Операторы едут на угле

КОММЕРСАНТ: Рынок предоставления железнодорожного подвижного состава продолжает расти в условиях угольного бума. Экспортная конъюнктура способствует тому, что быстрее всего прирастает объем перевозок в инновационных (тяжеловесных) вагонах, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за первое полугодие. При этом операторы начали отказываться от аренды вагонов на фоне роста ставок. Одним из факторов, толкавших в первом полугодии ставку аренды вверх, на рынке называют снижение скорости движения на сети.

Машины позвали на Транссиб

КОММЕРСАНТ: Автопром просит новых скидок от ОАО РЖД
Автоконцерн «Соллерс», работающий на Дальнем Востоке, просит закрепления тарифных скидок ОАО РЖД на десять лет. Это, по мнению совладельца концерна Вадима Шевцова, позволит перевести импорт автомобилей в РФ с морских маршрутов на Транссиб. Азиатские автоконцерны пока ждут предложений от ОАО РЖД, а монополия, в свою очередь, — гарантированных объемов, оправдывающих скидку. Аналитики считают, что вес автоперевозок в бизнесе ОАО РЖД невелик, но сегмент перспективен — в частности, из-за крайне низких ставок на вагоны-автомобилевозы и поручений президента по развитию транзита по Транссибу.

"Хочется взять кран"

19.12.2012

Участники перевозочного процесса на дискуссии в рамках 10-й международной конференции "Рынок транспортных услуг" попытались найти решение проблемы избытка порожних вагонов на сети РЖД. Среди предложений - измерение законодательства (дополнение к приказу № 258 Минтранса), принудительное отправление порожняка в "отстойники" и ужесточение формы приёма заявки на подвижной состав.
"По сути, мы все оказались заложниками того количества состава, который отставлен от движения не по вине перевозчика, а по объективным обстоятельствам избыточного парка", - отметил первый заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" Сергей Колесников.
Он напомнил участникам "круглого стола" "Грузовладелец: качество обслуживания", что избыток порожних вагонов на сети контролируется приказом № 258 (закрепляет за перевозчиком право регулировать прием порожних вагонов на инфраструктуру. - Ред.).
"Наши действия направлены в основном на то, чтобы упорядочить прием порожних вагонов, - сказал представитель ЦФТО, - с максимальным обеспечением подачи подвижного состава грузоотправителям".
Но среди большого количества собственников хозяев некоторых вагонов нелегко обнаружить. И начальник управления по транспорту ОАО "Северсталь" Сергей Нарышкин выразил опасение по поводу наличия "партизанских вагонов" (вагонов неопределенного собственника), которые забивают пути как общего, так и необщего пользования.
"Большой риск - вплоть до остановки производства - "брошенные" порожняки.
Мы не понимаем, каким образом они у нас появились. Мы даже принимали решение провести совместную ревизию, чтобы понять, откуда эти вагоны. Когда забиваются пути, хочется просто взять кран и отставить эти вагоны", - говорит Сергей Нарышкин.
По его словам, предприятия мониторят обстановку с порожняком сами с октября текущего года, когда проблема начала приобретать статус критической. И уже с ноября "Северсталь" значительно сократила число операторов, с которыми компания готова сотрудничать.
"Если раньше их было семь, то сегодня три, - уточняет Сергей Нарышкин. - Их отбирали по принципу "кто лучше держит слово".
Начальник Юго-Восточной железной дороги (ЮВЖД) Анатолий Володько добавил, что проблема с порожняком до сих пор остра. Количество "брошенных" составов растет.
"С "брошенными" составами зимой создаются дополнительные трудности. Надо откопать этот состав, надо дать бригаду, тормоза попробовать, это большие проблемы", - рассказал глава ЮВЖД.
ЦФТО, по словам господина Колесникова, уже ограничивает прием порожних цистерн и полувагонов, но уже достаточно много обращений от грузоотправителей об избыточном подходе крытых и платформ и просьб ограничить их подвод.
"Мы приняли решение с конца декабря использовать приказ № 258 и в этом направлении: упорядочить прием крытых и платформ под погрузку грузоотправителям исходя из потребного количества, согласно количеству заявок на перевозку грузов формы ГУ-12, - говорит Сергей Колесников.
- То есть будем принимать количество, которое необходимо под погрузку".
Он сказал, что операторы - собственники подвижного состава должны оценивать количество необходимого подвижного состава и обращаться в РЖД для отстоя неиспользуемого подвижного состава.
"На официальном сайте мы разместили 1200 станций для 1300 путей, которые могут быть использованы под отстой невостребованного подвижного состава.
И сегодня, в преддверии праздников, ситуация будет усугубляться", - говорит Сергей Колесников.
Участники дискуссии отметили, что частично проблему с порожними вагонами на сети могут решить координационные советы на регулярной основе (раз в месяц), маршрутизация перевозок и внесение поправок в приказ № 258.
"Нужно внести изменения в приказ № 258 и заставить насильно выводить эти составы и владельцев - платить дополнительно за инфраструктуру. Я думаю, другого пути нет, чтобы решить эту проблему", - сказал Анатолий Володько.
"Приказ надо дополнить или издать новый, где нормативно будут прописаны процедура, условия, при которых каким образом, каким механизмом невостребованный порожняк будет выводиться в места отстоя.
За "брошенными" вагонами операторы не поедут. Им комфортнее оплатить там простой, чем перевозку вагона и отстой", - считает Сергей Нарышкин.
Но и сами грузовладельцы частично виноваты в избытке порожняка. При планировании на месяц они делают заявку на количество вагонов, превышающее их потребности, а в течение месяца не раз корректируют заявку.
Поэтому в ЦФТО будут ужесточать форму заявки на осуществление перевозок.
"Мы установили логику по графикам погрузки, но эти графики ежесуточно меняются. Первоначально заявка дается, например, на 20 вагонов, потом грузоотправитель, учитывая, что по собственникам разные вагоны подводятся, корректирует, - сказал Сергей Колесников. - Мы предложили сократить количество корректировок ГУ-12 грузоотправителями по собственникам на законодательном уровне".


Газета "Гудок", 19 декабря 2012 г.


Возврат к списку