Железные дороги поедут по указам

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обновило долгосрочную программу развития

ОАО РЖД выпустило новую версию долгосрочной программы развития (ДПР) до 2025 года на базе свежих майских указов президента РФ. В ней предусмотрен больший рост финансовых показателей компании: так, чистая прибыль должна увеличиться в 16 раз к итогам 2017 года, до 282,5 млрд руб. ОАО РЖД планирует амбициозное увеличение погрузки и грузооборота (за счет колоссальных объемов угля) и заметно улучшило прогноз по пассажирообороту, который в первой версии программы стагнировал, а по обновленным оценкам будет расти на 3% в год.

Хлебный год

ГУДОК: Погрузка зерна на сети РЖД за январь – май текущего года достигла 12,3 млн тонн (+51,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Больше половины (7,8 млн тонн) погружено на экспорт, при этом объёмы вывоза увеличились на 85%. Свою роль сыграли меры поддержки экспорта и тарифные инициативы РЖД.

Лесовозы уедут за границу

КОММЕРСАНТ: Финляндия попросила у России вагоны
Как стало известно “Ъ”, Финляндия предложила России допустить российские вагоны-лесовозы на местный рынок. Сейчас при росте производства в финской лесной промышленности парка не хватает, найти вагоны в ЕС трудно из-за разницы в ширине колеи. Порядка 2 тыс. лесовозных платформ из РФ ежедневно оказываются в Финляндии, но задействовать их в местных перевозках нельзя. Ведомства РФ обдумывают предложение, а операторы вагонов, хотя и заинтересованы в нем, не понимают пока, как технически организовать экспорт услуг по перевозке леса.

С какого момента груз считается доставленным

23.11.2012

Именно памятка приемосдатчика является доказательством передачи вагонов под выгрузку, а при определении окончания срока доставки следует руководствоваться датой, указанной в графе "Время выполнения операции: подача/передача на выставочный путь" памятки (постановление Президиума ВАС РФ от 13.11.2012 № 8377/12).
Суть дела Между обществом и ОАО "РЖД" был заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Согласно его условиям, ОАО "РЖД" обязалось нести ответственность за сроки поставки железнодорожных цистерн. Общество, полагая, что был нарушен срок доставки груза по нескольким железнодорожным накладным, направило в адрес ОАО "РЖД" претензию с требованием уплаты пеней за просрочку. Поскольку пени по претензии оплачены не были, общество обратилось за их взысканием в суд.
Судебное разбирательсво
Суд первой инстанции посчитал, что общество неправильно исчислило сумму пеней. При определении просрочки доставки груза общество отталкивалось от отметок в памятке приемосдатчика. Ведь именно этот документ подтверждает фактическую подачу под выгрузку вагонов с грузами на железнодорожные пути необщего пользования локомотивом перевозчика (п. 7.1 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 29). Однако суд указал, что транспортные железнодорожные накладные первичны по отношению к памятке приемосдатчика. В результате суд принял за дату окончания срока доставки дату выдачи оригинала транспортной железнодорожной накладной, а не дату подачи для выгрузки на железнодорожный путь необщего пользования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда в силе.
При этом он отметил, что по смыслу ст. 97 Устава железнодорожного транспорта перевозчик уплачивает пени за просрочку доставки грузов, а не за сроки выдачи груза. В связи с этим истец неправильно произвел расчет пеней за просрочку не только доставки, но и выдачи груза. При исчислении пеней за просрочку нужно руководствоваться датой прибытия вагонов по спорной отправке на станцию назначения.
Кассационный суд не нашел оснований для отмены судебных решений. ПОЗИЦИЯ ВАС РФ По мнению коллегии судей ВАС РФ, суды не учли следующие моменты. Общие критерии определения момента окончания доставки груза установлены п. 10 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 28.06.2003 № 27, и ст. 33 Устава железнодорожного транспорта. Эти критерии применяются, если иные сроки доставки не установлены соглашением сторон. В рассматриваемом случае иной даты окончания срока доставки между обществом и перевозчиком не устанавливалось.
Названными нормами права не предусмотрен такой вариант окончания срока доставки, как выдача грузополучателю оригинала железнодорожной накладной. Следовательно, датой окончания срока доставки груза для общества является дата подачи вагонов для выгрузки на железнодорожный путь необщего пользования.
В соответствии с п. 7.1 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 29, при подаче под выгрузку на железнодорожные пути необщего пользования локомотивом перевозчика вагонов с грузами подтверждением фактической выдачи грузов является памятка приемосдатчика. Таким образом, именно памятка приемосдатчика является доказательством передачи вагонов под выгрузку, и при определении окончания срока доставки следует руководствоваться датой в графе "Время выполнения операции: подача/ передача на выставочный путь". Ответчик не представил доказательств, что он подал вагоны под разгрузку в установленный транспортной железнодорожной накладной срок или передал вагоны владельцу путей необщего пользования. У истца не было возможности обеспечить выгрузку вагонов собственными силами, так как ответчик не выполнил обязанность, установленную ст. 33 Устава железнодорожного транспорта - не подал вагоны грузополучателю под разгрузку.
Для установления единообразной практики по вопросу определения окончания срока доставки груза настоящее дело было вынесено коллегией на рассмотрение Президиума ВАС РФ.
В результате Президиум ВАС РФ решения судов отменил и удовлетворил требования истца в полном объеме.


Журнал "Экономика и жизнь", 23 ноября 2012 г.


Возврат к списку