Железные дороги поедут по указам

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обновило долгосрочную программу развития

ОАО РЖД выпустило новую версию долгосрочной программы развития (ДПР) до 2025 года на базе свежих майских указов президента РФ. В ней предусмотрен больший рост финансовых показателей компании: так, чистая прибыль должна увеличиться в 16 раз к итогам 2017 года, до 282,5 млрд руб. ОАО РЖД планирует амбициозное увеличение погрузки и грузооборота (за счет колоссальных объемов угля) и заметно улучшило прогноз по пассажирообороту, который в первой версии программы стагнировал, а по обновленным оценкам будет расти на 3% в год.

Хлебный год

ГУДОК: Погрузка зерна на сети РЖД за январь – май текущего года достигла 12,3 млн тонн (+51,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Больше половины (7,8 млн тонн) погружено на экспорт, при этом объёмы вывоза увеличились на 85%. Свою роль сыграли меры поддержки экспорта и тарифные инициативы РЖД.

Лесовозы уедут за границу

КОММЕРСАНТ: Финляндия попросила у России вагоны
Как стало известно “Ъ”, Финляндия предложила России допустить российские вагоны-лесовозы на местный рынок. Сейчас при росте производства в финской лесной промышленности парка не хватает, найти вагоны в ЕС трудно из-за разницы в ширине колеи. Порядка 2 тыс. лесовозных платформ из РФ ежедневно оказываются в Финляндии, но задействовать их в местных перевозках нельзя. Ведомства РФ обдумывают предложение, а операторы вагонов, хотя и заинтересованы в нем, не понимают пока, как технически организовать экспорт услуг по перевозке леса.

Зона непредсказуемости

19.12.2012

Эксперты и специалисты РЖД полагают, что в мировой экономике накопилось много рисков, которые могут замедоить ее рост. Это негативно отразится на российской промышленности и, как следствие, на железнодорожных перевозках.
Как сообщил на итоговом заседании правления ОАО "РЖД" президент компании Владимир Якунин, есть большая доля вероятности, что в следующем году развитие экономики пойдет не по умеренно позитивному сценарию Минэкономразвития, из которого обычно исходит компания, составляя прогноз перевозок, а по негативному. Сейчас рост погрузки предполагается на уровне 2,5% (1,314 млрд тонн) вместо 2,7% в этом году.
Как полагает руководитель глобальной практики "Эрнст энд Янг" по оказанию услуг предприятиям горнодобывающей и металлургической отраслей Майкл Эллиот, в 2013 году заводы будут действовать уже в других условиях, хотя глобальный спрос на металлургическую продукцию будет велик.
"Экономическая нестабильность снижает у акционеров порог чувствительности к рискам, в результате чего они усиливают давление на горнодобывающие компании, требуя от них максимально эффективного выполнения заявленных проектов и не позволяя им при этом расходовать средства на новые инициативы или инвестиционные проекты", - замечает Майкл Эллиот.
Президент фонда "Центр стратегических разработок" (ЦСР) Михаил Дмитриев затрудняется сказать что-то определенное о тенденциях развития экономики на следующий год. Даже Минэкономразвития в своем прогнозе до 2020 года дало шесть сценариев вместо трех. "Дело в том, что по одному из сценариев торможение начнется уже в следующем году, а это отразится на всех прогнозах, - пояснил Михаил Дмитриев. - Поэтому министерство постаралось оставить себе широкий коридор для маневра".
Пока перспективы не выглядят особо тревожными. Индекс оптимизма, составленный по опросам менеджеров по закупкам крупных компаний, превышает 50%. Кроме России, в мире всего четыре такие страны. Однако, как говорит президент ЦСР, еврозона все глубже вползает в рецессию. Индекс промышленного производства там уже прошел половину пути от того падения, которое было зафиксировано в 2008-2009 годах, а дна все еще не видно. Российский экономический цикл с небольшой задержкой коррелируется с европейским, поскольку ЕС - наш основной рынок сбыта. И это основной риск для страны.
"Мотором, который вытягивает сейчас российский ВВП, являются в основном сфера услуг, финансовый сектор, розничная торговля и недвижимость, - поясняет Михаил Дмитриев. - Это явно не основные клиенты РЖД. В добывающих отраслях темпы роста уже превысили докризисные, поэтому трудно ожидать там дальнейшего увеличения добычи".
В департаменте экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" говорят, что основываются на прогнозах Минэкономразвития, но тоже видят возрастание рисков замедления экономического роста. Поэтому в РЖД полагают, что нужно принимать во внимание и те прогнозы, по которым рост ВВП составит менее 3%. По негативному сценарию МЭРа, в случае стагнации в еврозоне рост российского ВВП составит всего 0,5%, а промышленности - 1,4%. Даже при таких обстоятельствах погрузка угля несколько увеличится, поскольку добычу поддерживает экспорт в Китай, а внутреннее потребление остается стабильным. Но по металлургическим грузам есть риски падения, так как они сильно зависят от мировой промышленной конъюнктуры.
Совершенно точно, что в следующем году РЖД потеряют большие объемы нефти, которые уйдут в трубу в связи со строительством ВСТО. Неопределенной остается ситуация и со строительными грузами. Исходя из того, что строительство хотя и небольшими темпами, но будет расти, перевозки цемента не должны пострадать. Однако все будет зависеть от того, станет ли государство финансировать и реализовывать крупные проекты, например заявленное увеличение прокладки автодорог, замечают в департаменте. Пока правительство очень осторожно относится к крупным стройкам.


Газета "Гудок", 19 декабря 2012 г.


Возврат к списку