ИПЕМ предложил возможный механизм регулирования профицита парка грузовых вагонов

ИПЕМ предложил возможный механизм регулирования профицита парка грузовых вагонов РЖД-ПАРТНЕР: По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), наблюдаемый пик производства грузовых вагонов несет риски как для вагоностроителей, так и для железнодорожного транспорта в целом. ИПЕМ считает, что системную проблему неравномерности производства подвижного состава возможно решить долгосрочным регулированием тарифов на отстой порожних вагонов.

Вектор развития

18.12.2012

На двухдневном итоговом годовом заседании правления ОАО "РЖД", начавшемся вчера в Москве, президент компании Владимир Якунин констатировал, что при неопределенной ситуации на мировых рынках компании предстоит больше рассчитывать на собственные вклады.
Свой основной доклад Владимир Якунин начал с темы реформирования корпоративной системы управления (полностью доклад наша газета опубликует в одном из ближайших номеров). Компания перешла от территориальной системы управления к общесетевой, что позволяет решить ряд задач в новых условиях.
"Возможности существенной финансовой поддержки ограниченны, а потенциал заимствования в ближайшие два года будет исчерпан, - сообщил глава холдинга. - Поэтому необходимо находить внутренние резервы, разрабатывать и реализовывать мероприятия по сокращению расходов и наращиванию доходов".
Здесь особое место занимают межрегиональные координационные советы, через которые железнодорожники взаимодействуют с грузоотправителями, региональными органами власти. Эффективная работа в таких условиях должна стать главной целью руководителей холдинга на всех уровнях на следующий год.
"Бережно относитесь к ресурсам компании - их очень мало", - предупредил президент ОАО "РЖД". За счет оптимизации издержек планируется экономить ежегодно 24-25 млрд руб.
Как отметил Владимир Якунин, в октябре был зафиксирован спад погрузки, что поставило вопрос о корректировке повышенных планов ОАО "РЖД" и возвращении их на первоначальный уровень, рассчитанный специалистами компании в начале года.
Основным двигателем экономического роста остается экспорт, а мировая конъюнктура по-прежнему неопределенна. Как полагает Владимир Якунин, ссылаясь на международный опыт, инвестиции в инфраструктуру носят ярко выраженный антикризисный характер, и их нужно применять для стимулирования экономического роста. Компания сделала всю работу по классификации соответствующих проектов, их финансированию и направила в правительство. Дефицит финансовых средств до 2020 года составляет 2,1 трлн руб.
Серьезная проблема, которая затрудняет работу и снижает конкурентоспособность, - избыточный парк на сети, который оценивается экспертами в 200 тыс. единиц. Здесь явный пробел в законодательной базе. "Отсутствие определения статуса оператора, ответственности этого участника рынка, а также свободное перемещение порожних вагонов по сети будет приводить к постоянному росту тарифов", - заявил Владимир Якунин.
Для оптимизации перевозок компания разработала единый сетевой технологический процесс (ЕСТП). Сейчас он обсуждается участниками рынка.
Холдинговая структура позволяет получать дополнительные доходы (хотя и разовые) от продажи акций дочерних обществ. Это создает условия для конкуренции и привлечения новых технологий. В следующем году компания должна получить около 76 млрд руб. от продажи пакетов ДЗО. Однако такие продажи снова ставят вопрос о замещении выпадающих доходов.
В пассажирском секторе заметен рост перевозок (5,8%), причем это произошло за счет улучшения качества услуг. Особенно это видно в скоростном сегменте. Заполняемость "Сапсанов" близка к 100%. За три года эти поезда перевезли более 3,7 млн человек. Однако отмена субсидирования плацкартных мест для работающих граждан ставит под вопрос положительные тенденции в дальнем сообщении. Поэтому перед пассажирским комплексом на следующий год ставится главная задача - не допустить сокращения перевозок.
Вице-премьер Аркадий Дворкович признал, что работать приходится в условиях жестких бюджетных ограничений, но решение инвестиционных проблем кабинет министров все же ищет. "Мы смогли определиться с приоритетами, и, надеюсь, в ближайшие месяцы мы найдем в себе мужество принять решение по строительству высокоскоростной магистрали, - отметил он. - В предшествующие годы мы смогли убедиться в необходимости этих проектов и близки к тому, чтобы принять решение на политическом уровне, потому что это даст большой синергетический эффект для всей экономики".
По словам вице-премьера, достигнут компромисс и по технологии управления перевозками. Необходимые решения по технологии перевозок будут приняты в течение двух месяцев. По итогам первого квартала следующего года правительство вернется и к рассмотрению ситуации с дальними пассажирскими перевозками.
"Сейчас разрабатывается план долгосрочного тарифного регулирования, который должен определить методологию установления тарифов на срок не менее пяти лет, - сообщил министр транспорта Максим Соколов. - Также разработан, направлен в правительство проект "сетевого контракта" между государством и владельцем инфраструктуры, который определяет вектор взаимодействия компании и государства на долгосрочную перспективу".
Присутствующие на правлении губернаторы, а также члены Совета Федерации настаивали на продолжении государственной поддержки пригородных перевозок, ссылаясь на то, что дотационные бюджеты с трудом справляются даже с софинансированием обязательных федеральных программ. В то же время для регионов очень важно полноценное функционирование железных дорог, поскольку, помимо пригородного сообщения, РЖД обеспечивают загрузку местных предприятий заказами и отчисляют значительные средства на налоги в бюджеты всех уровней.

Газета "Гудок", 18 декабря 2012 г.


Возврат к списку