Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

Игорь Макаров займется вагонами

КОММЕРСАНТ: Бывший владелец "Итеры" может стать контролирующим акционером УВЗЛ

Как выяснил "Ъ", структуры, близкие к сыну генпрокурора РФ Юрия Чайки Артему, и экс-владелец газовой группы "Итера" Игорь Макаров могут совместно владеть крупным железнодорожным оператором "УВЗ-Логистик" (УВЗЛ). В январе совет директоров УВЗ и ФАС согласовали продажу этой компании АО "Инвест-логистика" господина Чайки. Но теперь ФАС одобрила ходатайство от структуры группы "Арети" Игоря Макарова по покупке 75% в "Инвест-логистике".

Позволяет ли цена инновационного вагона окупить его приобретение?

Генеральный директор группы Globaltrans Валерий Шпаков, заместитель генерального директора по стратегии и развитию АО «Первая грузовая компания» Валерий Веремеев, директор по перевозкам ООО «Грузовая компания «Новотранс» Николай Цыденов отвечают на Вопрос дня газеты "Гудок"

Железные дороги переходят на частную тягу

27.11.2012

ОАО РЖД, выступающее резко против появления в России альтернативных перевозчиков, готово само использовать локомотивы, которые активно закупали частные операторы. Монополия начала пилотный проект по аренде локомотивов, с ней уже работают ЗАО "Нефтетранссервис" (НТС) и ОТЭКО Мишеля Литвака. Пока ОАО РЖД привлекло 53 локомотива. Операторы надеялись использовать их сами, но институт локальных перевозчиков, предусмотренный планом реформы отрасли, до сих пор не введен, и перспективы этого туманны.
О том, что ОАО РЖД начало пилотный проект по привлечению локомотивов частных операторов, сообщил глава монополии Владимир Якунин. По его словам, пока речь идет лишь о нескольких десятках единиц подвижного состава. Но если проект окажется удачным, то эта практика будет применяться гораздо активнее, частично замещая прямые закупки локомотивов, которых в 2013 году ОАО РЖД планирует приобрести порядка 770.
Источник "Ъ" в ОАО РЖД уточнил, что в рамках пилотного проекта у частных компаний арендовано 49 локомотивов, еще четыре будут переданы монополии в ближайшее время. Договоры заключаются на срок от трех до девяти лет, ставка аренды не раскрывается. Источник на рынке отметил, что сдавать новый локомотив в аренду может быть интересно по ставке 79-89 тыс. руб. в сутки. Локомотивы застрахованы арендодателями, ОАО РЖД их эксплуатирует и осуществляет техобслуживание. 29 локомотивов монополии сдает ООО "Л-Транс" (структура НТС), девять - ЗАО "Трансфат" (ОТЭКО Мишеля Литвака), 11 - ООО " ТМХС-Лизинг " ( структура "Трансмашхолдинга", основного российского производителя локомотивов). В ОАО РЖД уточнили, что общее число арендованных локомотивов может вырасти, но когда будут подводиться итоги пилотного проекта, в монополии не комментируют.
"Нужно время, чтобы оценить экономическую эффективность проекта. Итоги подведем вряд ли раньше конца 2013 года", - пояснил источник "Ъ".
В НТС и ОТЭКО от комментариев отказались. Алексей Белинский, гендиректор УК группы "ТМХ-Сервис" (управляет "ТМХСЛизинг") подтвердил, что компания участвует в пилотном проекте ОАО РЖД. "Мы готовы закладывать долгие сроки окупаемости вложений в локомотивы - до 12 лет. Аренда как один из вариантов сотрудничества нас устраивает, если будет дополнительный заказ, готовы рассмотреть предложение", - уточнил господин Белинский.
Но если для "ТМХ-Сервиса" контракт с ОАО РЖД - логичная часть бизнеса, то для операторов ОТЭКО и НТС решение сдать локомотивы в аренду выглядит странным, говорят участники рынка. "Либо ОАО РЖД предлагает выгодные условия, либо они не смогли задействовать локомотивы для собственных поездных формирований, это достаточно сложно и требует длительного согласования с монополией. Тогда аренда может быть способом хоть как-то окупить вложения в локомотивы", - отмечает один из собеседников "Ъ". Топ-менеджер крупного оператора предположил, что в рамках проекта реализуется новая схема по запуску собственных поездных формирований: "Чтобы не оформлять кучу документов, НТС и ОТЭКО, насколько я понимаю, сдают локомотивы РЖД, но используются они только для перевозок в интересах этих операторов и по конкретным маршрутам", - поясняет собеседник "Ъ".
Сейчас частным операторам принадлежит менее 200 локомотивов. Крупнейший владелец - Globaltrans (57), более 40 локомотивов у НТС, 36 - у "Трансойла", есть локомотивы у ОТЭКО, "Трансгаранта", "Газпромтранса". Заявляла о планах покупать локомотивы Первая грузовая компания Владимира Лисина (см. "Ъ" от 21 сентября). В "Трансойле" заявили "Ъ", что у компании высвободилось несколько локомотивов, в ближайшее время их планируется сдать в аренду. "Если будет интерес со стороны ОАО РЖД, можем заключить контракт", - отметили в "Трансойле". В Globaltrans возможность такого сотрудничества с ОАО РЖД комментировать не стали.
Частные операторы активно добиваются либерализации рынка тяги и закрепления на законодательном уровне статуса локального перевозчика, взамен обещая вкладываться в обновление локомотивного парка, износ которого составляет более 70%. "Локомотивы покупались с прицелом на либерализацию, - говорит участник рынка. - Но пока ОАО РЖД выступает резко против появления локальных перевозчиков".
Глава Infranews Алексей Безбородов отмечает, что передача локомотивов в аренду ОАО РЖД позволяет операторам формировать парк в ожидании решения правительства о частных перевозчиках без больших потерь от простоя. Глава департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук говорит, что в тарифе заложена более чем 20-летняя окупаемость локомотивов, поэтому в рамках локомотивной составляющей тарифа сделать ставку аренды привлекательной для частников почти невозможно. Но, уточняет эксперт, при использовании локомотивов на коротких и закольцованных маршрутах доходность может быть высокой.
Цитата
Сейчас говорить о сроках появления частной локомотивной тяги или локальных перевозчиков, конкурирующих "за маршрут" или "на маршрут" в условиях дефицита пропускной способности, не актуально - Владимир Якунин, президент ОАО РЖД, 31 октября.


Газета "Коммерсант", 27 ноября 2012 г.


Возврат к списку