Операторы едут на угле

КОММЕРСАНТ: Рынок предоставления железнодорожного подвижного состава продолжает расти в условиях угольного бума. Экспортная конъюнктура способствует тому, что быстрее всего прирастает объем перевозок в инновационных (тяжеловесных) вагонах, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за первое полугодие. При этом операторы начали отказываться от аренды вагонов на фоне роста ставок. Одним из факторов, толкавших в первом полугодии ставку аренды вверх, на рынке называют снижение скорости движения на сети.

Машины позвали на Транссиб

КОММЕРСАНТ: Автопром просит новых скидок от ОАО РЖД
Автоконцерн «Соллерс», работающий на Дальнем Востоке, просит закрепления тарифных скидок ОАО РЖД на десять лет. Это, по мнению совладельца концерна Вадима Шевцова, позволит перевести импорт автомобилей в РФ с морских маршрутов на Транссиб. Азиатские автоконцерны пока ждут предложений от ОАО РЖД, а монополия, в свою очередь, — гарантированных объемов, оправдывающих скидку. Аналитики считают, что вес автоперевозок в бизнесе ОАО РЖД невелик, но сегмент перспективен — в частности, из-за крайне низких ставок на вагоны-автомобилевозы и поручений президента по развитию транзита по Транссибу.

Ключевое звено

19.12.2012

ОАО «РЖД» – индикатор экономики страны. Компания даёт работу почти двум десяткам отраслей промышленности. А потому от эффективности её деятельности зависит развитие всего хозяйственного комплекса.
Об этом говорил вчера на итоговом заседании правления ОАО "РЖД" президент компании Владимир Якунин. О начале работы газета рассказала в предыдущем номере.
По его словам, если в последние два месяца объемы грузовой работы на сети по-прежнему растут весьма существенно, то погрузка непропорционально падает. "Нам очень важно определить причины происходящего и при выработке стратегических решений не замыкаться лишь на собственных, пусть и профессиональных, интересах. Компания дает работу 19 отраслям экономики. А поэтому необходимо просчитывать все последствия, которые могут повлиять на макроэкономические показатели в масштабах всей страны", - подчеркнул Владимир Якунин.
В связи с этим первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов предложил при формировании грузовой базы обращать внимание и на рост перевозок в транзитном и импортном сообщениях, демонстрирующих ныне высокую динамику. Объемы транзита в этом году составят почти 34 млн тонн, что на 13,5%, или 3,6 млн, выше, чем в прошлом году. При этом при оценке плановых показателей следует иметь в виду, что именно грузооборот, а не погрузка более точно отражает объем произведенной работы. И, соответственно, определяет уровень дохода от перевозок.
Повысить эффективность управления перевозками компании должна и комплексная программа на 2011-2015 годы по поэтапному переходу на движение грузовых поездов по расписанию, а также на комплексную интегрированную технологию управления движением. Уже начатая в этом направлении работа позволила повысить в этом году маршрутную скорость контейнерных и рефрижераторных ускоренных поездов до 865 км/сут. Это на 43 км больше прошлогоднего показателя.
Как отметил старший вице-президент ОАО "РЖД" Валерий Решетников, необходимо менять тарифную систему в грузовых перевозках, поскольку при действующем Прейскуранте 10-01 ежегодную индексацию ставок можно считать неполноценной. Поэтому нужно создать специальный проектный офис для изменения системы тарифообразования. Также в 2013 году необходимо продолжить уже начатое повышение эффективности управления перевозками. При формировании годового графика движения надлежит обеспечить соблюдение оптимального баланса в организации грузового и пассажирского движения.
По словам Вадима Морозова, лучшим ответом на этот вопрос станет развитие направлений с их специализацией под пассажирское и грузовое движение.
По словам генерального директора ОАО "ВНИИЖТ" Бориса Лапидуса, нынешнее совмещение грузового и пассажирского движения увеличивает себестоимость перевозок на 25-30%.
Для их разделения, подчеркнул он, необходимо разработать госпрограмму поэтапного повышения провозной способности. При этом ВНИИЖТ готов взяться за масштабный эксперимент по пропуску поезда весом в 60 тыс. тонн на маршруте Алтайская - Карасук. "Это могло бы стать новой вехой в развитии тяжеловесного движения", - сказал Борис Лапидус.
И здесь необходимо обратить особое внимание на развитие инфраструктурного комплекса. В связи с этим, по словам вице-президента компании Александра Целько, важнейшим является формирование актуализированной концепции его развития до 2020 года. Уже доказал свою эффективность переход дистанций пути на участковую систему организации текущего содержания с укрупнением линейных подразделений. А главной новацией будущего года станет переход на круглогодичный режим ремонта и модернизации пути с применением технологий работы на закрытых перегонах. Либо работы должны вестись в четкой договоренности с движенцами и с максимальной концентрацией технических, технологических и людских ресурсов. Внедрение этой технологии в следующем году потребует пересмотра взаимодействия между инфраструктурным блоком и поставщиками ресурсов для ремонта. Оно должно быть заложено в директивный план. Главное его отличие - выполнение 50% работ в европейской части до ввода летнего графика с окончанием всей кампании до 1 ноября. При этом после проведения капремонта и реконструкции путь должен обеспечивать пропуск грузовых поездов с максимально допустимой скоростью - до 90 км/ч.
Безопасность движения - одна из ключевых составляющих эффективной работы сети. Как заявил вице-президент компании Шевкет Шайдуллин, для гарантии ее обеспечения с 1 января будут введены правила допуска подвижного состава на инфраструктуру ОАО "РЖД", исключающие выход на пути общего пользования вагонов, не отвечающих соответствующим требованиям. По его словам, необходим переход к новой методологии управления рисками безопасности движения - от принципа "реагировать и выправлять" к принципу "предвидеть и предупреждать".
Также в 2013 году необходимо наладить системную работу по развитию взаимодействия и формированию сквозных технологических и управленческих процессов, заставив вертикали холдинга работать на единую цель. Для этого разрабатывается новая технологическая и правовая база организации перевозок, а также инновационная система управления и автоматизации производственных процессов. Как подчеркнул вице-президент ОАО "РЖД" Алексей Илларионов, в 2012 году при организации взаимодействия между бизнес-единицами начали применяться такие эффективные инструменты, как сбалансированная система показателей, сквозное планирование, внутренний обмен услугами. Разработана и готовится к внедрению комплексная концепция системы внутреннего оборота услуг.
Все эти меры в целом позволят компании максимально удовлетворить спрос на перевозки, повысить качество работы и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.


Газета "Гудок", 19 декабря 2012 г.


Возврат к списку