Число брошенных вагонов с нефтепродуктами достигло пятилетнего максимума

Число брошенных вагонов с нефтепродуктами достигло пятилетнего максимума РБК: На сети РЖД скопилось 9 тыс. вагонов с нефтеналивными грузами, достигнув пятилетнего максимума. Компания объясняет это первыми серьезными холодами и проблемами с выгрузкой цистерн в портах, но портовики с этим не согласны

Национальная транспортная компания вступила в Союз операторов железнодорожного транспорта

Национальная транспортная компания вступила в Союз операторов железнодорожного транспорта РЖД-Партнер: АО «Национальная транспортная компания» вступило в СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта». Под управлением компании находится более 51,1 тыс. полувагонов и 4,2 тыс. минераловозов, вагоноремонтное депо в Невинномысске, а также шесть морских терминалов – два в Мурманске, два на Дальнем Востоке (Ванино и Находка), один в Краснодарском крае (Туапсе) и один в Силламяэ (Эстония).

Это «Госвагон» бежит, качается

Это «Госвагон» бежит, качается Коммерсантъ: Падение цен на уголь приведет к тому, что снизятся ставки предоставления вагонов и, как следствие, их заказы у производителей, предупреждают в N.Trans Lab. Попытки сгладить резкие колебания могут принять форму деприватизации операторского рынка, создания «биржи вагонов», консолидации или глубокой координации вагоностроения под управлением государства. Более вероятным эксперты видят сценарий, условно названный «Госвагоном», хотя наиболее адекватным считают развитие биржи. Операторы же подчеркивают, что выживать в кризис им позволяют недоступные через торги долгосрочные контракты.

Железные дороги не вписались в план

30.11.2012

Впервые после кризиса монополия на 3% недовыполнила план. Обычный для этого года месячный рост погрузки на уровне более 3% в октябре и ноябре сократился вдвое. В наиболее доходном сегменте она даже упала на 3%. Аналогичная ситуация была перед кризисом, и руководство ОАО РЖД уже направило "тревожный сигнал" первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Но, по данным " Ъ", на фоне проблем с перевозками среднесуточные заявки от грузоотправителей даже превышают прогнозы ОАО РЖД. По мнению участников рынка, это говорит скорее о проблемах с пропускной способностью сети, а не с экономикой России.
Вчера в Новосибирске президент ОАО РЖД Владимир Якунин объявил о проблемах с ростом железнодорожных перевозок в России. "Ноябрь показал серьезные тенденции падения погрузки, что мы оцениваем как возможный предвестник или сигнал ухудшения экономической конъюнктуры, - пояснил топ-менеджер. - Не хочу говорить о кризисе, но впервые после 2008 года в ноябре мы фиксируем выполнение плана по погрузке на 97%. Это не потому, что мы стали работать хуже. Груза нет. Поэтому декабрь будет очень тяжелым".
Полторы недели назад на деловом завтраке с прессой господин Якунин уже поднимал эту тему. Тогда он говорил, что ожидает тревожную статистику по ноябрю. "Я готовлю соответствующее обращение на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова", - рассказал глава ОАО РЖД, подчеркнув, что считает объем погрузки одним из ключевых индикаторов для экономики. Вчера в секретариате Игоря Шувалова отказались комментировать обращение главы ОАО РЖД. Один из федеральных чиновников подтвердил "Ъ", что оно было направлено. "Но поводов для паники нет, - полагает собеседник "Ъ". - Видимо, можно говорить о не самой благоприятной конъюнктуре рынка, но вряд ли стоит делать глобальные выводы об экономике в целом".
Статистика железнодорожных перевозок по ноябрю еще не опубликована, но "Ъ" удалось ознакомиться с промежуточными данными. По ним за 28 дней ноября объем погрузки вырос на 1,5% к ноябрю 2011 года. В то же время погрузка грузов третьего класса (наиболее дорогие и доходные для ОАО РЖД перевозки, например нефти и нефтепродуктов) снизилась на 3%. Отставание от плана ОАО РЖД составило 2,3%, причем оно сильнее всего проявилось по грузам самого массового и дешевого первого класса (это, например, энергетический уголь) - на 4%.
В то же время среднесуточная заявка грузоотправителей в ноябре составляла 3,69 млн тонн при плане ОАО РЖД 3,62 млн тонн. "Это говорит о том, что проблема не только с грузами, о чем говорит глава ОАО РЖД, но и с пропускной способностью сети, - уверяет один из участников рынка. - Есть явные сложности, связанные с ограничениями инфраструктуры". В результате создается технический профицит в системе и снижается скорость передвижения вагонов, добавляет топ-менеджер другого крупного оператора, как следствие - клиентам требуется больше и вагонов, и времени для вывоза груза.
Но падение темпов роста погрузки все равно является тревожным фактором, считают аналитики. В Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) отмечают, что железнодорожным транспортом в России перевозится до 80% промышленных товаров и сырья, поэтому ситуация в отрасли отражает показатель спроса на промпродукцию в экономике. "Ситуация отчасти похожа на то, что происходило в 2008 году: рост в начале года и падение к осени, - поясняет глава департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук. - Однако теперь процесс не такой резкий. Мы прогнозируем, что в первом квартале 2013 года прирост погрузки будет минимален, вероятно даже падение".
Из грузов, занимающих существенную долю в общем объеме перевозок, сильнее всего в ноябре просели, например, лесные (падение погрузки на 16,7%), черные металлы (на 2,4%) и их лом (на 8,7%), зерно (на 23,3%), химические удобрения (на 6,7%), цветные металлы (на 15,6%).
Металлурги в снижении объемов перевозок в основном не признаются. Сталелитейные компании предпочитают этот вопрос не комментировать.
ГМК "Норильский никель" почти не пользуется услугами ОАО РЖД. В "Русале" отмечают, что по статистике ГВЦ РЖД перевозки алюминиевой компании в январе - сентябре выросли на 1,2%. Зато в УГМК сообщили, что в связи с удорожанием перевозок по железной дороге компания активно переходит на автомобильный транспорт. "Полностью отказаться от "железки" мы не можем, так как везем руду на серьезные расстояния, но готовую продукцию, в том числе в Европу, перевозим преимущественно автомобилями, - такая тенденция наметилась в середине 2011 года и усилилась в этом году", - рассказал представитель УГМК. Начальник отдела российских перевозок компании "Лорри" (крупный оператор в Уральском регионе) Александр Беринцев говорит, что у многих металлургов перешли на авторынок "заметные объемы перевозок", это обусловлено и фактором цены, и периодической нехваткой вагонов. Свою роль в показателях погрузки сыграл и низкий урожай 2012 года (около 72 млн против 93 млн тонн зерна в прошлом году), отмечает заместитель гендиректора ЦМАКП Владимир Сальников.


Газета "Коммерсант", 30 ноября 2012 г.


Возврат к списку