Сеть возвращается к инвентарю

ГУДОК: Резервный парк в составе ОАО «РЖД» сможет увеличить перевозки при повышенном предъявлении грузов

В правительстве обсуждается вопрос воссоздания в составе ОАО «РЖД» инвентарного (резервного) парка вагонов для вывоза как можно большего количества грузов. Для этого предстоит ФАС и Минтрансу определиться с условиями его приобретения, содержания и ценами на перевозку.

Хлеб выслали из Сибири

КОММЕРСАНТ: Минсельхоз приказал частным компаниям спасать урожай

Как выяснил "Ъ", острую в этом сезоне проблему вывоза беспрецедентного урожая зерна удается решить только командно-административными методами за пределами рыночных механизмов. Минсельхоз просто в приказном порядке "поручил" ряду компаний, в том числе частных, закупать и вывозить зерно из Сибири. Юристы уверяют, что давать "разнарядки советского типа" чиновники не имели никакого права. Однако ручной режим оказался действенным: погрузка резко выросла, в том числе на экспорт.

Железные дороги переходят на частную тягу

27.11.2012

ОАО РЖД, выступающее резко против появления в России альтернативных перевозчиков, готово само использовать локомотивы, которые активно закупали частные операторы. Монополия начала пилотный проект по аренде локомотивов, с ней уже работают ЗАО "Нефтетранссервис" (НТС) и ОТЭКО Мишеля Литвака. Пока ОАО РЖД привлекло 53 локомотива. Операторы надеялись использовать их сами, но институт локальных перевозчиков, предусмотренный планом реформы отрасли, до сих пор не введен, и перспективы этого туманны.
О том, что ОАО РЖД начало пилотный проект по привлечению локомотивов частных операторов, сообщил глава монополии Владимир Якунин. По его словам, пока речь идет лишь о нескольких десятках единиц подвижного состава. Но если проект окажется удачным, то эта практика будет применяться гораздо активнее, частично замещая прямые закупки локомотивов, которых в 2013 году ОАО РЖД планирует приобрести порядка 770.
Источник "Ъ" в ОАО РЖД уточнил, что в рамках пилотного проекта у частных компаний арендовано 49 локомотивов, еще четыре будут переданы монополии в ближайшее время. Договоры заключаются на срок от трех до девяти лет, ставка аренды не раскрывается. Источник на рынке отметил, что сдавать новый локомотив в аренду может быть интересно по ставке 79-89 тыс. руб. в сутки. Локомотивы застрахованы арендодателями, ОАО РЖД их эксплуатирует и осуществляет техобслуживание. 29 локомотивов монополии сдает ООО "Л-Транс" (структура НТС), девять - ЗАО "Трансфат" (ОТЭКО Мишеля Литвака), 11 - ООО " ТМХС-Лизинг " ( структура "Трансмашхолдинга", основного российского производителя локомотивов). В ОАО РЖД уточнили, что общее число арендованных локомотивов может вырасти, но когда будут подводиться итоги пилотного проекта, в монополии не комментируют.
"Нужно время, чтобы оценить экономическую эффективность проекта. Итоги подведем вряд ли раньше конца 2013 года", - пояснил источник "Ъ".
В НТС и ОТЭКО от комментариев отказались. Алексей Белинский, гендиректор УК группы "ТМХ-Сервис" (управляет "ТМХСЛизинг") подтвердил, что компания участвует в пилотном проекте ОАО РЖД. "Мы готовы закладывать долгие сроки окупаемости вложений в локомотивы - до 12 лет. Аренда как один из вариантов сотрудничества нас устраивает, если будет дополнительный заказ, готовы рассмотреть предложение", - уточнил господин Белинский.
Но если для "ТМХ-Сервиса" контракт с ОАО РЖД - логичная часть бизнеса, то для операторов ОТЭКО и НТС решение сдать локомотивы в аренду выглядит странным, говорят участники рынка. "Либо ОАО РЖД предлагает выгодные условия, либо они не смогли задействовать локомотивы для собственных поездных формирований, это достаточно сложно и требует длительного согласования с монополией. Тогда аренда может быть способом хоть как-то окупить вложения в локомотивы", - отмечает один из собеседников "Ъ". Топ-менеджер крупного оператора предположил, что в рамках проекта реализуется новая схема по запуску собственных поездных формирований: "Чтобы не оформлять кучу документов, НТС и ОТЭКО, насколько я понимаю, сдают локомотивы РЖД, но используются они только для перевозок в интересах этих операторов и по конкретным маршрутам", - поясняет собеседник "Ъ".
Сейчас частным операторам принадлежит менее 200 локомотивов. Крупнейший владелец - Globaltrans (57), более 40 локомотивов у НТС, 36 - у "Трансойла", есть локомотивы у ОТЭКО, "Трансгаранта", "Газпромтранса". Заявляла о планах покупать локомотивы Первая грузовая компания Владимира Лисина (см. "Ъ" от 21 сентября). В "Трансойле" заявили "Ъ", что у компании высвободилось несколько локомотивов, в ближайшее время их планируется сдать в аренду. "Если будет интерес со стороны ОАО РЖД, можем заключить контракт", - отметили в "Трансойле". В Globaltrans возможность такого сотрудничества с ОАО РЖД комментировать не стали.
Частные операторы активно добиваются либерализации рынка тяги и закрепления на законодательном уровне статуса локального перевозчика, взамен обещая вкладываться в обновление локомотивного парка, износ которого составляет более 70%. "Локомотивы покупались с прицелом на либерализацию, - говорит участник рынка. - Но пока ОАО РЖД выступает резко против появления локальных перевозчиков".
Глава Infranews Алексей Безбородов отмечает, что передача локомотивов в аренду ОАО РЖД позволяет операторам формировать парк в ожидании решения правительства о частных перевозчиках без больших потерь от простоя. Глава департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук говорит, что в тарифе заложена более чем 20-летняя окупаемость локомотивов, поэтому в рамках локомотивной составляющей тарифа сделать ставку аренды привлекательной для частников почти невозможно. Но, уточняет эксперт, при использовании локомотивов на коротких и закольцованных маршрутах доходность может быть высокой.
Цитата
Сейчас говорить о сроках появления частной локомотивной тяги или локальных перевозчиков, конкурирующих "за маршрут" или "на маршрут" в условиях дефицита пропускной способности, не актуально - Владимир Якунин, президент ОАО РЖД, 31 октября.


Газета "Коммерсант", 27 ноября 2012 г.


Возврат к списку