ОАО РЖД собирает ценные данные

ОАО РЖД собирает ценные данные Коммерсантъ: ОАО РЖД предлагает создать единую систему мониторинга ценообразования во всех звеньях транспортной цепочки и, в частности, просит регуляторно обязать операторов вагонов предоставлять ему информацию о ставках. Потребность в таком мониторинге монополия объясняет необходимостью обеспечить рентабельность поставок российских грузов на экспорт. Участники рынка против, указывая, что такую информацию уже собирает ФАС, которая также не поддерживает это предложение.

ОАО РЖД объезжает штрафы

ОАО РЖД объезжает штрафы Коммерсантъ: В Госдуме предлагают не штрафовать ОАО РЖД за просрочку доставки грузов. Там считают, что нужно поменять Устав железнодорожного транспорта так, чтобы монополия не несла ответственности за срыв сроков, если это произошло из-за военных действий, санкций или других обстоятельств. В ОАО РЖД отмечают, что уже столкнулись с повышенными затратами на пени из-за резкого роста спроса на перевозки по направлениям, альтернативным европейским. Но клиенты монополии подчеркивают, что и сами пострадали от санкций, но их никто от штрафов освобождать не собирается.

Члены Союза операторов железнодорожного транспорта избрали новый состав органов управления

Члены Союза операторов железнодорожного транспорта избрали новый состав органов управления ТАСС: Общим собранием членов Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) избраны новый состав президиума, его председатель и исполнительный директор, следует из сообщения Союза.

Приватизацию РЖД начнут с малого

26.10.2012

По версии Минэкономики, это позволит компании стать публичной, станет понятна рыночная оценка ее стоимости. По данным "Ъ", планируется частное размещение пакета, схема может быть схожа с продажей первых 15% акций "Трансконтейнера". Это компромисс между исходными планами по продаже в ближайшие годы 25% акций ОАО РЖД, о чем еще летом говорило правительство, и позицией руководства монополии, которое выступало резко против быстрой приватизации.
О возможной приватизации до 5% акций ОАО РЖД в 2013 году сообщил вчера на заседании правительства (подробнее см. стр. 6) министр экономики Андрей Белоусов. "Предварительная проработка совместно с компанией и Минтрансом подтвердила возможность продажи пилотного пакета уже в 2013 году, - пояснил чиновник. - Это очень важно для того, чтобы сделать компанию публичной и создать по сути дела рыночную оценку ее стоимости". Министр добавил, что приватизации должно предшествовать внесение изменений в федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта". "Такой законопроект мы подготовили, в ближайшее время он будет представлен в правительство", - уточнил министр.
Еще в июне планы правительства были гораздо радикальнее: тогда оно утвердило план, по которому в 2012- 2013 годах предполагалось продать 25% минус 1 акцию ОАО РЖД. Однако руководство ОАО РЖД выступало резко против. Президент монополии Владимир Якунин неоднократно заявлял, что начинать приватизацию ОАО РЖД нужно с продажи не более 5-10% акций, чтобы "создать базу", а потом уже думать, как идти дальше.
Источник "Ъ" в Минэкономики утверждает, что теперь "достигнуто взаимопонимание с РЖД, что для начала можно продать небольшой пакет, но форма приватизации, а также кому пойдут вырученные от нее деньги - государству или напрямую монополи, еще обсуждается". Другой источник в министерстве добавляет, что "это точно будет не IPO". Предварительно рассматривается схема частного размещения, "похожая на ту, что была достаточно удачно реализована при продаже первых 15% акций "Трансконтейнера"". Однако в монополии ситуацию комментировать отказываются, уточняя лишь, что для приватизации потребуется изменения не только закона, о котором говорил министр, но и целого ряда других документов, в том числе постановления правительства о создании ОАО РЖД, устава компании, перечня стратегических предприятий и прочих нормативных актов.
Частное размещение 15% акций "Трансконтейнера" началось в конце декабря 2007 года и завершилось в начале 2008 года. Капитализация компании в результате размещения составила 52,2 млрд руб., ОАО РЖД выручило от продажи пакета 7,8 млрд руб. Основным покупателем акций "Трансконтей нера" стали Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, 9,25%), а также несколько инвестфондов. После этого, в конце 2010 года, прошло IPO компании, в ходе которого ОАО РЖД продали еще 35% минус 2 акции, причем компания была оценена гораздо дешевле - примерно в 39,6 млрд руб. Но размещение состоялось после финансового кризиса, поэтому соотношение цен в первую очередь отражает ситуацию на рынке. Сейчас "Трансконтейнер" стоит на рынке около 56,6 млрд руб.
Один из инвестбанкиров на условиях анонимности отмечает, что при заявленной цели правительства - сделать компанию публичной и увидеть ее рыночную оценку - продажа 5% акций частным размещением выглядит нелогично. "По продаже такого маленького пакета нескольким конкретным инвестфондам никаких выводов о рыночной оценке ОАО РЖД сделать нельзя, публичнее компания от этого тоже не станет", - поясняет он.
Но Елена Садовская из RMG считает продажу небольшого пакета ОАО РЖД в качестве пилотной сделки "неплохим решением". "ОАО РЖД еще не готово к размещению на бирже, - поясняет аналитик. - Для начала монополии необходимо определиться, как она себя будет позиционировать в дальнейшем - только как сервисную компанию, развивающую инфраструктуру, или в том числе как оператора, который активно занимается перевозками, причем не только пассажирскими, но и грузовыми". Интерес к бумагам ОАО РЖД, по мнению Елены Садовской, могли бы проявить многие крупные инвестфонды, а также ЕБРР.
Глава Института проблем естественных монополий Юрий Саакян согласен, что "пока непонятно, как будет строиться бизнес ОАО РЖД через несколько лет: нет окончательных решений по долгосрочным тарифам, по локальным перевозчикам, по продаже дочерних структур". На эти вопросы инвесторам никто не даст ответов, отмечает эксперт, и "пока нет такой ясности, стоимость пакета будет занижена - неважно, хоть 5%, хоть 25% продавай".


Газета "коммерсант", 26 октября 2012 г.


Возврат к списку