержинская-Новая, от станции Железнодорожный до станции Черняховск и от станции Калининград-Сортировочный до Калининградского морского торгового порта. Также положения конвенции планируют применить на приграничных с Финляндией территориях – от границы до станций Бусловская, Светогорск, Вяртсиля и Кивиярви.
Напомним, что при перевозках внутри Евро-Азиатского континента используются две различные правовые транспортные системы.

В странах Западной Европы действует КОТИФ – конвенция предусматривает оформление единой транспортной накладной ЦИМ при отправках морем или по железной дороге. В Организации сотрудничества железных дорог, куда помимо России входят страны пространства 1520, перевозки регулируются Соглашением о международном грузовом сообщении, соответственно, оформляется другая накладная – СМГС. Из-за этого расхождения при международных отправках, например на мультимодальных маршрутах из Китая в Европу транзитом через Россию по Новому шелковому пути, требуется дополнительное время на переоформление накладной, что замедляет доставку груза.

На отдельных участках российских железных дорог уже распространены положения КОТИФ, что позволяет использовать там единую транспортную накладную ЦИМ/СМГС. Первыми еще в 2009 году такую схему отработали на припортовых участках Октябрьской и Калининградской магистралей – от причалов паромных комплексов Усть-Луга и Балтийск до станций Лужская и Балтийск соответственно. В 2017 году КОТИФ распространили на участок Северо-Кавказской дороги – от станции Кавказ до одноименного порта.

Теперь в Минтрансе готовы расширить применение конвенции в России. Как уточняется в пояснительной записке к законопроекту, новые участки на Калининградской и Октябрьской железных дорогах выбраны после обращений от ОАО «РЖД» и правительства Калининградской области.

«КОТИФ логично распространять на те участки железной дороги, через которые непосредственно идут международные отправки в европейские страны, где действует эта конвенция. Для станций КЖД это актуально, поскольку отсюда грузы отправляются, в частности, в Германию. Использование норм КОТИФ облегчит оформление перевозочных документов. Распространение конвенции позволит оформлять накладную, которая соответствует требованиям как СМГС, так и КОТИФ», – пояснил «Гудку» заместитель начальника Правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев.

Как сообщил «Гудку» генеральный директор ЗАО «Линии Манн» Андрей Барков, вопрос о распространении правового регулирования ЦИМ на участок от путей необщего пользования Калининградского морского торгового порта до станции Калининград-Сортировочный был поднят еще в 2019 году, в преддверии начала мультимодальных перевозок по Новому шелковому пути через Калининградскую область. Тогда с соответствующим запросом к секретарю Межправительственной организации по международным железнодорожным перевозкам обратились через Минтранс ФРГ DB Cargo AG и морская контейнерная линия Mann Lines Multimodal. «Наличие единого мультимодального перевозочного документа необходимо для развития перевозок по проекту Новый шелковый путь от ж/д станции отправления в Китае до конечной станции в ЕС через Калининградскую область с использованием морского участка порт Калининград – порт Германии (Росток, Гамбург)», – отметил он.

Начальник Калининградского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Иван Беседин подтвердил, что на Калининградской дороге ждут положительного решения о распространении действия КОТИФ на новые участки магистрали, особенно припортовые пути. Следствием этого станет реальное сокращение времени на оформление перевозочных документов. Сейчас, по его словам, при мультимодальных перевозках приходится переоформлять накладную СМГС, по которой следует поезд, на коносамент для дальнейшей транспортировки морем. После того как начнут действовать положения КОТИФ, будет оформляться единый документ ЦИМ/СМГС, который распространяется также на морской участок пути. Соответственно, ускорится процесс передачи контейнера на судно и в обратном направлении.

«По единой накладной осуществляется мультимодальная перевозка в порту Балтийск, где уже действует КОТИФ. Мы там эту схему опробовали, убедились, что она работает эффективно, и считаем, что этот опыт должен быть тиражирован на другие наши порты», – отмечает Иван Беседин.

Отметим, что транзитные перевозки по Калининградской железной дороге набирают обороты. Как сообщила служба корпоративных коммуникаций КЖД, в январе 2021 года объем контейнерных перевозок на КЖД сообщением Китай – Европа увеличился в 10 раз – до 8,5 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера). При этом большая часть – 6,6 тыс. TEU – пришлась на мультимодальные маршруты, в этом сегменте зафиксирован рост в 34 раза. В начале марта был запущен новый маршрут – на станцию Калининград-Сортировочный прибыл первый контейнерный поезд из города Сианя (провинция Шэньси, КНР). Ранее в Калининградский морской порт прибыл еще один поезд из Сианя с грузом, предназначенным для Дании.

«Потенциал мультимодальных перевозок через станции КЖД и порт Калининграда далеко не исчерпан. При существующей инфраструктуре мы готовы в четыре раза увеличить объемы перевозок. У порта тоже есть потенциал – они могут кратно увеличить погрузку после некоторой модернизации», – заметил Иван Беседин.

Однако, как считает Андрей Барков, для раскрытия потенциала этого направления перевозок нужно принять еще одно принципиальное решение на законодательном уровне – внедрить технологические схемы безтранзитного перемещения контейнерных поездов по территории Калининградской области по аналогии с тем, как это уже более трех лет организовано на Дальнем Востоке.

«Сейчас на прохождение транзита на железнодорожном пункте пропуска Чернышевское и на морском пункте пропуска в порту Калининград уходит суммарно более 10 часов. Чтобы избежать значительных задержек поездов при оформлении/закрытии транзита, необходимо внедрить успешно работающие технологические схемы. Бестранзитное перемещение подразумевает, что контейнерный поезд по прибытии на железнодорожный пункт пропуска осматривается сотрудниками таможни и, если нарушений не выявлено, маршрут направляется в место убытия с таможенной территории – в порт Калининград – без помещения товаров под таможенную процедуру транзита», – поясняет Андрей Барков.

По его словам, введение безтранзитной схемы должно стать следующим шагом после издания закона и соответствующих нормативных актов, регламентирующих использование унифицированной накладной ЦИМ/СМГС на участке КМТП – Калининград-Сортировочный. «Это решение поддерживают все участники перевозочного процесса – компания «ОТЛК ЕРА», ОАО «РЖД», Калининградский морской торговый порт, Калининградская торгово-промышленная палата», – подчеркивает он.

Финляндия – альтернативная точка входа в Европу, востребованная как у китайских, так и у европейских грузоотправителей.

Как отметил Алексей Васильев, между Россией и Финляндией сегодня действует соглашение о российско-финском железнодорожном сообщении, которое основывается на нормах соглашения между СССР и Финляндией. Этот документ регулирует порядок перевозки грузов, в том числе оформление перевозочных документов, и распределение ответственности за перевозку между ОАО «РЖД» и VR Group.

«Если говорить обобщенно, то можно заметить, что это соглашение основывается на нормах СМГС и при перевозках между Россией и Финляндией используется схожая накладная», – уточняет Алексей Васильев.

Использование на приграничных участках ОЖД единой накладной ЦИМ/СМГС способно дать дополнительный импульс перевозкам в этом направлении. В Минтрансе полагают, что упрощение порядка оформления перевозок будет способствовать увеличению их объема в направлении Балтийского бассейна.

Операторы предложение Минтранса поддерживают.

«В Союзе операторов железнодорожного транспорта считают распространение действия положений КОТИФ на обозначенные участки железнодорожной инфраструктуры верным решением, поскольку оно направлено на упрощение порядка оформления перевозок грузов в международном железнодорожном сообщении и создает перспективу по увеличению объемов перевозок на данных направлениях», – подчеркнул исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта Алексей Дружинин.

Мария Абдримова
https://gudok.ru/1520/newspaper/detail.php?ID=1557267


Возврат к списку