Вагончик не тронется

Вагончик не тронется КОММЕРСАНТ: Рост производства вагонов, неблагоприятная конъюнктура на экспортных рынках и загруженность Восточного полигона привели к рекордному количеству брошенных поездов. Число составов, временно оставленных диспетчерами ОАО РЖД без движения, достигло исторического максимума в 1800 поездов в сутки. Это уже сказывается на движении: срок оборота вагона вырос более чем на пять суток. Между тем выпуск вагонов продолжает расти, хотя уже в 2019 году размер парка приблизился к критическому. Производство вагонов упадет, говорят эксперты, лишь если государство не будет стимулировать их закупку.

Рельсы встали поперек пути

Рельсы встали поперек пути КОММЕРСАНТ: Перечень ускоренных работ на БАМе и Транссибе, который должен был быть представлен в правительство 1 февраля, до сих пор не согласован даже на уровне ОАО РЖД. Причина, по данным “Ъ”, в разногласиях по срокам исполнения: если сам список работ согласован и грузоотправителями, и блоком движения ОАО РЖД, и Минэнерго, то сроки не устраивают строительный блок монополии.

Железные дороги разгрузят от дивидендов

Железные дороги разгрузят от дивидендов КОММЕРСАНТ: Первый вице-премьер Андрей Белоусов готов в индивидуальном порядке решать вопрос о дивидендах курируемого им теперь ОАО РЖД, вопрос рассмотрят на закрытом совещании у премьера Михаила Мишустина. Финплан монополии сверстан из расчета отказа от дивидендов по обыкновенным акциям, но Минфин настаивает на 50% чистой прибыли по МСФО.

С какого момента груз считается доставленным

23.11.2012

Именно памятка приемосдатчика является доказательством передачи вагонов под выгрузку, а при определении окончания срока доставки следует руководствоваться датой, указанной в графе "Время выполнения операции: подача/передача на выставочный путь" памятки (постановление Президиума ВАС РФ от 13.11.2012 № 8377/12).
Суть дела Между обществом и ОАО "РЖД" был заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Согласно его условиям, ОАО "РЖД" обязалось нести ответственность за сроки поставки железнодорожных цистерн. Общество, полагая, что был нарушен срок доставки груза по нескольким железнодорожным накладным, направило в адрес ОАО "РЖД" претензию с требованием уплаты пеней за просрочку. Поскольку пени по претензии оплачены не были, общество обратилось за их взысканием в суд.
Судебное разбирательсво
Суд первой инстанции посчитал, что общество неправильно исчислило сумму пеней. При определении просрочки доставки груза общество отталкивалось от отметок в памятке приемосдатчика. Ведь именно этот документ подтверждает фактическую подачу под выгрузку вагонов с грузами на железнодорожные пути необщего пользования локомотивом перевозчика (п. 7.1 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 29). Однако суд указал, что транспортные железнодорожные накладные первичны по отношению к памятке приемосдатчика. В результате суд принял за дату окончания срока доставки дату выдачи оригинала транспортной железнодорожной накладной, а не дату подачи для выгрузки на железнодорожный путь необщего пользования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда в силе.
При этом он отметил, что по смыслу ст. 97 Устава железнодорожного транспорта перевозчик уплачивает пени за просрочку доставки грузов, а не за сроки выдачи груза. В связи с этим истец неправильно произвел расчет пеней за просрочку не только доставки, но и выдачи груза. При исчислении пеней за просрочку нужно руководствоваться датой прибытия вагонов по спорной отправке на станцию назначения.
Кассационный суд не нашел оснований для отмены судебных решений. ПОЗИЦИЯ ВАС РФ По мнению коллегии судей ВАС РФ, суды не учли следующие моменты. Общие критерии определения момента окончания доставки груза установлены п. 10 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 28.06.2003 № 27, и ст. 33 Устава железнодорожного транспорта. Эти критерии применяются, если иные сроки доставки не установлены соглашением сторон. В рассматриваемом случае иной даты окончания срока доставки между обществом и перевозчиком не устанавливалось.
Названными нормами права не предусмотрен такой вариант окончания срока доставки, как выдача грузополучателю оригинала железнодорожной накладной. Следовательно, датой окончания срока доставки груза для общества является дата подачи вагонов для выгрузки на железнодорожный путь необщего пользования.
В соответствии с п. 7.1 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 29, при подаче под выгрузку на железнодорожные пути необщего пользования локомотивом перевозчика вагонов с грузами подтверждением фактической выдачи грузов является памятка приемосдатчика. Таким образом, именно памятка приемосдатчика является доказательством передачи вагонов под выгрузку, и при определении окончания срока доставки следует руководствоваться датой в графе "Время выполнения операции: подача/ передача на выставочный путь". Ответчик не представил доказательств, что он подал вагоны под разгрузку в установленный транспортной железнодорожной накладной срок или передал вагоны владельцу путей необщего пользования. У истца не было возможности обеспечить выгрузку вагонов собственными силами, так как ответчик не выполнил обязанность, установленную ст. 33 Устава железнодорожного транспорта - не подал вагоны грузополучателю под разгрузку.
Для установления единообразной практики по вопросу определения окончания срока доставки груза настоящее дело было вынесено коллегией на рассмотрение Президиума ВАС РФ.
В результате Президиум ВАС РФ решения судов отменил и удовлетворил требования истца в полном объеме.


Журнал "Экономика и жизнь", 23 ноября 2012 г.


Возврат к списку