ИПЕМ предложил возможный механизм регулирования профицита парка грузовых вагонов

ИПЕМ предложил возможный механизм регулирования профицита парка грузовых вагонов РЖД-ПАРТНЕР: По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), наблюдаемый пик производства грузовых вагонов несет риски как для вагоностроителей, так и для железнодорожного транспорта в целом. ИПЕМ считает, что системную проблему неравномерности производства подвижного состава возможно решить долгосрочным регулированием тарифов на отстой порожних вагонов.

"Хочется взять кран"

19.12.2012

Участники перевозочного процесса на дискуссии в рамках 10-й международной конференции "Рынок транспортных услуг" попытались найти решение проблемы избытка порожних вагонов на сети РЖД. Среди предложений - измерение законодательства (дополнение к приказу № 258 Минтранса), принудительное отправление порожняка в "отстойники" и ужесточение формы приёма заявки на подвижной состав.
"По сути, мы все оказались заложниками того количества состава, который отставлен от движения не по вине перевозчика, а по объективным обстоятельствам избыточного парка", - отметил первый заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" Сергей Колесников.
Он напомнил участникам "круглого стола" "Грузовладелец: качество обслуживания", что избыток порожних вагонов на сети контролируется приказом № 258 (закрепляет за перевозчиком право регулировать прием порожних вагонов на инфраструктуру. - Ред.).
"Наши действия направлены в основном на то, чтобы упорядочить прием порожних вагонов, - сказал представитель ЦФТО, - с максимальным обеспечением подачи подвижного состава грузоотправителям".
Но среди большого количества собственников хозяев некоторых вагонов нелегко обнаружить. И начальник управления по транспорту ОАО "Северсталь" Сергей Нарышкин выразил опасение по поводу наличия "партизанских вагонов" (вагонов неопределенного собственника), которые забивают пути как общего, так и необщего пользования.
"Большой риск - вплоть до остановки производства - "брошенные" порожняки.
Мы не понимаем, каким образом они у нас появились. Мы даже принимали решение провести совместную ревизию, чтобы понять, откуда эти вагоны. Когда забиваются пути, хочется просто взять кран и отставить эти вагоны", - говорит Сергей Нарышкин.
По его словам, предприятия мониторят обстановку с порожняком сами с октября текущего года, когда проблема начала приобретать статус критической. И уже с ноября "Северсталь" значительно сократила число операторов, с которыми компания готова сотрудничать.
"Если раньше их было семь, то сегодня три, - уточняет Сергей Нарышкин. - Их отбирали по принципу "кто лучше держит слово".
Начальник Юго-Восточной железной дороги (ЮВЖД) Анатолий Володько добавил, что проблема с порожняком до сих пор остра. Количество "брошенных" составов растет.
"С "брошенными" составами зимой создаются дополнительные трудности. Надо откопать этот состав, надо дать бригаду, тормоза попробовать, это большие проблемы", - рассказал глава ЮВЖД.
ЦФТО, по словам господина Колесникова, уже ограничивает прием порожних цистерн и полувагонов, но уже достаточно много обращений от грузоотправителей об избыточном подходе крытых и платформ и просьб ограничить их подвод.
"Мы приняли решение с конца декабря использовать приказ № 258 и в этом направлении: упорядочить прием крытых и платформ под погрузку грузоотправителям исходя из потребного количества, согласно количеству заявок на перевозку грузов формы ГУ-12, - говорит Сергей Колесников.
- То есть будем принимать количество, которое необходимо под погрузку".
Он сказал, что операторы - собственники подвижного состава должны оценивать количество необходимого подвижного состава и обращаться в РЖД для отстоя неиспользуемого подвижного состава.
"На официальном сайте мы разместили 1200 станций для 1300 путей, которые могут быть использованы под отстой невостребованного подвижного состава.
И сегодня, в преддверии праздников, ситуация будет усугубляться", - говорит Сергей Колесников.
Участники дискуссии отметили, что частично проблему с порожними вагонами на сети могут решить координационные советы на регулярной основе (раз в месяц), маршрутизация перевозок и внесение поправок в приказ № 258.
"Нужно внести изменения в приказ № 258 и заставить насильно выводить эти составы и владельцев - платить дополнительно за инфраструктуру. Я думаю, другого пути нет, чтобы решить эту проблему", - сказал Анатолий Володько.
"Приказ надо дополнить или издать новый, где нормативно будут прописаны процедура, условия, при которых каким образом, каким механизмом невостребованный порожняк будет выводиться в места отстоя.
За "брошенными" вагонами операторы не поедут. Им комфортнее оплатить там простой, чем перевозку вагона и отстой", - считает Сергей Нарышкин.
Но и сами грузовладельцы частично виноваты в избытке порожняка. При планировании на месяц они делают заявку на количество вагонов, превышающее их потребности, а в течение месяца не раз корректируют заявку.
Поэтому в ЦФТО будут ужесточать форму заявки на осуществление перевозок.
"Мы установили логику по графикам погрузки, но эти графики ежесуточно меняются. Первоначально заявка дается, например, на 20 вагонов, потом грузоотправитель, учитывая, что по собственникам разные вагоны подводятся, корректирует, - сказал Сергей Колесников. - Мы предложили сократить количество корректировок ГУ-12 грузоотправителями по собственникам на законодательном уровне".


Газета "Гудок", 19 декабря 2012 г.


Возврат к списку