Лесовозы уедут за границу

КОММЕРСАНТ: Финляндия попросила у России вагоны
Как стало известно “Ъ”, Финляндия предложила России допустить российские вагоны-лесовозы на местный рынок. Сейчас при росте производства в финской лесной промышленности парка не хватает, найти вагоны в ЕС трудно из-за разницы в ширине колеи. Порядка 2 тыс. лесовозных платформ из РФ ежедневно оказываются в Финляндии, но задействовать их в местных перевозках нельзя. Ведомства РФ обдумывают предложение, а операторы вагонов, хотя и заинтересованы в нем, не понимают пока, как технически организовать экспорт услуг по перевозке леса.

Тележки поедут в депо строем

Как выяснил “Ъ”, РФ намерена ввести на сети ОАО РЖД особый порядок ремонта вагонных тележек, отличающийся от правил, принятых в других странах с колеей 1520 мм. На рынке считают, что новые нормы вводятся в интересах Уралвагонзавода, который в последнее время усилил контроль за ремонтами своих тележек, и оценивают дополнительные расходы отрасли в несколько миллиардов рублей.

Перевозки контейнеров по сети ОАО «РЖД» в январе-мае выросли почти на 12%

В мае 2018 года по сети ОАО «РЖД» во всех видах сообщения было перевезено 351,8 тыс. контейнеров ДФЭ (TEU), что на 9% больше, чем в мае 2017 года. В январе-мае 2018 года объем перевозок составил 1,7 млн ДФЭ (+11,9% к уровню аналогичного периода прошлого года). Во внутреннем сообщении за пять месяцев отправлено 741 тыс. ДФЭ (+3,4%), в транзитном – 181тыс. ДФЭ (+24,7%), в экспортном – 459,7 тыс. ДФЭ (+17,5%), в импортном – 271,2 тыс. ДФЭ (+16,7%).

Железные дороги пройдут через коридор

19.10.2012

Правительство продолжает либерализацию железнодорожных тарифов. ОАО РЖД с 1 января сможет менять инфраструктурную составляющую тарифа в рамках коридора, установленного Федеральной службы по тарифам (ФСТ), - на 12-15% больше или меньше уровня действующего прейскуранта 10-01. Это позволит монополии решать "локальные инфраструктурные проблемы", повышая тариф, либо наоборот, стимулировать грузопотоки скидками. В то же время, отмечают аналитики, коридор цен может быть чреват появлением неравных условий доступа к инфраструктуре.
Глава ФСТ Сергей Новиков сообщил "Ъ", что с 1 января 2013 года будет изменена методология определения ставок за пользование железнодорожной инфраструктурой. "Появится коридор, в рамках которого ОАО РЖД сможет самостоятельно принимать решения по инфраструктурной составляющей тарифа, который компания котирует по отношению к грузоотправителям", - добавил он. Документы еще прорабатываются, поскольку "вопрос достаточно сложный". "Но коридор будет в обязательном порядке - исходя из тех соглашений, которые подписаны в рамках образования единого экономического пространства, - подчеркнул господин Новиков. - Уйдет не меньше месяца на завершение этой работы, но уже в ноябре мы подготовим методологию". По его словам, коридор может составить плюс-минус 12-15%.
По словам чиновника, коридор создаст для ОАО РЖД возможность более гибкой работы с грузоотправителями. "Если есть долгосрочные отношения по большому гарантированному объему грузов, можно дать определенные скидки, - пояснил он. - Или, наоборот, поднять ставку для снятия конкретных инфраструктурных ограничений.
Многие грузоотправители сами готовы платить больше, чтобы средства шли на строительство путей в интересах нескольких конкретных инвестпроектов". Сергей Новиков отмечает, что аналогично работает "Транснефть" по инвестиционным тарифам в рамках договора с ограниченным сроком действия, добровольно заключаемого с контрагентом. После того как с помощью тарифа решается инфраструктурная проблема, поясняет чиновник, ставка снижается.
В ОАО РЖД говорят, что уровень ценового коридора может быть с максимальной планкой тарифа "на уровне экономически обоснованного", а минимальной - на уровне "предыдущего периода регулирования". Глава департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук отмечает, что инфраструктурная составляющая в тарифе сейчас около 50-55%. По его словам, максимальная планка может формироваться исходя из условий возврата на вложенный капитал. "Предварительные расчеты по такой методике ФСТ делала, но, например, в 2011 году ее введение привело бы к достаточно резкому росту тарифа - приблизительно на 20%, - поясняет эксперт. - Если говорить о нижней границе коридора, то ОАО РЖД могло бы в качестве скидки индексировать по нулевой ставке тариф на следующий год". По мнению господина Савчука, тарифный коридор действительно может решить ряд локальных инфраструктурных проблем грузоотправителей, поскольку некоторые из них формально не могут дать ОАО РЖД деньги на строительство путей, даже если захотят. "Несколько лет назад, например, ЛУКОЙЛ построил ветку к одному из нефтеналивных терминалов, а затем за символическую сумму передал ее ОАО РЖД", - говорит эксперт.
Сейчас ОАО РЖД также лоббирует полное дерегулирование вагонной составляющей тарифа для собственного и привлеченного парков. Участники рынка опасаются того, что все большая либерализация даст монополии возможность для злоупотреблений своим положением, а также предсказывают "полную неразбериху" в ходе внедрения нововведений в жизнь. "Очевидно, что с помощью коридора можно расширять узкие места на "системе" ОАО РЖД. Но когда принимали по нему решение, по-моему, забыли про ход реформирования отрасли", - добавляет глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Он отмечает, что в рамках реформы планируется создание локальных перевозчиков с конкуренцией "на маршруте" или "за маршрут" - с единым недискриминационным доступом к инфраструктуре. Тарифный коридор, полагает эксперт, обеспечит ОАО РЖД "возможность создавать неравные условия для перевозчиков".


Газета "Коммерсант", 19 октября 2012 г.


Возврат к списку