Железные дороги поедут по указам

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обновило долгосрочную программу развития

ОАО РЖД выпустило новую версию долгосрочной программы развития (ДПР) до 2025 года на базе свежих майских указов президента РФ. В ней предусмотрен больший рост финансовых показателей компании: так, чистая прибыль должна увеличиться в 16 раз к итогам 2017 года, до 282,5 млрд руб. ОАО РЖД планирует амбициозное увеличение погрузки и грузооборота (за счет колоссальных объемов угля) и заметно улучшило прогноз по пассажирообороту, который в первой версии программы стагнировал, а по обновленным оценкам будет расти на 3% в год.

Хлебный год

ГУДОК: Погрузка зерна на сети РЖД за январь – май текущего года достигла 12,3 млн тонн (+51,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Больше половины (7,8 млн тонн) погружено на экспорт, при этом объёмы вывоза увеличились на 85%. Свою роль сыграли меры поддержки экспорта и тарифные инициативы РЖД.

Лесовозы уедут за границу

КОММЕРСАНТ: Финляндия попросила у России вагоны
Как стало известно “Ъ”, Финляндия предложила России допустить российские вагоны-лесовозы на местный рынок. Сейчас при росте производства в финской лесной промышленности парка не хватает, найти вагоны в ЕС трудно из-за разницы в ширине колеи. Порядка 2 тыс. лесовозных платформ из РФ ежедневно оказываются в Финляндии, но задействовать их в местных перевозках нельзя. Ведомства РФ обдумывают предложение, а операторы вагонов, хотя и заинтересованы в нем, не понимают пока, как технически организовать экспорт услуг по перевозке леса.

Адрес в норме

24.12.2012

Ноябрь вслед за октябрём не порадовал высокими темпами роста погрузки. В прошлом месяце среднесуточно на сети отгружалось 3,54 млн тонн, что лишь на 1,5% выше, чем в ноябре прошлого года. И это довольно низкая динамика, хотя и на 0,2% с превышением октябрьских темпов.
В целом же динамика погрузки в четвертом квартале существенно снизилась. Особенно заметно замедление во внутрироссийском сообщении на фоне значительного экспортного ускорения. Так, по данным ЦФТО, если в сентябре внутри страны прирост к прошлому году составил 4,3%, то в октябре - 1,1%, а в ноябре он уже отрицательный - 0,9%. Погрузка же в экспортном сообщении сохраняет положительную динамику, что частично компенсирует потери во внутренних перевозках.
По данным ЦФТО, при общем падении погрузки за январь - ноябрь на 5,1% к 2007 году экспорт вырос на 6,4%. Более того, через припортовые станции перевезено грузов больше на 32,3%, чем пятью годами ранее, в то время как через сухопутные погранпереходы грузопотоки иссякли на 16,6%.
В сравнении же с прошлым годом по итогам 11 месяцев отличились Юго-Восточная, Куйбышевская и Южно-Уральская дороги, где прирост погрузки составил соответственно 6,3%, 8,5% и 7,5%.
В ноябре на 6% ниже плана отгружалось строительных грузов, на 2,1% - лесных грузов, почти на 4% - цемента, на 2,6% - лома черных металлов.
К сожалению, замедление роста промпроизводства, недофинансирование в строительной отрасли, снижение спроса на черные металлы и металлолом приводят к отказам грузоотправителей от ранее заявленных объемов данных номенклатур.
В ноябре на сети особенно ощутимо было отставание в погрузке строительных грузов.
Весьма существенными были потери стройматериалов на Октябрьской и Свердловской. Как сообщили в ЦФТО, снижение погрузки этой номенклатуры в ноябре 2012 года к прошлому месяцу составило 20,3%, а вот к аналогичному периоду прошлого года отмечен рост на 2,1%. Сезонный фактор снижения погрузки на нужды стройкомплекса был усугублен участившимися случаями неоплаты со стороны потребителей инертных грузов.
В некоторой степени удалось перекрыть потери строительных, металлургических и других грузов за счет рекордной погрузки угля на Западно-Сибирской дороге.
Рост погрузки каменного угля в ноябре там составил 7,5% к уровню 2011 года, что произошло из-за стабильно высокого спроса на российский уголь со стороны стран-импортеров. В то же время в ноябре к уровню октября на дороге отмечено небольшое сезонное снижение погрузки каменного угля на 0,6%, несмотря на рост экспортных отправок на 3,1%.
В ноябре объем погрузки черных металлов на сети оказался ниже на 1,5%, чем в прошлом году. В сравнении с предыдущим октябрем снижение еще больше - на 2,6%. Как сообщили в ЦФТО, основная причина падения - нестабильность спроса на экспортных рынках металла и снижение спроса внутри страны со стороны трубной отрасли, где завершен ряд крупных проектов.
К сожалению, и в ноябре не была преодолена тенденция хронического невыполнения плановых значений качественных показателей эксплуатационной работы. План по участковой скорости оказался недовыполненным на 11,8%, по обороту вагона - на 1,8%. При этом план по среднесуточной производительности локомотива с начала года выполнили Октябрьская, Калининградская, Горьковская, Северная, Красноярская и Свердловская дороги. Все они, кроме ГЖД и СвЖД, а также Западно-Сибирская справились с заданием по участковой скорости.
К положительным моментам ноября необходимо отнести продолжение снижения доли вагонов, прибывших с нарушением срока доставки. В ноябре этот показатель уменьшился еще на 2%. Наибольший процент снижения доли вагонов, прибывших с просрочкой, достигнут на Северо-Кавказской (-18,3%), Московской (-9,9%), Южно-Уральской (-9,3%), Юго-Восточной (-6%), Дальневосточной (-5,8) и Свердловской (-5,8%) дорогах.
Сейчас вплотную решением вопросов увеличения скорости и сокращения сроков доставки грузов и порожних собственных вагонов занялись дорожные рабочие группы, которые возглавили первые заместители начальников дорог.
Сокращение доли отправок, прибывающих с просрочкой, в ЦФТО объясняют ростом во втором полугодии доли маршрутных отправок и применением методов месячного планирования погрузки с заадресовкой порожних вагонов в соответствии с нормами техплана. Значит, сокращается число претензий к ОАО "РЖД" по уплате пени за просрочку доставки грузов, снижаются и суммы пени.
Позволит существенно повысить качество и эффективность работы ОАО "РЖД" и унификация тарифов. Введенная с 1 ноября на пробег порожних вагонов, она позволяет увеличить коэффициент сдвоенных операций - один из ключевых показателей использования вагонов. Как следствие, можно ожидать сокращения встречного порожнего пробега однородного подвижного состава и процента порожнего пробега вагонов.
В минувшем месяце, как и в октябре, продолжили снижение и темпы роста грузооборота - на 1,4%. В то же время по итогам 11 месяцев этот показатель выше нежели рост погрузки и составил 3,4%.
В ноябре, помимо погрузки, замедлилась и динамика роста пассажирооборота по инфраструктуре ОАО "РЖД". Прирост составил всего 1,6%, в то время как в целом за 11 месяцев - 3,6%. При этом в дальнем следовании в ноябре пассажирооборот увеличен лишь на 0,2%, хотя за 11 месяцев он выше (+2,4%). Хороший прирост пассажирооборота в ноябре в пригородном сообщении (+6,3%), а с начала года он еще выше (+8,1%).
В то же время обильные снегопады в центре России привели к ряду проблем, в частности в пригородном комплексе Московского узла. Ступеньки мостов на ряде станций оказались под наледью, а значит, стали травмоопасными. Президент компании Владимир Якунин обязал и впредь уделять этой проблеме повышенное внимание. Задача одна - нареканий со стороны пассажиров быть не должно. Тем более что зима еще впереди.


Газета "Гудок, 24 декабря 2012 г.


Возврат к списку