Операторы едут на угле

КОММЕРСАНТ: Рынок предоставления железнодорожного подвижного состава продолжает расти в условиях угольного бума. Экспортная конъюнктура способствует тому, что быстрее всего прирастает объем перевозок в инновационных (тяжеловесных) вагонах, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за первое полугодие. При этом операторы начали отказываться от аренды вагонов на фоне роста ставок. Одним из факторов, толкавших в первом полугодии ставку аренды вверх, на рынке называют снижение скорости движения на сети.

Машины позвали на Транссиб

КОММЕРСАНТ: Автопром просит новых скидок от ОАО РЖД
Автоконцерн «Соллерс», работающий на Дальнем Востоке, просит закрепления тарифных скидок ОАО РЖД на десять лет. Это, по мнению совладельца концерна Вадима Шевцова, позволит перевести импорт автомобилей в РФ с морских маршрутов на Транссиб. Азиатские автоконцерны пока ждут предложений от ОАО РЖД, а монополия, в свою очередь, — гарантированных объемов, оправдывающих скидку. Аналитики считают, что вес автоперевозок в бизнесе ОАО РЖД невелик, но сегмент перспективен — в частности, из-за крайне низких ставок на вагоны-автомобилевозы и поручений президента по развитию транзита по Транссибу.

Океан грузов

09.10.2012

Завершение строительства нового Кузнецовского тоннеля должно активизировать ход инвестиционных проектов в Советской Гавани.
В частности, от этого объекта в немалой степени зависит судьба портовой особой экономической зоны. Решение о ее создании в Совгавани было принято на федеральном уровне несколько лет назад. Однако до практического воплощения дело до сих пор не дошло.
В конце минувшей недели министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края Виктор Калашников заявил журналистам, что по-прежнему остается ряд нерешенных вопросов с федеральными структурами, управляющими особыми экономическими зонами. Например, расположенное в Москве ОАО "ОЭЗ" задерживает сроки разработки проекта планировки, плана обустройства территории портовой зоны, перечня инфраструктурных объектов. "Это не позволяет заключить соглашения о ведении деятельности с резидентами зоны", - сетует министр.
Он же отмечает, что от своевременной разработки этих документов зависит и схема развития железнодорожных подходов.
"Правительство края ведет работу с Минтрансом, ОАО "РЖД" и Дальневосточной дорогой по наращиванию ее пропускной способности", - сообщил Виктор Калашников. Он также добавил, что прорабатывается вопрос строительства дополнительного участка от станции Совгаваньгород до мыса Муравьева, где планируется построить несколько терминалов.
Как отметил Виктор Калашников, ограниченные возможности по пропуску грузов в порты Ванино и Совгавани до последнего времени также оставались сдерживающим фактором в реализации проекта по созданию особой экономической зоны. Однопутная и неэлектрифицированная линия Комсомольск - Совгавань работает на пределе - в прошлом году по ней перевезено порядка 16,5 млн тонн грузов. Но после сдачи обходного участка с тоннелем в районе Кузнецовского перевала, запланированной на ноябрь 2012 года, провозная способность сразу вырастет до 24,5 млн тонн. А к 2015 году с учетом развития станций линии - до 35,5 млн тонн. Хотя, по словам Виктора Калашникова, потенциальные грузополучатели (с учетом терминалов в Ванино) заявляют о потребности в недалекой перспективе возить более 100 млн тонн ежегодно.
По информации от начальника Дальневосточной дороги Михаила Заиченко, после сдачи нового тоннеля провозная способность линии несколько возрастет за счет увеличения веса поездов на барьерном участке до 5600 тонн. Но и это не предел.
"В апреле 2011 года на направлении Хани - Комсомольск-на-Амуре - Ванино проведена экспериментальная поездка по пропуску поезда весовой нормы 6 тыс. тонн с локомотивами нового поколения 2ТЭ25А "Витязь". Ее результатом стала разработка мер в рамках программы подготовки инфраструктуры северного широтного хода для вождения поездов унифицированной весовой нормы 6000-6300 тонн. Они необходимы для снятия существующих технологических барьеров уже в ближайшее время. С 2013 года на этом направлении планируется пропускать до девяти пар тяжеловесных поездов в сутки", - сообщил Михаил Заиченко. Также для более эффективного использования инфраструктуры увеличится количество замкнутых кольцевых маршрутов.
"Мы предлагаем федеральным властям действовать поэтапно. Первый участок портовой особой экономической зоны на площадке у мыса Марии свободен от каких-либо обременений, и по железной дороге там каких-то серьезных ограничений нет. Здесь, с нашей точки зрения, уже можно начинать работать", - считает Виктор Калашников.
По словам Виктора Калашникова, будущие резиденты, несмотря на долгий процесс, не теряют интереса к созданию особой зоны в Совгавани. ООО "Советско-Гаванский морской торговый порт" (дочерняя компания ООО "Петропавловск - Черная Металлургия") и ООО "Морской порт Новая Советская Гавань" (учреждено ОАО "Росагроснаб") уже подали заявки в Минэкономразвития на участие в проекте. Первый планирует построить на мысе Марии терминал для экспорта железной руды мощностью 7,1 млн тонн в год. Второй собирается создать по соседству комплекс по перевалке до 2,5 млн тонн зерна и 280 тыс. контейнеров ежегодно.
"Обе компании начнут перевалку грузов с 2015 года с постепенным выходом морских терминалов на проектную мощность к 2019 году. Общий грузопоток на экспорт может достигнуть ежегодных 13 млн тонн к 2025 году", - сообщил Виктор Калашников.
На втором этапе намечено расширение зоны уже на мысе Муравьева, расположенном в северной части залива Советская Гавань. Заинтересованность в размещении бизнеса здесь проявляет ООО "Дальневосточная производственная стивидорная компания" ("дочка" ООО "Трансхимэкспорт") с проектом строительства зернового отгрузочного комплекса мощностью 4 млн тонн в год. Также планы на размещение своего производства имеет ООО "Терминал" (входит в ОАО "Ростоппром"). Этот инвестор намерен построить специализированный угольный порт с ежегодной переработкой 10 млн тонн в год.


Газета "Гудок", 9 октября 2012 г.


Возврат к списку