Вагончик не тронется

Вагончик не тронется КОММЕРСАНТ: Рост производства вагонов, неблагоприятная конъюнктура на экспортных рынках и загруженность Восточного полигона привели к рекордному количеству брошенных поездов. Число составов, временно оставленных диспетчерами ОАО РЖД без движения, достигло исторического максимума в 1800 поездов в сутки. Это уже сказывается на движении: срок оборота вагона вырос более чем на пять суток. Между тем выпуск вагонов продолжает расти, хотя уже в 2019 году размер парка приблизился к критическому. Производство вагонов упадет, говорят эксперты, лишь если государство не будет стимулировать их закупку.

Рельсы встали поперек пути

Рельсы встали поперек пути КОММЕРСАНТ: Перечень ускоренных работ на БАМе и Транссибе, который должен был быть представлен в правительство 1 февраля, до сих пор не согласован даже на уровне ОАО РЖД. Причина, по данным “Ъ”, в разногласиях по срокам исполнения: если сам список работ согласован и грузоотправителями, и блоком движения ОАО РЖД, и Минэнерго, то сроки не устраивают строительный блок монополии.

Железные дороги разгрузят от дивидендов

Железные дороги разгрузят от дивидендов КОММЕРСАНТ: Первый вице-премьер Андрей Белоусов готов в индивидуальном порядке решать вопрос о дивидендах курируемого им теперь ОАО РЖД, вопрос рассмотрят на закрытом совещании у премьера Михаила Мишустина. Финплан монополии сверстан из расчета отказа от дивидендов по обыкновенным акциям, но Минфин настаивает на 50% чистой прибыли по МСФО.

Железные дороги пройдут через коридор

19.10.2012

Правительство продолжает либерализацию железнодорожных тарифов. ОАО РЖД с 1 января сможет менять инфраструктурную составляющую тарифа в рамках коридора, установленного Федеральной службы по тарифам (ФСТ), - на 12-15% больше или меньше уровня действующего прейскуранта 10-01. Это позволит монополии решать "локальные инфраструктурные проблемы", повышая тариф, либо наоборот, стимулировать грузопотоки скидками. В то же время, отмечают аналитики, коридор цен может быть чреват появлением неравных условий доступа к инфраструктуре.
Глава ФСТ Сергей Новиков сообщил "Ъ", что с 1 января 2013 года будет изменена методология определения ставок за пользование железнодорожной инфраструктурой. "Появится коридор, в рамках которого ОАО РЖД сможет самостоятельно принимать решения по инфраструктурной составляющей тарифа, который компания котирует по отношению к грузоотправителям", - добавил он. Документы еще прорабатываются, поскольку "вопрос достаточно сложный". "Но коридор будет в обязательном порядке - исходя из тех соглашений, которые подписаны в рамках образования единого экономического пространства, - подчеркнул господин Новиков. - Уйдет не меньше месяца на завершение этой работы, но уже в ноябре мы подготовим методологию". По его словам, коридор может составить плюс-минус 12-15%.
По словам чиновника, коридор создаст для ОАО РЖД возможность более гибкой работы с грузоотправителями. "Если есть долгосрочные отношения по большому гарантированному объему грузов, можно дать определенные скидки, - пояснил он. - Или, наоборот, поднять ставку для снятия конкретных инфраструктурных ограничений.
Многие грузоотправители сами готовы платить больше, чтобы средства шли на строительство путей в интересах нескольких конкретных инвестпроектов". Сергей Новиков отмечает, что аналогично работает "Транснефть" по инвестиционным тарифам в рамках договора с ограниченным сроком действия, добровольно заключаемого с контрагентом. После того как с помощью тарифа решается инфраструктурная проблема, поясняет чиновник, ставка снижается.
В ОАО РЖД говорят, что уровень ценового коридора может быть с максимальной планкой тарифа "на уровне экономически обоснованного", а минимальной - на уровне "предыдущего периода регулирования". Глава департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук отмечает, что инфраструктурная составляющая в тарифе сейчас около 50-55%. По его словам, максимальная планка может формироваться исходя из условий возврата на вложенный капитал. "Предварительные расчеты по такой методике ФСТ делала, но, например, в 2011 году ее введение привело бы к достаточно резкому росту тарифа - приблизительно на 20%, - поясняет эксперт. - Если говорить о нижней границе коридора, то ОАО РЖД могло бы в качестве скидки индексировать по нулевой ставке тариф на следующий год". По мнению господина Савчука, тарифный коридор действительно может решить ряд локальных инфраструктурных проблем грузоотправителей, поскольку некоторые из них формально не могут дать ОАО РЖД деньги на строительство путей, даже если захотят. "Несколько лет назад, например, ЛУКОЙЛ построил ветку к одному из нефтеналивных терминалов, а затем за символическую сумму передал ее ОАО РЖД", - говорит эксперт.
Сейчас ОАО РЖД также лоббирует полное дерегулирование вагонной составляющей тарифа для собственного и привлеченного парков. Участники рынка опасаются того, что все большая либерализация даст монополии возможность для злоупотреблений своим положением, а также предсказывают "полную неразбериху" в ходе внедрения нововведений в жизнь. "Очевидно, что с помощью коридора можно расширять узкие места на "системе" ОАО РЖД. Но когда принимали по нему решение, по-моему, забыли про ход реформирования отрасли", - добавляет глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Он отмечает, что в рамках реформы планируется создание локальных перевозчиков с конкуренцией "на маршруте" или "за маршрут" - с единым недискриминационным доступом к инфраструктуре. Тарифный коридор, полагает эксперт, обеспечит ОАО РЖД "возможность создавать неравные условия для перевозчиков".


Газета "Коммерсант", 19 октября 2012 г.


Возврат к списку